Названы три случая, когда сказки могут навредить детской психике
СМИ о нас
ФОТО: Pexels/«Газета.Ru»
Психолог Саломатова: чтение сказок низким дрожащим голосом может навредить детской психике
Сказки не по возрасту, чтение устрашающим тоном и отсутствие беседы после прочтения могут негативно отразиться на детской психике. Об этом «Газете.Ru» рассказала психолог, младший научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства МГППУ Ольга Саломатова.
«Если ребенку в возрасте двух-трех лет читать сказки с элементами жестокости, которая направлена на людей («Василиса Прекрасная», «Кощей Бессмертный», «Марья Моревна» и так далее), то это может сформировать у него различные страхи. Например, страх темноты, ведь вся нечисть в сказках прячется в темном лесу, скале, подземелье. Эти сказки лучше оставить для детей 7–10 лет», – объясняет психолог.
Как уверяет эксперт, ребенку в возрасте двух-трех лет больше подойдет, например, «Курочка Ряба».
Также, по словам Ольги Саломатовой, детской психике может навредить неправильная расстановка акцентов: «До 6–7 лет ребенок воспринимает сказки на слух и по картинкам. Если намеренно читать низким дрожащим голосом описание жилища Кощея Бессмертного, полного черепов, или отрывок с антуражем Бабы Яги, то ребенок вполне может испугаться или даже расплакаться».
Кроме того, Саломатова рекомендует родителям после прочтения беседовать с ребенком о содержании сюжета: «Сказка – назидательный текст, который учит ребенка представлениям о добре и зле, о правде и лжи, об истинной красоте и уродстве. Текст сказки и ее мораль зачастую имеет несколько трактовок. Для ребенка смысл сказки может быть неочевиден, поэтому очень важно спросить у него, как он ее понял, кто положительный герой, а кто – отрицательный».
Психолог отмечает, что такая беседа будет полезна во всех смыслах: она помогает усвоить важные понятия о хорошем и плохом, учит называть чувства и развивает речь.