Научно-практическая конференция «Экспертиза психологической безопасности образовательной среды»
Новость
Научно-практическая конференция «Экспертиза психологической безопасности образовательной среды»
21 апреля в ГОУ СОШ № 438 ЮАО г. Москвы проведена научно-практическая конференция «Экспертиза психологической безопасности образовательной среды».
Организаторами конференции выступили: Департамент образования города Москвы; Координационный совет ГЭП второго уровня «Экспертиза психологической безопасности образовательной среды»; научно-исследовательская лаборатория «Психологическая безопасность в образовании» Центра экстренной психологической помощи Московского городского психолого-педагогического университета; администрация ГОУ СОШ № 438 ЮАО города Москвы.
В работе конференции приняли участие более 80 представителей образовательных учреждений – участников ГЭП второго уровня «Экспертиза психологической безопасности образовательной среды» и представители образовательных учреждений Университетского округа МГППУ пяти административных округов г. Москвы (ЮАО, СВАО, ЦАО, ЮЗАО, СЗАО).
Среди участников были педагоги – психологи образовательных учреждений, учителя – предметники и классные руководители экспериментальных классов общеобразовательных учреждений различного вида и типа, воспитатели дошкольных образовательных учреждений, представители образовательных и иных учреждений, организаций Университетского образовательного округа МГППУ.
В приветственном слове к участникам конференции директор ГОУ СОШ № 438 ЮАО ДО г. Москвы Коваленко Людмила Николаевна дала высокую оценку деятельности лаборатории Психологическая безопасность в образовании ЦЭПП МГППУ по воспитанию культуры безопасности учащихся и преподавателей и отметила выход деятельности лаборатории Психологическая безопасность в образовании ЦЭПП МГППУ на более качественный уровень.
В докладе проректора по Университетскому округу, кандидата политических наук, профессора МГППУ Кирсанова Анатолия Ивановича отмечалось, что в настоящее время особую актуальность приобретает задача обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения (любого вида и типа), обеспечение безопасности образовательной среды учреждения в её психологическом аспекте. Отсутствие безопасности в образовательной среде школы негативно сказывается на успешности личностного развития ребёнка и его процесса самореализации в деятельности. Поэтому изучение и решение этих вопросов в рамках организации опытно-экспериментальной деятельности (деятельности Городской экспериментальной площадки второго уровня) определяет её статусность и большую практическую ценность.
А.И. Кирсанов отметил, что обозначенная проблема (Психологическая безопасность в образовании) является приоритетной в научных исследованиях РАО, Института психологии РАО, МГППУ, актуальнейшей практической задачей системы столичного образования. Эта проблема является предметом научной и практической деятельности Университетского округа МГППУ, деятельности лаборатории «Психологическая безопасность в образовании» ЦЭПП Института экстремальной психологии МГППУ (в частности разработка нового подхода к созданию стандарта экспертизы психологической безопасности образовательной среды и подготовка «Паспорта психологической безопасности среды образовательного учреждения»).
В выступлении заведующего лабораторией «Психологическая безопасность в образовании» ЦЭПП МГППУ, кандидата педагогических наук, доцента Коврова Владимира Викентьевича было отмечено, что в деятельности ГЭП есть и свои трудности, и проблемы. Зачастую решение вопросов, связанных с проблемой психологической безопасности «перекладывается» на психологическую службу образовательного учреждения, конкретного психолога, учителей экспериментальных классов.
В тоже время безопасность и ученика, и учителя в образовательном учреждении обеспечивается:
- наличием гуманистической образовательной системы в школе, включающей характеристики психологической безопасности процесса, состояний и отношений субъектов взаимодействия;
- наличием единого образовательного и воспитательного пространства в окружающей школу среде;
- включением самого ребенка в образовательный процесс в субъектной позиции;
- наличием референтных групп, обеспечивающих удовлетворение по-требности ребёнка в значимом межличностном общении и характеризую-щихся общинным характером организации деятельности, наличием отношений, основанных на требовательности и уважении друг к другу.
В связи с этим, обозначенная проблема может быть решена лишь при условии участия всего педагогического и ученического коллективов, привлечения родителей.
Работа конференции была посвящена обсуждению вопросов и проведению серьёзного рефлексивного анализа деятельности образовательных учреждений – участников ГЭП, связанных: с ролью учителя и педагогического коллектива образовательного учреждения в создании психологической безопасности образовательной среды; с ролью ученика и коллектива учащихся образовательного учреждения в создании психологической безопасности образовательной среды; с ролью родителей и семьи ребенка в создании психологической безопасности образовательной среды; с ролью администрации образовательного учреждения в создании психологической безопасности образовательной среды.
