Трудности доказательного перехода
СМИ о нас
Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ
Перевод обучения в онлайн-среду из-за пандемии позволил накопить новые – цифровые – данные. Они могут дать новое знание и повысить эффективность обучения. Но пока что предстоит научиться обращаться с этими данными.
Вопрос о доказанном качестве образования в новых условиях становится ключевым для развития высшего образования, говорится в свежем докладе «Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию». Доклад подготовили 13 российских вузов и Минобрнауки. Поэтапный переход от управления на основе фрагментарной и разрозненной информации к управлению на основе данных назван в докладе «значимым фактором обновления цифровой инфраструктуры» российских вузов. Но пока эта практика в российских университетах представлена «на разном уровне разработки», пишут авторы доклада.
В категории эволюционности описывает изучение новых данных в образовании Татьяна Подушкина, руководитель Центра доказательного социального проектирования МГППУ: «Мы находимся в фазе качественного скачка: у нас накопилось некоторое количество изменений, которые могут сейчас перейти в новые качественные формы». Пандемия сыграла несущественную роль, считает она: процесс перехода на доказательный подход в образовании начался раньше.
Путь к доказательности предполагает, что управленцы, люди, которые принимают решения, и те, кто их исполняет, будут готовы честно смотреть в лицо фактам, потому что доказательный подход основан именно на них, говорит Татьяна Подушкина: «Если мы действительно можем себе позволить видеть ситуацию такой, какая она есть на самом деле, это очень перспективно. Если она останется на уровне декларации, будет подменяться псевдоисследованиями или ненадежной экспертизой, тогда здесь будет много рисков».
По сравнению с мировым опытом в России уже давно заметен разрыв между развитием социальной науки и социальной практики: практика развивается в своих реалиях, а наука идет своим путем и решает свои задачи. «Сейчас наша главная задача – эту встречу организовать, и она не может быть формальной. Академическому сообществу придется пересматривать многие позиции и ориентироваться именно на задачи практики»,– подводит итог Подушкина.
Впрочем, долгое ожидание может быть компенсировано большими результатами. «Если доказательный подход будет развиваться на всех уровнях, это даст возможность вырабатывать максимально точные инструменты для работы с разными проблемами», – предполагает Татьяна Подушкина. Кроме того, его внедрение позволит тиражировать только те практики и инструменты, которые показали свою высокую эффективность и отсутствие негативных последствий. А это возможно только в длительных наблюдениях, лонгитюдных исследованиях, уточняет она.