Вся психология в одном университете

Разработка МГППУ: новый инструмент оценки цифровой образовательной среды представили на вебинаре

Новость

ЦОС

Цифровые технологии вошли в нашу жизнь и изменили ее. Они помогают нам в работе, в быту, мы используем их, чтобы общаться и отдыхать. Современная наука и образование также уже немыслимы без цифровых технологий. Ведущие университеты мира занимаются разработкой цифровых инструментов обучения и активно их внедряют. Условия пандемии, необходимость оперативного перехода в дистанционный формат продемонстрировали насколько важно, чтобы эти инструменты работали эффективно.

Как оценить желание студентов использовать новые цифровые инструменты в обучении? Как понять является ли образовательная платформа удобной и понятной, сделанной так, чтобы не требовалось вкладывать ресурсы в дополнительное обучение и техническую поддержку пользователей? Как проверить насколько качественным и вызывающим доверие является дистанционный формат проверки знаний?

Для решения этих и других, не менее важных вопросов в МГППУ был разработан новый диагностический инструмент «Шкала оценки цифровой образовательной среды (ЦОС) университета», который был представлен на вебинаре «Оценка цифровой образовательной среды университета: подходы и диагностический инструментарий», состоявшемся 11 марта.

Диагностический инструмент разработан руководителем научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA МГППУ М.Г. Сороковой, М.А. Одинцовой, заведующей кафедрой психологии и педагогики дистанционного обучения факультета «Дистанционное обучение» МГППУ, и Н.П. Радчиковой, ведущим научным сотрудником центра PsyDATA в рамках научно-исследовательского проекта «Цифровые технологии в высшем образовании: разработка технологии индивидуализации обучения средствами электронных учебных курсов».

Инструмент позволяет дать комплексную оценку цифровой образовательной среды на основе шести выделенных индикаторов:

- удовлетворенность и практическая польза ЦОС;

- удовлетворенность коммуникативным взаимодействием и мотивация к учению в ЦОС;

- стресснапряженность в ЦОС;

- необходимость поддержки в ЦОС;

- нечестные стратегии в ЦОС;

- доступность ЦОС.

Методика дает возможность изучить факторы, влияющие на успешность внедрения электронного обучения в вузах, качество электронного обучения и удовлетворенность участников учебного процесса цифровой образовательной средой.

Она позволяет также оценить опыт обучения в ЦОС студентов разных курсов, разных специальностей, разных вузов. На основе этих данных руководство вузов может совершенствовать ЦОС. Инструмент можно адаптировать для оценки ЦОС школ и учреждений среднего профессионального образования.

Доклад вызвал живой интерес участников вебинара. В своем выступлении в качестве дискуссанта И.А. Карлов, заведующий лабораторией цифровой трансформации образования Института образования НИУ ВШЭ, осветил широкой круг проблем, связанных с комплексной оценкой цифровой образовательной среды вузов. Цифровая образовательная среда – это понятие, включающее совокупность всех информационных систем, которые обеспечивают поддержку и реализацию образовательного процесса, в том числе различные аспекты деятельности человека внутри образовательной организации, или, еще более широко – это совокупность физической и виртуальной среды.

Было отмечено, что необходимо также разделять термины «дистанционное обучение» и «цифровые технологии в образовании»: последнее гораздо шире. Восприятие образовательной среды зависит как от объекта, так и от субъекта восприятия. Даже в самой технически оснащенной цифровой среде студент, имеющий низкую цифровую грамотность и готовность ее использовать, будет воспринимать эту среду негативно, а менее инструментально оснащенную – лучше.

Привычная среда может также восприниматься более позитивно, чем требующая перестройки. Вместе с тем, по прошествии периода адаптации к инновациям они воспринимаются более положительно. Важно также, что сама цифровая платформа может обладать разными техническими характеристиками, и если электронный курс содержит возможности адаптивного режима подачи материала, он будет восприниматься как более дружественная пользователю цифровая среда. Актуальна также проблематика анализа цифровых следов студентов.

Вебинар вызвал большой интерес российских и зарубежных специалистов. Зарегистрировалось более 430 участников, среди которых преподаватели, исследователи и руководители ведущих вузов России – МГППУ, НИУ ВШЭ, РАНХиГС, МПГУ, МГУ, МИЭМ, РУДН, Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, РНИМУ им. Н.И. Пирогова, РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева, РЭУ им. Г.В. Плеханова, РГПУ им. А.И. Герцена, университеты и вузы Башкирии и Урала, Альметьевска, Владивостока, Казани, Костромы, Курска, Нижнего Новгорода, Нижнего Тагила, Петрозаводска, Ростова-на-Дону, Омска, Севастополя, Твери, Томска, Ярославля и других городов.

Среди зарубежных участников – представители вузов Беларуси, Израиля, Казахстана, Латвии, ЛНР, Норвегии. Активное участие приняли также представители школ и учреждений среднего профессионального образования.

Вебинар стал первым в цикле встреч в рамках межуниверситетского Международного научного семинара «Измерения и анализ данных в психологии и образовании». Организаторы семинара – МГППУ, Институт образования НИУ ВШЭ и РАНХиГС.

Видеозапись вебинара «Оценка цифровой образовательной среды университета: подходы и диагностический инструментарий», состоявшегося 11 марта

8 апреля с 16:00 до 17:40 пройдет следующий вебинар на тему «Data-эксперты в образовании: новые квалификации, компетенции и программы развития».

Источники: Отдел планирования и сопровождения научных проектов и мероприятий, Научно-практический центр по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA, Международный научный семинар "Измерения и анализ данных в психологии и образовании", Факультет "Дистанционное обучение"