Как создать индивидуальную образовательную среду для каждого ребенка
СМИ о нас
Тьютор помогает ребенку с ОВЗ
«Я сотрудничала с одним агентством по подбору домашнего персонала, находила людей на тьюторские позиции, а сейчас делаю это полностью самостоятельно как ИП, – рассказывает Анна Сергиенко, в прошлом тьютор, сегодня клинический психолог, педагог-психолог по сопровождению детей с РАС в ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, старший преподаватель МГППУ и руководитель небольшого тьюторского агентства «Солнечный зайчик». – Можно сказать, что я занимаю свою нишу на рынке труда, поскольку предлагаю крафтовый, индивидуальный подбор тьютора, максимально подходящего запросу семьи. В среднем в активном поиске примерно около 10-15 человек на Москву и иногда область, но это зависит от сезона: в августе – сентябре спрос всегда выше. Запросы преимущественно на специалистов по работе с детьми с РАС или синдромом Дауна, а их найти довольно трудно. У меня есть своя тьюторская база, она довольно текучая, поскольку в основном в тьюторы идут молодежь, студенты педагогических вузов, будущие психологи или дефектологи, увлеченные профессией и желающие набраться опыта».
Бывает, что Анна подыскивает им волонтерские позиции, поскольку студенты не всегда готовы серьезно работать с детьми с такими сложными нарушениями. Некоторые быстро выгорают и уходят, а дети привыкают к ним, это травма и для ребенка, и для специалиста. С годами приходит опыт, когда человек понимает, когда нужно быть для подопечного старшим товарищем, постоянно присутствовать рядом, помогая ему сформировать навыки самостоятельности, а когда – отстраниться, отпустить ребенка в жизнь.
Сейчас тьюторские позиции есть в штатном расписании многих школ. Например, в ФРЦ по сопровождению детей с РАС целый штат тьюторов, они работают в каждом классе, период сопровождения зависит от индивидуальной образовательной программы ребенка. Кому-то требуется тьютор только на обучение в первом классе, кому-то – на весь период обучения. ФРЦ – это специализированная школа, обычные общеобразовательные школы не всегда могут позволить себе такую роскошь, на это часто просто нет денег. Но если психолого-медико-педагогическая комиссия рекомендует ребенку тьюторское сопровождение, то любая школа обязана его предоставить.
Проблема еще и в том, что иногда между учителем и тьютором вспыхивают конфликты, ведь учителям не всегда бывает комфортно, когда с ними на уроке «посторонний». В идеале тьютора нужно подбирать под темперамент и методику учителя, так, чтобы они составляли крепкий и продуктивный тандем. А еще с детьми работают дефектолог, логопед, психолог, не нужно забывать и о родителях, которые незримо всегда рядом… Вся эта команда заинтересованных людей должна быть единым организмом, системой, где каждый в курсе того направления, в котором занимаются другие специалисты. Иными словами, действовать в одном ключе и с одной целью: чтобы центр этой системы – ребенок – получил прививку самостоятельности и интереса к учебе, к новым знаниям.