Исследователи из МГППУ изучили феномен Zoom-усталости студентов
Новость
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Работу провели в сентябре 2021 года специалисты Центра междисциплинарных исследований современного детства Московского государственного психолого-педагогического университета. Результаты опубликованы на портале PsyJournals.ru в составе сборника «Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021)», который был подготовлен к одноимённой конференции.
Что изучали
Эксперты попытались изучить связь дистанционного обучения в формате видеоконференций с возникновением так называемой Zoom-усталости.
Участниками исследования стали 100 студентов московских вузов в возрасте 17–24 лет. Их попросили ответить на ряд вопросов, связанных:
- с частотой использования Zoom и аналогичных платформ для участия в занятиях;
- состоянием после видеоконференций;
- отношением к такому формату учёбы;
- уровнем истощения и усталости от онлайн-обучения;
- уровнем эмоционального комфорта учащихся.
Как часто студенты участвовали в онлайн-парах
Выяснилось, что большинство респондентов принимали активное участие в онлайн-занятиях. При этом из-за отсутствия единого подхода к их организации число видеоконференций и продолжительность перерывов между ними различались в зависимости от университета.
Чаще всего опрошенные (43%) участвовали в трёх видеоконференциях в день. Реже — в одной-двух (25%) и четырёх-пяти (27%).
Кроме того, учёные поинтересовались, каким было максимальное число онлайн-пар в день. Оказалось, что 41% респондентов столкнулись с вынужденным участием в шести и более дистанционных занятиях. Остальным повезло больше — максимальное число видеоконференций для некоторых студентов составило четыре (25%) или даже две-три (10%) в день.
И хотя многие испытывали усталость от Zoom, 36% опрошенных заявили, что такой формат их абсолютно устраивает. Ещё 56% отметили, что были частично удовлетворены. Остальные же были совсем или частично недовольны им.
Какой режим занятий наиболее предпочтителен для студентов
В основном респонденты хотели бы ограничиваться небольшим числом видеоконференций в день.
Помимо этого, стало известно, что у 84% опрошенных продолжительность видеозанятий составляла полтора часа, а у 10% — более двух. Однако многие студенты предпочли бы, чтобы пары в таком формате длились не более часа (30%) или даже 30–45 минут (16%).
Также выяснилось, что 66% респондентов хотели бы учиться в смешанном режиме, 20% — только очно, а ещё 14% — исключительно дистанционно. По мнению авторов исследования, студенты предпочитают тот вид обучения, к которому адаптировались. Тем, кто адаптировался к дистанту, он нравится больше, чем традиционные занятия, и наоборот. Это подтвердили результаты теста на уровень усталости — её чаще испытывали учащиеся, которым хуже удалось адаптироваться к удалёнке.
Как менялся уровень концентрации
Усвоение пройденного материала напрямую зависит от способности сосредотачиваться и удерживать внимание на изучаемом объекте. Однако 58% опрошенных отметили, что после определённого числа видеоконференций испытывали трудности с концентрацией. А 22% заявили, что сталкивались с этим вне зависимости от количества пар.
При этом учащиеся склонны отвлекаться во время онлайн-занятий. Чаще всего они переключают внимание на домашние дела, социальные сети. Это также может быть связано с сонливостью. Лишь 6% респондентов заявили, что у них вообще не возникало желания отвлечься.
Как дистант повлиял на здоровье учащихся
Оказалось, что регулярное участие в видеоконференциях вызывало не только зрительную усталость, но также боли в шее, спине и других частях тела, а также изменения пищевого поведения.
Так, 16% опрошенных признались, что стали недоедать из-за участия в занятиях. А ещё 18% заметили у себя привычку переедать в ходе пар. Исследователи отметили, что это может быть сигналом о высоком уровне стресса и усталости. Кстати, на ухудшение качества и продолжительности сна пожаловались 21% респондентов.
Кроме того, подавляющее большинство участников исследования отметили нехватку времени для отдыха между занятиями. У 54% перерывы длились 15 минут, а у 32% — всего 10.
Так, дефицит времени для отдыха может сопровождаться физической и эмоциональной усталостью. При этом девушки были более склонны испытывать усталость от Zoom. А ещё их уровень благополучия обычно был ниже, чем у молодых людей. Однако, в частности, от этого показателя зависит степень усвоения изучаемого материала.
При этом формат учёбы может не иметь существенного значения для качества усвоения информации, если у студента наблюдается средний или высокий уровень психологического благополучия. Это подтверждается тем, что равные доли респондентов со средним и высоким уровнем психологического благополучия заявили, что одинаково хорошо усваивают материал как при дистанционных, так и при очных парах. А вот среди студентов с низким уровнем психологического благополучия этим смогли похвастаться только 7%.
Какие выводы сделали специалисты
Прежде всего, стало ясно, что отсутствие стандартов организации дистанта и смешанного обучения в вузах приводит к ухудшению психологического и физического здоровья студентов.
Поэтому они считают необходимым включить в санитарно-эпидемиологические правила и нормы (СанПиН) требования, призванные обеспечить комфортное и не наносящее ущерба здоровью дистанционное обучение.
Кроме того, исследователи считают необходимым создать инструмент для измерения эффективности восприятия онлайн-обучения. Подчёркивается, что он должен быть ориентирован, в частности, на изучение влияния формата обучения на режим питания и сна, показатели физического и психологического здоровья, оценку социального поведения. Сейчас подходящего инструмента, по словам авторов, не существует.