Как понять, что у вашего ребенка РАС – о возможных признаках аутизма рассказал врач
СМИ о нас
Каждый родитель беспокоится о здоровье своего младенца. Некоторые настораживающие особенности в состоянии ребенка на деле могут оказаться вовсе не опасными. Однако многие боятся пропустить симптомы различных серьезных заболеваний – в частности, аутизма. Как распознать у малыша симптомы расстройства аутистического спектра, рассказал методист Федерального ресурсного центра по комплексному сопровождению детей с РАС МГППУ, кандидат психологических наук Сергей Панцырь.
Случается, что взрослые начинают замечать что-то необычное в поведении ребенка, но не могут объяснить и четко сформулировать увиденное. В таких случаях некоторые обращаются к врачу с вопросом, не аутизм ли это. Как отмечается на портале Растимдетей.рф, врачи предпочитают употреблять термин «РАС» вместо «аутизма», который является составной частью перечня. Спектр подобных расстройств довольно обширен, иногда у детей проявляются признаки аутизма, но при этом это все же не аутизм. Речь может идти о разных диагнозах: от раннего детского аутизма до синдрома Аспергера. Аутизмом считают расстройство, которое проявляется нарушениями в разных сферах развития. Обычно их сопровождают нарушения коммуникации, социализации и поведения.
Когда говорят о маркерах аутизма, речь ведут о наиболее выраженных особенностях развития, которые присущи данной категории детей.
Если обследование подтверждает те трудности в развитии, о которых говорят родители, необходимо вовремя понять проблему. Своевременное ее выявление даст возможность сформировать подходящую ребенку систему мер для психолого-педагогического вмешательства. Это поможет обеспечить ему необходимые специальные условия для образования и максимальной адаптации в обществе.
Для начала важна правильная диагностика. В настоящее время существует немало инструментов, которые помогают определить, есть ли у ребенка РАС.
Чтобы ребенок был отнесен к группе риска РАС, у него должны быть выявлены три нарушения. О трудностях коммуникации свидетельствуют нарушения в понимании речи, в развитии собственной речи. Когда ребенок не разговаривает до возраста 3,5–4 лет, у него нередко диагностируют «задержку психоречевого развития», но не РАС. Однако с течением времени диагноз могут изменить, когда появятся другие нарушения.
Аутизм характеризуют именно триадой нарушений. Когда ярки и устойчивы непонимание речи, нарушения социализации и поведения – тогда можно задуматься над диагностикой аутизма. Под «непониманием речи» имеют в виду отсутствие реакции ребенка на речь вообще либо ее непонимание. В таких случаях малыш не воспринимает речь как обращение к нему, значимое для него и имеющее смысл. Такие дети могут не понимать названия действий.
Это не значит, что ребенок беспомощен в быту: он может в нем адаптироваться. Но опираться при этом он будет не на речь, а на контекст ситуации, на жесты и невербальное поведение. При отсутствии жестов ребенок может начать теряться.
Некоторые дети понимают инструкции, названия, но им трудно распознавать характерные признаки предметов, у них небольшой словарный запас. В ряде случаев дети слушают сказки, но не понимают их смысла. Кто-то неплохо ориентируется в речи, но не различает шуток, скрытых смыслов и переносов значений.
Характерным симптомом РАС выступает также нарушение собственной речи. Она может отсутствовать, а может быть хорошо сформированной, но не используемой в коммуникации. Иногда дети цитируют литературные произведения, но при этом лишь механически запоминают и воспроизводят текст, смысл остается им недоступным.
Среди трудностей коммуникации – фразовая речь. В таком случае ребенок общается с помощью одного слова – в начальной форме, без изменения окончания, не использует предлогов. Также нередко встречаются эхолалии — повторения, подражания, наподобие эха, когда ребенок точно воспроизводит определенную фразу при обращении. Вместо выполнения обращенной к нему просьбы ребенок повторяет ее. В таких случаях дети хотят отреагировать на слова взрослого, но, не понимая смысла сказанного, просто повторяют речь.
Иногда такие дети спрашивают взрослых о том, чего хотят в данный момент сами. Например, вопрос «Ты хочешь пить?» может означать, что ребенок страдает от жажды. Он запомнил, что после маминого вопроса, однажды обращенного к нему, он получил воду – и теперь повторяет этот вопрос, чтобы снова попить. Также нередко дети разговаривают с родителями интонацией мультипликационных героев, могут менять темп и тембр речи. Причины тому никто объяснить не может. Но это точно свидетельствует о нарушении восприятия речи и трудностях понимания поступающей через слух информации, что сказывается на дальнейшем развитии.