17 мая — Международный день Детского телефона доверия
Новость
17 мая в России отмечается Международный день Детского телефона доверия, призванный привлечь внимание к необходимости усиления мер по защите детей в трудной жизненной ситуации и помощи им.
Деятельность детских телефонов доверия направлена на оказание психологической поддержки, позволяющей детям в безопасной и комфортной атмосфере открыто обсуждать свои проблемы. Инициатива отмечать этот день принадлежит Международному объединению детских телефонов доверия (Child Helpline International), включающему службы более 150 стран мира и официально признанному ООН.
В 2020 году отмечается 10 лет с начала работы детского телефона доверия под единым общероссийским номером 8-800-2000-122, который был введен Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, совместно с субъектами Российской Федерации. В настоящее время к нему подключено более 220 организаций в 85 субъектах Российской Федерации, деятельность которых позволяет осуществлять экстренную психологическую помощь детям, подросткам, их родителям и близким.
Подключенная с 1 мая 2010 года к Единому общероссийскому номеру Детского телефона доверия Служба «Детский телефон доверия» Центра экстренной психологической помощи (ЦЭПП) МГППУ, была организована в сентябре 2008 года по инициативе Правительства Москвы при поддержке Департамента образования города Москвы (в н.в. Департамент образования и науки города Москвы) на базе телефона доверия для населения, работавшего в ЦЭПП с 2002 года.
Психологи службы «Детский телефон доверия» предоставляют анонимным абонентам – детям, подросткам, родителем и педагогам, бесплатные консультации по широкому спектру вопросов развития, обучения и воспитания. Цель такой помощи – способствовать профилактике семейного неблагополучия, стрессовых ситуаций, суицидальных настроений детей и подростков, защите прав детей и укреплению семьи.
«Отсутствие взаимопонимания со старшими, конфликты в семье и школе являются типичными причинами для обращения на «Детский телефон доверия», – сообщает руководитель Детского телефона доверия ЦЭПП МГППУ Анна ЕРМОЛАЕВА.
По ее словам, телефон доверия является одним из каналов, по которому ребенок может получить консультацию по волнующим его вопросам самостоятельно, без опоры на участие взрослых. В свою очередь сотрудники «Детского телефона доверия» успешно выступают посредниками при разрешении конфликтов, что дает возможность всем членам семьи преодолеть кризис, не причиняя вреда ребенку.
С 2011 года и на данный момент специалисты «Детского телефона доверия» ЦЭПП МГППУ на регулярной основе проводят обучение психологов из разных регионов страны, работающих на общероссийской линии детского телефона доверия; являются авторами методических пособий по проблематике дистанционного психологического консультирования; «Детский телефон доверия» ЦЭПП МГППУ – одна из немногочисленных служб, оказывающая юридическую помощь абонентам в рамках телефонного консультирования.
За период работы с 2008 года на «Детский телефон доверия» ЦЭПП МГППУ поступило более 400 000 обращений различных категорий абонентов. Из них 50% принадлежат детям и подросткам; 20% – родителям и близким детей и подростков; 30% – другим категориям взрослых абонентов.
В числе актуальных проблемных ситуаций для детей, подростков, юношей, их родителей и ближайшего окружения, обращающихся на «Детский телефон доверия» ЦЭПП МГППУ находятся
- проблемы семьи;
- взаимоотношения с друзьями, сверстниками, партнерами;
- проблемы здоровья и учебные проблемы.
В период пандемии до 30% запросов в Службу, приходится на оказание психологической помощи абонентам в связи с вынужденной самоизоляцией.
Руководитель ЦЭПП МГППУ Олеся ВИХРИСТЮК считает, что: «В настоящее время детям и подросткам очень важна эмоциональная поддержка со стороны родителей, они как никогда нуждаются в понимании, в признании со стороны взрослых… Вместе с тем, взрослеющему ребенку особенно тяжело, т.к. он в силу особенностей возраста нуждается в процессе сепарации от родителей, ему необходимо общение со сверстниками (не только виртуальное). Обращаясь на телефон доверия, несовершеннолетние абоненты, прежде всего, ждут возможности выговорится, помощи от психолога в простраивании ближайших перспектив, планов, в контейнировании раздражения и тревоги».
Специалисты «Детского телефона доверия» не обещают абонентам мгновенного избавления от бед, а помогают находить приемлемый выход из трудной ситуации, учат брать на себя ответственность за принятые решения и действия. Для получения помощи необходимо позвонить на единый номер Детского телефона доверия 8-800-200-01-22 или на московский городской номер 8-495-624-60-01.