Сетевой (отраслевой) Форум «Инклюзивное высшее педагогическое образование: тенденции и перспективы развития»
Новость
В преддверии Международного дня инвалидов Сеть Ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, работающих на базе образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству просвещения РФ: РУМЦ МГППУ, РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена, РУМЦ Мининского университета 1 декабря провели сетевой (отраслевой) Форум «Инклюзивное высшее педагогическое образование: тенденции и перспективы развития».
С приветственным словом на форуме выступили:
- Балахонов А.П., заместитель директора Департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Минпросвещения России;
- Казакова Е.И., председатель Федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки, директор Института педагогики ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»;
- Марголис А.А., ректор ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»;
- Сдобняков В.В., ректор ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»;
- Тарасов С.В., и.о. ректора ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»;
- Осокин М.Г., заместитель председателя Всероссийского общества инвалидов;
- Колосов А.Б., член Центрального правления Всероссийского общества слепых, председатель Санкт-Петербургской региональной организации Всероссийского общества слепых.
На форуме были представлены практики (технологии) педагогических вузов, направленные на обучение, сопровождение, социализацию, трудоустройство студентов с инвалидностью, обучающихся в вузах Российской Федерации.
В направлении «Профориентационная работа с потенциальными абитуриентами с инвалидностью и трудоустройство выпускников с инвалидностью вузов» свои практики представили:
Симакова О.С., кандидат педагогических наук, доцент, начальник Управления комплексного развития инклюзивного образования, ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»
Казанкин В.В., советник при ректорате РГПУ им. А.И. Герцена.
В направлении «Практики обучения и сопровождения студентов с инвалидностью в современном вузе» были представлены следующие практики:
«Ipsilon Uni - платформа дистанционного обучения: возможности для студентов с особыми образовательными потребностями», - Рыбакова А.В., Руководитель Центра инклюзивного сопровождения и социальной адаптации студентов СГУ им. Н.Г. Чернышевского.
«Влияние инклюзивного образования на организацию процесса обучения в вузе», - Мюллер Н.В., кандидат экономических наук, директор Центра образования инвалидов Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
«Практикумы «Русский жестовый язык и дактилология» и «Шрифт Брайля» как средство формирования профессиональных компетенций преподавателей в работе со студентами с нарушениями слуха, зрения», - Беляева О.Л., доцент, заведующий кафедрой коррекционной педагогики КГПУ им. В.П. Астафьева.
«Организация образовательного процесса сопровождения обучающихся с инвалидностью и ОВ», - Степанова Н.А., кандидат психологических наук, доцент, декан факультета психологии, Тульский государственный педагогический университет.
В направлении «Инклюзивное волонтерское движение в педагогических университетах» были представлены практики:
«Деятельность добровольческого корпуса "Волонтеры инклюзии" как фактор развития профессиональных компетенций будущего педагога-дефектолога», - Омарова П.О., кандидат психологических наук, профессор, декан факультета специального (дефектологического) образования, Дагестанский государственный педагогический университет.
«Доступное волонтерство как акселератор культуры инклюзии в вузе», - Кудрявцев В.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии НГПУ им. К. Минина.
В рамках Форума состоялась нетворкинг-сессия, на которой экспертами выступили:
Кантор В.З., доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, профессор кафедры основ дефектологии и реабилитологии ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», Денисова О.А., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой дефектологического образования, директор РУМЦ СЗФО ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет», Гутерман Л.А., кандидат биологических наук, доцент, директор Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Борозинец Н.М., кандидат психологических наук, доцент, директор Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, заведующий кафедрой коррекционной психологии и педагогики ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», Симакова О.С., кандидат педагогических наук, доцент, начальник Управления комплексного развития инклюзивного образования, Пензенский государственный университет, Осокин М.Г., кандидат экономических наук, заместитель председателя Всероссийского общества инвалидов, Кабанова М.И., заместитель начальника управления социальной работы ФГБОУ ВО «СГУ им. Н.Г. Чернышевского», Рыбакова А.В., руководитель Центра инклюзивного сопровождения и социальной адаптации студентов ФГБОУ ВО «СГУ им. Н.Г. Чернышевского», Бабич Е.Г., кандидат психологических наук, доцент, руководитель направления «Психолого-педагогическое сопровождение студентов с инвалидностью» РУМЦ МГППУ, Мозговой М.В., заместитель директора по методической работе Головного учебно-исследовательского и методического центра профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)».
На нетворкинг-сессии были обсуждены следующие вопросы:
- Как заинтересовать педагогическими специальностями потенциальных абитуриентов с инвалидностью: мотивы выбора вуза и направления подготовки;
- Как студент с инвалидностью меняет образовательную среду университета;
- Цифровое образование студентов с инвалидностью в эпоху пандемии.
Модераторами площадок выступили:
- директор РУМЦ МГППУ – Саитгалиева Г.Г.,
- директор РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена - Андропов А.П.
- директор РУМЦ Мининского университета - Краснопевцева Т.Ф.,
Сетевой (отраслевой) Форум «Инклюзивное высшее педагогическое образование: тенденции и перспективы развития» завершился подведением итогов и принятием резолюции по сетевым мероприятиям, проводимых сетью Ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, работающих на базе образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству просвещения РФ: РУМЦ МГППУ, РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена, РУМЦ Мининского университета.
В мероприятии приняли участие 26 педагогических вузов-партнеров РУМЦ МГППУ из 142 точек подключения. В Форуме приняли участие представители из Таджикского государственного педагогического университета им. С. Айни, что позволило данному Форуму получить статус «международный».