На пленарном заседании конференции были заслушаны доклады:
- Гуружапова Виктора Александровича, д.пс.н., зав. кафедрой Педагогической психологии МГППУ. «Задачи педагогического коллектива в решении проблем обеспечения психологической безопасности инновационного учебного процесса».
- Елатенцевой Людмилы Юрьевны, педагога-психолога ГОУ СОШ № 438 ЮАО г. Москвы, методиста ОУМЦ ЮАО ДО г. Москвы. «Взаимодействие с педагогическим коллективом: проблемы и трудности организации опытно-экспериментальной в образовательном учреждении».
- Коныгиной Ирины Анатольевны, зав. коррекционно-диагностическим отделом ЦППРК «Практик» ЦОУО ДО г. Москвы. «Сис-тема первичной профилактики в воспитании психологически здоровой личности учащегося».
- Александрова Михаила Федоровича, педагога-психолога, руководителя антикризисного подразделения ГОУ ЦДиК «Участие» СВАО г. Москвы. «Деятельность экспертных групп в системе экспертизы психологической безопасности образовательной среды».
- Гусев Алексей Николаевич, д. пс. н., профессор кафедры психо-логии личности факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. «Психодиагностический инструментарий для экспертизы образовательной среды: опыт, разработки и перспектива применения».
В ходе конференции была организована работа следующих секций:
Секция 1. Роль учителя и педагогического коллектива образова-тельного учреждения в создании психологической безопасности образовательной среды.
Руководители: Оганесян Наталья Томовна – канд. пед. наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории Психологическая безопасность в образовании ЦЭПП МГППУ; Елатенцева Людмила Юрьевна – педагог–психолог ГОУ СОШ № 438 ЮАО г. Москвы, методист ОУМЦ ЮАО ДО г. Москвы.
Участники: педагоги – психологи образовательных учреждений, учителя – предметники и классные руководители экспериментальных классов общеобразовательных учреждений различного вида и типа, воспитатели дошкольных образовательных учреждений, представители образовательных и иных учреждений, организаций Университетского образовательного округа МГППУ.
Секция 2. Роль ученика и коллектива учащихся образовательного учреждения в создании психологической безопасности образовательной среды.
Руководители: Красило Александр Иванович – директор ЦППРК «Практик» ЦОУО ДО г. Москвы; Александров Михаил Федорович – педагог-психолог, руководитель антикризисного подразделения ГОУ ЦДиК «Участие» СВАО г. Москвы.
Участники: педагоги – психологи образовательных учреждений, спе-циалисты ППМС центров, классные руководители общеобразовательных учреждений различного вида и типа, социальные педагоги, представители ученического самоуправления образовательных учреждений, представители образовательных и иных учреждений, организаций Университетского образовательного округа МГППУ.
Секция 3. Роль родителя и семьи ребенка в создании психологической безопасности образовательной среды.
Руководители: Потанина Лейла Тахировна – к. п. н., доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории Психологическая безопасность в образовании ЦЭПП МГППУ; Мириманова Мария Суреновна – к. пс. н., ст. научный сотрудник лаборатории Психологическая безопасность в образовании ЦЭПП МГППУ.
Участники: педагоги – психологи образовательных учреждений, классные руководители общеобразовательных учреждений различного вида и типа, воспитатели дошкольных образовательных учреждений, представители образовательных и иных учреждений, организаций Университетского образовательного округа МГППУ.
Секция 4. Роль администрации образовательного учреждения в создании психологической безопасности образовательной среды.
Руководители: Ковров Владимир Викентьевич – к. пед. н., доцент, за-ведующий лабораторией Психологическая безопасность в образовании ЦЭПП МГППУ; Прудникова Марина Светославна – заместитель директора по экспериментальной работе ГОУ ЦДиК «Участие» СВАО ДО г. Москвы.
Участники: заместители директоров по учебно-воспитательной и (или) научно-исследовательской работе, методисты ОУМЦ, педагоги-психологи образовательных учреждений, представители образовательных и иных учреждений, организаций Университетского образовательного округа МГППУ.
В работе четырёх секций состоялось заинтересованное обсуждение коллег по обобщению и распространению передового опыта образовательных учреждений городской экспериментальной площадки по проблемам обеспечения и гуманитарной экспертизе психологической безопасности образовательной среды, обеспечения комплексной безопасности образовательных учреждений в целом.
По итогам работы конференции её участниками была принята резолюция конференции.