«Стресс для нервной системы»: почему опасно щекотать детей
СМИ о нас
ФОТО: Gazeta.ru/Freepik.com
Во время совместной игры многие родители любят щекотать своих детей. Ребенок смеется, поэтому взрослые думают, что ему весело, и продолжают это тактильное «развлечение». Что такое щекотка, как она влияет на детский организм и можно ли щекотать младенцев и детей постарше? Об этом «Газете.Ru» рассказали психолог, психофизиолог и невролог.
Что такое щекотка
Психофизиолог, руководитель детской неврологической клиники «Прогноз» Виктория Ефимова ответила на вопрос, почему природа предусмотрела такую реакцию организма на легкие прикосновения.
«Щекотку можно отнести к поверхностным ощущениям. Эволюционно наш мозг реагирует на поверхностные тактильные ощущения как на опасные.
Возможно, это связано с тем, что нашим древним предкам очень осложняли жизнь какие-то опасные насекомые или змеи. Поэтому в ответ на легкие прикосновения к коже срабатывает сигнализация – подкорковые структуры мозга, которые запускают реакцию «бей, замри или беги». Эта первая неосознанная реакция на легкие прикосновения к коже.
Потом мы уже можем подумать, включив кору, и решить, что в прикосновении, таком как щекотка, нет ничего опасного».
Однако психофизиолог подчеркивает, что у некоторых детей «тревожная сигнализация» в мозге слишком активна, поэтому срабатывает вегетативная нервная система – учащается сердцебиение, выступает холодный пот, появляется тошнота.
Как щекотать ребенка, чтобы ему не навредить
Юлия Токарчук, психолог-педагог, научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства МГППУ, подчеркивает, что важно различать легкое щекотание пальцами пяточек от щекотания с удерживанием ребенка. Второй вариант недопустим, особенно в случае с маленькими детьми.
«Если дети старшего дошкольного возраста уже могут обозначить тот факт, что им это не нравится и попросить родителей прекратить, то дети младшего дошкольного возраста в этой ситуации оказываются беспомощными. Щекотание может быть для ребенка мучительным, но он еще не умеет самостоятельно устанавливать собственные границы.
Для того чтобы это занятие действительно приносило радость детям – лучше всего предварительно спросить ребенка, хочет ли он этого. И у него всегда должна быть возможность от вас убежать!»