Без мышки и клавиатуры: как нейроинтерфейсы изменят образование
СМИ о нас
Согласно исследованию ведущего нейрофизиолога Сергея Шишкина, инвазивные нейрокомпьютерные интерфейсы обеспечивают наилучшую производительность и дают доступ к ранним стадиям формирования моторных решений.
В своей статье специалист отмечает, что в ближайшее время нейроинтерфейсы заменят пользователям все инструменты ввода. С удобным интерфейсом человек будет меньше уставать и реже делать ошибки. Еще одно преимущество — контроль. Нейрокомпьютерные интерфейсы смогут дать человеку уверенное управление программой или устройством — чего, например, не может дать джойстик игровой консоли.
В ближайшее десятилетие изучение и развитие нейроинтерфейсов останется перспективным направлением. Технологию будут применять и в других сферах жизни человека. НКИ проделали огромный путь: объемные медицинские системы лабораторных исследований превратились в устройства, которые сейчас умещаются в мобильном телефоне и индивидуально подстраиваются под человека. То есть пользователь будет знать именно свой уровень стресса как личный показатель.
По мнению Шишкина, в массовом применении нейроинтерфейсов ясности нет, поскольку сейчас всё останавливается лишь на восхищенных отзывах пользователей. Однако анализ публикаций по интерфейсам показывает, что шансы приблизиться к прорыву в этой сфере есть. Например, сейчас в МЭГ-центре МГППУ идет работа по проекту, поддержанному Российским научным фондом, в которой будут оценены возможности создания новых нейроинтерфейсов на основе квазидвижений. Помимо этого группа исследователей из Института физиологии им. И. П. Павлова РАН и Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии запустила проект «Нейроинтерфейсы, или как управлять силой мысли». Любой желающий может принять участие в исследовании. Волонтерам предлагают пройти психологическое и психофизиологическое тестирование и воспользоваться НКИ. Так, пользователь с помощью воображения начнет управлять виртуальным окружающим миром.
Ориентируясь на задачи, разработки и проекты, можно сказать, что нейроинтерфейсы в какой-то момент станут неотъемлемой частью образования. Например, будут помогать прогнозировать продуктивность учебной деятельности, находить ошибки на уровне сознательного мониторинга, определять особенности когнитивного состояния на разных предметах и так далее. Несмотря на то, что сейчас многие технологии находятся на стадии разработок, нельзя отрицать тот факт, что НКИ могут сделать обучение более эффективным.