Вся психология в одном университете

Деятельность Александра Романовича Лурия в годы Великой Отечественной войны

Новость

Деятельность Александра Романовича Лурия в годы Войны

Годы Великой Отечественной войны – были годами величайшего испытания для всего советского народа. Абсолютно каждый человек внес неоценимый вклад в победу. И выдающиеся советские психологи – не исключение. Каждый из них выполнял важнейшие задачи, поставленные перед психологическим сообществом советской властью. Одним из таких психологов был Александр Романович Лурия – выдающийся советский психолог и основатель отечественной нейропсихологии.

Об Александре Романовиче мы знаем, что он был разносторонним ученым и внес огромный вклад в развитие науки. Круг его научных проблем включал общетеоретические проблемы психологии, онтогенез, историческое развитие психики, исследования мозговых механизмов психической деятельности. Вместе с Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым он разрабатывал концепцию культурно-исторического развития психики, участвовал в создании теории деятельности. Развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости и пластичности, подчеркивал прижизненный характер их формирования. Лурия исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии. На основе экспериментально-генетического метода показал, что для формирования высших психических процессов (таких, как понятийное мышление, осмысленное восприятие итак далее) решающее значение имеют условия воспитания. Разрабатывая проблемы психологии эмоций, Лурия исследовал "аффективные следы" преступлений, используя идею ассоциативного эксперимента К.Г. Юнга. Александр Романович Лурия внес большой вклад в создание нейропсихологии. Причем развитие нейропсихологии началось с исследования мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга, в частности – в результате ранения.

Вспоминая о начале войны, Александр Романович писал: "Чувство общей ответственности и общей цели охватило всю страну. Каждый из нас знал, что мы обязаны объединиться с нашими соотечественниками, чтобы противостоять смертельной опасности. Каждый из нас должен был найти свое место в этой борьбе – или непосредственно защищая свою страну, или работая в оборонной промышленности, которая была эвакуирована в отдаленные районы страны, или восстанавливая здоровье и трудоспособность раненых".

Несмотря на то, что война кардинально изменила судьбы сотни тысяч людей, потребовав удовлетворять военные нужды, мастера своего дела, каким был и Лурия, даже в самый трудный час были преданы своему ремеслу, работая на благо родины. Правда, теперь основой задачей было как можно более точно определить нарушение раненого солдата, попавшего в руки опытных психологов, и как можно скорее вернуть его на фронт.

В первые месяцы войны А.Р. Лурия было поручено организовать и обеспечить деятельность тылового восстановительного госпиталя нейрохирургического профиля. Он отправился на Южный Урал вместе с тридцатью научными сотрудниками, среди которых были известные нам Б.В. Зейгарник, А.В. Запорожец, С.Я. Рубинштейн, Э.С. Бейн, О.П. Кауфман. А.Р. Лурия вспоминал: "Я выбрал для этой цели недавно открытый санаторий на 400 мест в маленькой деревне Кисегач близ Челябинска. Все помещения санатория были переоборудованы для терапевтического лечения и восстановительной работы и уже через месяц я с группой моих бывших московских сотрудников начал работать в госпитале... Госпиталь был скромно оборудован нейрофизиологическими приборами, нейрохирургической аппаратурой и аппаратурой гистологической лаборатории. В таких условиях нам приходилось ставить диагнозы и лечить самые разнообразные нарушения психических функций, начиная с дефектов ощущений, восприятия и движения до нарушений интеллектуальных процессов. Выручала наша преданность делу". Из воспоминаний Александра Романовича мы узнаем, что преданность делу помогала справляться и с непростыми условиями, которые пришлись на первую зиму работы санатория в деревне. Возникали проблемы с продовольствием для сотрудников и пациентов, работникам приходилось собирать грибы, также был разбит собственный огород.

Главной целью работы данного госпиталя было восстановление утраченных или нарушенных психических функций, таких как речь, мышление, память, восприятие, из-за полученных боевых травм. Чаще всего причиной подобных случаев было нарушение в работе центральной или периферической нервной системы, что являлось и является по сей день одной из наименее изученной и наиболее сложной областью медицинской и психологической науки. Занимаясь исследованием и восстановлением психических функций, Лурия выделял следующие задачи:

  • установление влияния поражения того или иного участка мозга на структуру психических процессов;
  • выявление факторов, определяющих нарушение отдельных психических функций;
  • системное описание проявлений различных нарушений мозга.

Изучая общую клиническую картину и динамику психической деятельности человека, ее отклонения от нормы, психологи, по его мнению, "должны были оказать нейрохирургу и невропатологу помощь в определении места и распространенности поражения". Особенно хочется подчеркнуть тот факт, что на данный момент в арсенале современных нейропсихологов имеется сложнейшее оборудование, позволяющее с большой точностью определить локализацию поражения того или иного участка головного мозга. Однако даже сейчас эта задача под силу только высококвалифицированным специалистам.

В годы Великой Отечественной войны, когда медицинское оборудование не позволяло так точно определять локализацию поражения, основным инструментом Льва Романовича были его знания, накопленный опыт, высокая наблюдательность и анализ. "В моем личном багаже был лишь небольшой запас практического опыта, приобретенного за пять или шесть лет работы в нейрологической и нейрохирургической клиниках, а также некоторый опыт экспериментального подхода к изучению поражений мозга". Им были разработаны высокоэффективные методы локальной диагностики мозговых нарушений. А также комплексы упражнений и методики по тренировке и восстановлению нарушенных психических функций, частично или полностью, настолько, насколько это было возможно. Одной из таких является методика трудотерапии, после которой восстанавливались многие раненые с пораженной нервной системой.

Осенью 1944 г. госпиталь был расформирован и А.Р. Лурия возвратился в Москву. В декабре он стал сотрудником Института нейрохирургии АМН СССР им. Н.Н. Бурденко. С 1945 года работал профессором в Московском государственном университете и преподавал общую психологию на кафедре философского факультета, а затем возглавил кафедру нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ.

Несмотря на все трудности, которые пришлось преодолевать психологам в годы войны, Александр Романович говорит о наличии достижений и ценности накопленного опыта, еще раз подтверждая мнение знавших его людей о том, что основными его качествами были энтузиазм, редкая работоспособность и доброта, которые помогли ему и его коллегам даже в самые темные времена проливать свет научных знаний. "В этот трагический для страны период мы имели возможность – вследствие большого числа мозговых ранений – углубить наше понимание мозга и мозговой организации психических процессов. Именно во время войны и ближайший послевоенный период нейропсихология превратилась в самостоятельную отрасль психологической науки".

По материалам книги "Выдающиеся психологи Москвы". Книга лежит в свободном доступе на портале психологических изданий psyjournals.ru

Источники: Отдел по информационной политике и связям с общественностью (Пресс-служба МГППУ), 75 лет Победы в Великой Отечественной войне