В МГППУ проведено исследование влияния феномена фольклорной (народной, традиционной) игры на поведение детей и подростков
Новость
Владимир Анатольевич Чернушевич, доцент кафедры «Юридическая психология и право» факультета юридической психологии МГППУ, подводит итоги десятилетнего исследования сотрудниками факультета феномена фольклорной (народной, традиционной) игры.
Исследовательская работа сопровождалась экспериментальной практикой, которая каждый раз оказывала положительное влияние на поведение детей и подростков, особенно на отношения их к друг другу. Несмотря на доказанную в эксперименте эффективность игровой практики как коррекционно-профилактического инструмента специалиста, работающего с детьми, распространение этой практики оказалось достаточно трудным. Игры с простыми, понятными на первый взгляд игровыми сюжетами оставались недоступными для должного воспроизводства.
Тщательный анализ игровых ситуаций, соотнесение их с основными требованиями к традиционной игре, позволил выделить необходимые фазы становления игры и показал, что только в заключительной фазе «Игры для Другого» раскрывается культурный потенциал игры. Игра действует на эго-установки детей и открывает для них радость сопереживания, сорадования, самоотвержения, со-бытия.
Все фазы должны быть необходимо пройдены: от внешней привлекательности игры своей физической активностью в начале, к возможности самопроявления, демонстрации своей индивидуальности, своего характера, и обязательно – к совместности бытия. Третья фаза требует соответствующих ценностных установок у заводящих игру. К сожалению, у специалистов образования и социальной защиты преобладает субъект-объектный подход в общении с детьми.
Проведенный в статье анализ зарубежной практики традиционной игры, во многом подтверждает аналитические выводы авторов исследования.
Прочесть статью можно в новом выпуске журнала «Психология и право» №3–2023:
- Чернушевич В.А. Народная игра как феномен инкультурации современного ребенка [Электронный ресурс] // Психология и право. 2023. Том 13. № 3. С. 119–134. DOI: 10.17759/psylaw.2023130309.