Вся психология в одном университете

Киберсоциализация и угрозы в сети. О новых задачах юридической психологии

СМИ о нас

ПК РИА

© РИА Новости / Нина Зотина

Социализация ребенка онлайн и разобщение обучающихся в школьной среде — причины многих преступлений против несовершеннолетних и правонарушений среди подростков, считают участники пресс-конференции в МИА "Россия сегодня". Также на мероприятии исследователи рассказали о роли юридической психологии в разработке профилактических мер для безопасности детей и молодежи.

Случаи кибербуллинга (травли в интернете) среди подростков перестали быть редкостью или прецедентами, и многие обучающиеся знакомы с ним не понаслышке. Из-за трагических случаев стрельбы в российских школах и жертв среди несовершеннолетних вопросы предотвращения скулшутинга стали одними из основных для педагогики, психологии и психиатрии, рассказали на пресс-конференции.

Знаковыми факторами для проявления детского девиантного поведения специалисты называют опасности в онлайн-пространстве. Из-за того, что ребенок нередко "знакомится" с гаджетами еще в дошкольном возрасте, он проходит процесс социализации и в реальности, и в интернете почти одновременно. Во втором случае оградить его от угроз сложнее, обратили внимание исследователи.

"Современные дети являются "аборигенами" в цифровой среде, так как предыдущие поколения не были подвержены ее сильному влиянию сызмальства. Интернет, при всех его плюсах, — источник колоссальных опасностей для несформировавшихся личностей, основные — зависимость, коммуникационные и контентные риски", — рассказала руководитель лаборатории детского и подросткового возраста НМИЦ психиатрии и наркологии им. Сербского Елена Дозорцева.

Она уточнила, что интернет-зависимость может развиться, если человек проводит более шести часов в сутки онлайн. При этом, многие школьники оставляют в сети более восьми-десяти часов в день. Из-за этого у некоторых подростков повышается раздражительность и депрессивность.

К коммуникационным опасностям ученый отнесла преступную деятельность взрослых людей в соцсетях или онлайн-играх, направленную на совращение малолетних или побуждение их к суициду. Также не всегда удается уберечь детей от контента со сценами жестокости или порнографического характера.
Большое внимание решению проблем киберсоциализации (социализации в интернете) и информационных рисков уделяет юридическая психология. Данное направление работает на стыке психологии и права, уточнили на пресс-конференции.

На единственном в России факультете юридической психологии в Московском государственном психолого-педагогическом университете (МГППУ) ученые разрабатывают методики отслеживания потенциальных преступников в киберпространстве. В частности, исследователи развивают профайлинг, то есть прогнозирование дальнейшего поведения человека по его поступкам.

"Мы занимаемся созданием инструментария для выявления потенциальных правонарушителей и людей с нездоровой психикой по их действиям в соцсетях и некоторых онлайн играх. Огромное количество личностей с отклонениями проявляют их в интернете и, выявляя такие прецеденты заблаговременно, можно предотвратить трагические последствия в будущем", — дополнил декан факультета юридической психологии МГППУ Николай Дворянчинков.

Например, в новом для России направлении судебной экспертизы семейных отношений психологическая составляющая становится не менее значимой, чем правовая. В частности, речь идет о случаях выяснения права одного родителя видеться или жить с ребенком, а также выявлении неприемлемых нарушений в воспитании.

"К экспертизе привлекаются не только психологи, но и лингвисты, с их помощью мы разработали основы психолого-лингвистической экспертизы, которая позволяет определить наличие в информационном сообщении скрытого или явного побуждения к суициду", — дополнил завкафедрой клинической и судебной психологии НМИЦ психиатрии и наркологии им. Сербского Фарит Сафуанов.

Но для решения проблемы проявления агрессии в крайних формах среди подростков и молодежи необходимы детально исследованные методики работы в коллективе, считают ученые. Более всего стоит сконцентрироваться на практиках, сокращающих вероятность скулшутинга. Психологи выяснили, что в основании применения насилия в школьной среде является социальный остракизм, то есть непринятия ребенка коллективом.

"Здесь используются методики, помогающие найти ученику нужные коммуникационные навыки для органичного взаимодействия в социуме. Технология "умелый класс", разработанная специально для этих целей, уже используется в восьми регионах России. Оказалось, что русские народные игры очень помогают детям социализироваться", — уточнила завкафедрой юридической психологии и права факультета юридической психологии МГППУ Римма Чиркина.

Она дополнила, что в вузе создан научно-экспертный совет, рассматривающий новые образовательные программы с учетом полученных знаний о принципах работы психологически здорового школьного коллектива. Вместе с тем в университете разрабатывают курсы повышения квалификации для педагогов, которые смогут дать учителю нужный инструментарий для своевременного разрешения конфликтов в классе.

Для поиска наиболее эффективных решений проблем безопасности детей и развития других актуальных направлений юридической психологии 9-11 ноября пройдет 7-ая конференция "Коченовские чтения 2022. Психология и право в современной России".

Смотреть трансляцию мероприятий первого дня Конференции

Читать статью на сайте РИА Новости

Источники: Отдел по информационной политике и связям с общественностью (Пресс-служба МГППУ), Факультет "Юридическая психология"

Связанное событие: Всероссийская конференция по юридической психологии «Коченовские чтения — 2022. Психология и право в современной России»