Беседка журнала «Современная зарубежная психология»: о залоге психологического благополучия школьников
Новость
Очередная онлайн-встреча в беседке журнала «Современная зарубежная психология» при поддержке Точки кипения МГППУ состоялась 28 февраля 2023 года и была посвящена организации психологической помощи в системе образования.
Авторы журнала рассказали о своих публикациях. Вебинар посетили педагоги и школьные психологи, работающие в разных регионах России, включая Дальний восток и ЛНР.
Большой отклик у аудитории вызвал доклад Косарецкого Сергея Геннадьевича (НИУ ВШЭ) и Исаева Евгения Ивановича (МГППУ) о современных моделях профилактики и коррекции трудностей в обучении в работе школьных служб поддержки как за границей, так и в России.
Слушателей заинтересовал совместный проект МГППУ и НИУ ВШЭ по разработке целевой модели системы профилактики и коррекции трудностей в обучении. При создании этой модели учитывался опыт зарубежных коллег, так как в России проблема плохо разработана.
Слушатели вебинара, педагоги и школьные психологи, отметили, что методических рекомендаций крайне не хватает. И докладчики, и слушатели согласились с тем, что зарубежные модели нуждаются в качественной адаптации и многое просто не применимо в рамках нашей школьной системы.
Особый акцент был сделан на необходимости привлечения к преодолению трудностей психологов, дефектологов, родителей и директора школы, при том, что ключевой фигурой все же остается учитель.
Также участники встречи обсудили вопросы перевода терминов преодоление, формирование, вмешательство, коррекция: в каких случаях термины используют у нас и за рубежом.
Егорова Марина Алексеевна представила статью о субъективном благополучии школьников. Оказалось, что важным спутником благополучия является надежда. Слушателей вебинара заинтересовала проблема школьной скуки, о которой упоминается в статье. Кто виноват: учителя или школьная скука – черта личности ребенка?
Редактор тематического номера Егоренко Татьяна Анатольевна рассказала о методах профориентации в школе, используемых за рубежом. Большую роль в выборе профессии играет самооценка: старшеклассники выстраивают свой профессиональный план на основе уверенности в своих знаниях. Применение релевантных интервенций на школьных занятиях помогает старшеклассникам соотнести важность школьного урока для профессии мечты, что мотивирует к учебе. Наставники-профессионалы помогают сориентироваться в мире специальностей и попробовать себя как в профессиях, которые кажутся привлекательными, так и в тех, которые кажутся скучными или вообще не знакомы школьнику.
Видеозапись встречи доступна на YouTube-канале МГППУ.
Публикации, которые обсуждались на вебинаре:
- Современная зарубежная психология [Электронный ресурс] / Гл. ред. Т. В. Ермолова. Том 11. № 3. М.: МГППУ, 2022. 171 с.
- Егоренко Т.А. Методы активизации профессионального самоопределения личности на этапе допрофессионального развития: опыт зарубежных стран [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. № 3. С. 61–70. DOI: 10.17759/jmfp.2022110306.
- Исаев Е.И., Косарецкий С.Г., Королева Я.П. Современные модели профилактики и коррекции трудностей в обучении в работе школьных служб поддержки в зарубежных странах [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. № 3. С. 17–26. DOI: 10.17759/jmfp.2022110302.
- Егорова М.А., Заречная А.А. Позитивные стратегии психологической поддержки субъективного благополучия школьников [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. № 3. С. 38–47. DOI: 10.17759/jmfp.2022110304.
- Панюкова Ю.Г., Панюков А.И. Организация пространства школы как фактор психологического благополучия учащихся: обзор современных зарубежных исследований [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. № 3. С. 49–60. DOI: 10.17759/jmfp.2022110305.