Как учителя справляются с эмоциональным выгоранием и как это влияет на успеваемость школьников?
СМИ о нас
ФОТО: Mir24.tv/Shutterstock/FOTODOM
Эмоциональное выгорание педагогов остается актуальной профессиональной проблемой, которая оказывает влияние на процесс школьного обучения. Поскольку личность учителя важна для атмосферы в классе, выгорание снижает мотивацию детей к обучению, и, как следствие, приводит к ухудшению успеваемости. Эксперты сферы образования рассказали Mir24.tv, как появляется этот синдром и что нужно делать, чтобы снизить его негативные последствия в школе.
Выгорание – это нормальная реакция психики на непрерывный стресс, которая сопровождается эмоциональным истощением, снижением реакции на внешнюю среду и безразличием. Учитывая, что требования к учителям регулярно растут, симптомы выгорания замечают у себя 4 из 5 российских педагогов, чье ментальное здоровье напрямую влияет и на успеваемость, и на атмосферу в классах, комментирует директор «ЯКласс» Екатерина Рыжова.
От эмпатии учителя, как и от его вовлеченности, зависит активность учеников, поскольку педагог мобилизует учащихся, активизирует их интеллектуальную деятельность. Педагог может отстраняться от учеников и обесценивать их успехи, что негативно сказывается на вовлеченности. При эмоциональном выгорании не остается сил на корректное выражение своих эмоций, поэтому педагоги могут чаще кричать на учеников, отмечает эксперт.
Признаки выгорания
Синдром эмоционального выгорания включает в себя эмоциональное истощение, расстройство самовосприятия и сокращение личных достижений. Истощение проявляется в ощущении постоянной усталости и опустошенности. Расстройство самовосприятия, или так называемая деперсонализация, характеризуется негативным, циничным отношением не только к своей работе в целом, но и к людям, с которыми человек непосредственно взаимодействует. Снижение личных достижений проявляется в том, что человек ощущает себя «не на своем месте», подвергает сомнению свою компетентность в профессии, объясняет научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства МГППУ Юлия Токарчук.