Исследование МГППУ: отношение студентов к организации обучения в дистанционном формате
Новость
фото @artemova334
Около трех месяцев студенты и преподаватели находились в вынужденном режиме обучения в дистанционном формате. В июне-июле 2020 года были проведены социологические опросы среди студентов (1749 участников) и преподавателей (215 участников) МГППУ о переходе на удаленный формат и различных аспектах дистанционного обучения. Продолжаем знакомить с результатами опросов. В данном материале представлены мнения студентов об организации учебного процесса и преподавания в период самоизоляции.
Переход на дистанционное обучение обусловил переформатирование всего образовательного процесса, в рамках которого было принято решение продолжить обучение по большинству предметов в удаленном формате. В целом по университету 64% студентов либо полностью удовлетворены (27%), либо удовлетворены (37%) организацией дистанционного формата обучения (рис. 1). Негативные оценки дали лишь 14% студентов. Основные претензии студентов – проблемы с расписанием занятий (отсутствие расписаний сессий, ссылок на учебные занятия, опоздание уведомлений о начале занятий и т.д.), замена семинарских занятий лекционными и пр.
Вопрос об аттестации в удаленном режиме, как об организационной составляющей образовательного процесса, в значительной степени волновал студентов на протяжении всего периода обучения в дистанционном формате: каким образом и в какой форме будут организованы экзамены, предзащита дипломов и другие итоговые аттестационные мероприятия.
В период дистанционного обучения университет принимает важнейшие решения: исключение государственного экзамена из состава государственной итоговой аттестации студентов, завершающих освоение образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата, программ специалитета и программ магистратуры) в июне 2020 года (решение Учетного совета МГППУ от 6 мая 2020 года); проведение государственной итоговой аттестации (защита ВКР) в формате видеоконференцсвязи.
Большинство студентов (77%) позитивно отнеслись к проведению аттестационных мероприятий, которые осуществлялись с применением дистанционных технологий, причем около половины обучающихся (47%) оценили организацию аттестационных мероприятий на максимально высоком уровне и 31% – на уровне выше среднего. Только 8% студентов университета негативно отозвались об организации аттестации в новом формате (5% обучающихся оценили проведение на уровне ниже среднего и 3% – на критично низком уровне).
Студенты высоко оценили усилия преподавателей, предпринятые ими за более чем три месяца обучения, по сохранению непрерывности образовательного процесса: три четверти всех студентов оценили работу преподавателей на высоком уровне или на уровне выше среднего (рис. 2). Многие студенты выразили искреннюю благодарность преподавателям и администрации университета за их работу и возможность продолжить образовательный процесс в условиях самоизоляции.
«Всё же хочется поблагодарить преподавателей и администрацию университета и факультета за возможность обучаться на карантине. В каком-то смысле это было спасением, так как сидение в 4-х стенах - психологически очень тяжелое занятие» (СП, бакалавриат, 2 курс);
«В целом, всё проходит хорошо. Спасибо преподавателям за то, что проявляют гибкость в освоении IT-инструментов, чтобы вести нам пары!» (ИЯСКУ, магистратура, 1 курс);
«Гурова Е.В. показала нам наилучшим образом, как интересно могут проходить занятия, семинары, когда все желающие одновременно выходили в эфир, мы общались на определенную тему. Я чувствовала себя значимой, настоящим студентом и ощущала, что мое мнение важно. Также занятия Лады Анатольевны А. очень помогли с курсовой, практический уклон встреч очень ценен. Так что хочется больше обмена личностного общения, практики и т.д.» (ПО, бакалавриат, 2 курс);
«Выражаю благодарность преподавателям с кафедры Этнопсихологии, которые помогали нам и буквально сопровождали во время всего семестра!» (ПО, магистратура, 1 курс) и др.
Большинство студентов университета (54%) отметили, что почти все преподаватели (более 75%) владеют современными технологиями на достаточном уровне для эффективного преподавания в дистанционном режиме (рис. 3). Около трети студентов оценили, что навыки для полноценной работы в цифровой среде присутствуют у 50-75% преподавателей. Тем не менее, по оценкам студентов, за весь период преподавания в удаленном режиме (более трех месяцев), некоторые преподаватели оказались не готовы к полноценной работе, в силу недостаточного уровня компетенций для работы в цифровой среде.
Более чем для половины студентов (55%) за период дистанционного обучения взаимодействие с научными руководителями не претерпело никаких изменений. Для 13% студентов оно стало еще более продуктивным, в условиях самоизоляции преподаватели и студенты сумели найти оптимальные формы для оперативного обсуждения проблем и решения текущих вопросов (рис. 4). Однако 15% обучающихся отметили, что взаимодействие с научным руководителем в период дистанционного обучения стало менее эффективным.
Благодарим всех студентов, принявших участие в опросе!