Вся психология в одном университете

В январе 1547 года состоялось венчание на царство Ивана IV Васильевича

Важно

_100дат_1 РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ


25 января 1547 года
в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство великого князя Ивана IV. Церемония была проведена московским митрополитом Макарием.

Царское венчание явилось актом большого политического значения для России. Титул царя свидетельствовал о самодержавном характере власти его обладателя. До 1547 года русский правитель титуловался великим князем. Наименование главы государства царем уравнивало его с западными монархами, так как титул «царь» соответствовал латинскому титулу императора.

Чин венчания получил статус грандиозного церковно-государственного ритуала. Церемония проходила в присутствии высших чинов церковной иерархии, государева двора, царских родственников, феодальной знати и при большом стечении народа.

Венчание на царство было схоже с венчанием великим князем Иваном III своего внука Дмитрия в 1498 году, но церемониал был расширен и усложнен. Прежде всего, изменения касались состава регалий, куда наряду с первыми официальными регалиями Древней Руси – бармами и Шапкой Мономаха, был включен возлагавшийся на будущего государя «крест честной животворящий», то есть крест, содержавший, как считали, частицу креста, на котором был распят Иисус Христос.

Нововведения в церемониал были ориентированы на формирование представлений современников о статусе и полномочиях монаршей власти. В обряд были заложены современные идеи о власти, церковно-государственных и общественных отношениях. Широко использовались исторические и библейские сюжеты для формирования образа великой державы, придавая московской династии важное значение в истории христианской Церкви и христианской государственности.

После падения в 1453 году Византийской империи автокефалия Русской Церкви стала свершившимся фактом. Российское государство с центром в Москве выступило в качестве своеобразного преемника Византийской империи. Теоретически эта трансформация была сформулирована в доктрине «Москва – Третий Рим» настоятелем псковского Спасо-Елеазарова монастыря старцем Филофеем в 1523–1524 гг. В ней была выведена знаменитая формула Третьего Рима – последнего православного царства, которым стала Московская Русь: «…Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти».

Укоренение на русской почве идеи перехода к московским государям вселенского царского достоинства византийских императоров явилось важной вехой в цивилизационной истории российского народа, осознавшего себя последним носителем православной государственности.

Публикация новости на сайте IDENTITAS.RU

Источники: Отдел по информационной политике и связям с общественностью (Пресс-служба МГППУ), Традиционные российские духовно-нравственные ценности