Исследования психического здоровья в цифровом обществе, гендерные особенности буллинга и моральные суждения подростков в новых выпусках журналов МГППУ
Новость
Начало сентября порадовало научную общественность выходом двух очередных выпусков журналов МГППУ – «Консультативная психология и психотерапия» (№ 3, 2019) и «Психологическая наука и образование» (№ 4, 2019).
Специальный выпуск журнала по консультативной психологии и психотерапии посвящен теме «Психическое здоровье в цифровом обществе». В выпуск вошли статьи по широкому кругу проблем, касающихся взаимодействия человека с цифровыми технологиями. Это работы по киберпсихологии и новым формам эскапизма; инсомнии и ее связи с длительным пребыванием в интернете; по фаббингу – отвлечению внимания на смартфон во время общения – и его негативным проявлениям в парах; развитию идентичности в условиях двойной жизни – онлайн и офлайн и влиянию интернета на развитие высших психических функций и процессы коммуникации. В выпуске представлены результаты исследования влияния социальных сетей на психическое здоровье молодого поколения – пользования интернетом девочками подросткового и юношеского возраста и аналитический обзор влияния социальных сетей на самоповреждающее поведение у подростков. А также исследования того, как дистанционные технологии используются в формировании приверженности профилактическому лечению при риске сердечно-сосудистых заболеваний. Завершает выпуск дайджест зарубежных публикаций, посвященных теме взаимоотношений человека с информационной средой, создаваемой современными цифровыми медиа.
Прочесть статьи журнала в свободном доступе можно на портале психологических изданий PsyJournals.ru.
В четвертом выпуске журнала «Психологическая наука и образование» за 2019 год опубликованы результаты исследований по тематике психологического благополучия в различных возрастах – на примере учащихся начальной школы показано значимое влияние развития осознанной саморегуляции на различные проявления психологического благополучия; моральные суждения подростков различаются в зависимости от типа психологического благополучия; у подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей особые характеристики осознанности, связанные с рядом социально-психологических характеристик личности подростков; мотивационные предпочтения современных младших школьников и младших подростков разительно отличаются от мотивации их сверстников из советской эпохи.
Особое внимание в выпуске уделено проблеме школьного буллинга. Представлены результаты исследования гендерных особенностей буллинга в подростковом возрасте, учет которых представляется важным для планирования работы школьных психологов по предотвращению и минимизации риска школьной травли. В направлении психологии образования представлены исследования субъектных качеств педагогов, необходимых для оптимизации образовательного процесса в военном вузе; особенности социализации младших школьников с интеллектуальными нарушениями, обучающихся в условиях инклюзивного и специального образования; исследование психологических проблем и потребности в консультации педагога-психолога у школьников старших классов.
Прочесть статьи журнала в свободном доступе можно на портале психологических изданий PsyJournals.ru.
В ближайшее время планируется к выходу тематический номер журнала «Современная зарубежная психология», посвященный проблеме агрессии в образовательном пространстве(№ 3, 2019). В преддверии выхода редакция портала психологических изданий PsyJournals.ru побеседовала с членом редакционной коллегии журнала Еленой Георгиевной Дозорцевой, доктором психологических наук, профессором кафедры юридической психологии и права факультета "Юридическая психология" (МГППУ). Послушать беседу.