Вся психология в одном университете

В ФКЦ МГППУ рассказали о работе в ПВР с вынужденными переселенцами из приграничных территорий

Новость

Психологи ФКЦ на выездах в подмосковном ПВР: работа с несовершеннолетними

С 2022 года специалисты Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования РФ (ФКЦ МГППУ) регулярно выезжают в один из пунктов временного размещения (ПВР) Московской области – для работы с несовершеннолетними вынужденными переселенцами из приграничных территорий. В течение 2024 года сотрудниками ФКЦ МГППУ было совершено всего 35 выездов, проведено 77 занятий и 28 консультаций для несовершеннолетних.

На выездах психологи университетского центра проводили групповые и индивидуальные занятия с обучающимися младших классов и старшеклассниками, прибывших из Донецкой народной республики, Луганской народной республики, других территорий Украины. Несовершеннолетние могут жить в Подмосковье весь год, он обучаются в школе, делают домашние задания.

Специалистами ФКЦ была разработана программа по развитию жизнестойкости несовершеннолетних вынужденных переселенцев. Программа способствует внутреннему раскрытию их личности, успешной социальной адаптации в среде сверстников и социуме в целом. Основная задача – развитие у подростков способности выдерживать стрессовую ситуацию, сохранять внутреннюю сбалансированность, не снижая успешности в учебной деятельности и удовлетворении своих жизненных интересов. При этом активное взаимодействие в ближнем социуме встречным образом помогает каждому опираться на собственный потенциал.

Заведующая сектором экстренного реагирования и психологического консультирования отдела экстренной психологической помощи ФКЦ МГППУ Ирина Новгородцева отмечает: «В нашей работе мы отталкиваемся от запросов учителей, педагогов-психологов, которые работают с несовершеннолетними в процессе их обучения и проживания на территории ПВР. Местные сотрудники обозначает нам существующие проблемы, а специалисты нашего центра изучают их особенности и уже на основе этого строится дальнейшая работа: формируем общие подходы, подбираем дидактические и воспитательные методы и средства».

Психологи сектора экстренного реагирования и психологического консультирования Юлия Березянская, Юлия Ботова, Александра Лагунова, Александра Кононенко и Оксана Леденева в своей работе уделяют особое внимание созданию доверительного и поддерживающего пространства для того, чтобы вывести несовершеннолетних из состояния пережитого шока, помочь им выразить и прожить тяжелые чувства, принять сложившуюся ситуацию и вместе найти из нее выход.

В ходе занятий подростки вместе со специалистами обсуждали проблемы, с которыми приходится сталкиваться в жизни, способы и приемы их преодоления, рассуждали о том, кто и как может помочь им в решении проблем. Обсуждая и разбирая различные ситуации, несовершеннолетние вместе с психологами приходили к единодушному решению, что важное значение в преодолении трудностей имеет поддержка близких и родных. «Детям и подросткам очень важно чувствовать, что они не одиноки и рядом с ними всегда есть люди, готовые протянуть руку помощи. Им очень важно понять, что негативный опыт тоже делает их мудрее и сильнее», – сообщает Ю. Березянская.

Выполняя различные упражнения тренинга, несовершеннолетние узнают, какие эмоции испытывает человек, переживающий трудности, отрабатывают навыки выражения поддержки, управления своими переживаниями. Есть упражнения, которые помогают сформулировать свои мечты и наметить шаги к их достижению. На занятиях дети и подростки достаточно активны и заинтересованы, поэтому занятия проходят продуктивно. Встречи завершаются рефлексивным обменом чувствами и мыслями, впечатлениями об общей атмосфере в группе и о том, что подростки получили в ходе совместной работы.

По утверждению О. Леденевой, у детей и подростков в результате заметно повышается уровень умения строить перспективы своего будущего, прогнозировать последствия своих действий. «Нас очень радует, что ребята открыто делятся своими задумками, успехами, переживаниями. Во втором полугодии сотрудники сектора продолжат свою работу по формированию стратегий поведения человека в трудных жизненных ситуациях, конструктивных и неконструктивных стратегиях совладающего поведения», – резюмирует психолог.

5e312c32-2e22-4f82-8368-5751141ecca3.jpg (199 KB)

Источники: Сектор экстренного реагирования и психологического консультирования, Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации