Исследование МГППУ: возможности дистанционного формата, влияющие на повышение качества образования студентов
Новость
Заканчивая публикацию результатов исследований об обучении студентов и работе преподавателей в дистанционном формате во 2 семестре 2019/2020 учебного года (опросы проводились в июне-июле 2020 года среди 1 749 студентов и 215 преподавателей МГППУ), предлагаем познакомиться с мнениями участников исследований о возможностях дистанционного формата обучения, способствующих повышению качества образования. Участникам опроса предлагался «открытый» вопрос на эту тему, они сами формулировали ответы, в дальнейшем был проведен контент-анализ высказываний и их систематизация.
Какие же возможности дистанционного формата обучения могут повлиять на качество образования?
Для студентов наиболее значимой возможностью оказалось увеличение свободного времени, вызванное отсутствием необходимости тратить времени на дорогу до университета. А для преподавателей этот фактор – далеко не первостепенный (7-е место). Именно проведенное время в дороге до университета для опрошенных значительно влияет на повышение утомляемости, эмоциональной нагрузки и, соответственно, снижает работоспособность и продуктивность при усвоении учебного материала.
«Возможность экономить личное время и силы за счёт отсутствия необходимости добираться до университета и из него (время на дорогу туда и обратно составляет 3,5 часа в день, повышается утомляемость, когда занятия в магистратуре заканчиваются в 9). В дистанционном обучении появилось больше возможности высыпаться, что влияет на продуктивность в течение рабочего дня» (студент ИЯСКУ, магистратура, 1 курс)
«Положительно то, что снимается проблема удаленности учебного заведения от дома. Экономится время, которое можно с успехом потратить на занятия и работу» (преподаватель факультета КСП)
С точки зрения преподавателей (1 место) и студентов (2 место) к числу основных преимуществ дистанционного формата относится свободный доступ студентов к учебным материалам (записям лекционных и семинарских занятий, вебинарам, презентациям и т.п.) для обращения к ним в любое удобное время.
«Запись лекций. Возможность повторно послушать лекцию перед экзаменом или прослушать в более удобное время (с учётом более стабильного интернета или же совмещая с работой) могла бы сильно повысить качество получаемого образования» (студент КСП, бакалавриат, 4 курс)
Другим важным преимуществом дистанта для преподавателей (2 место) оказалось смещение образовательного процесса в сторону индивидуализации обучения, соответствующего особенностям и способностям каждого студента, и сопровождающееся постоянным контролем со стороны преподавателя. Такой подход обеспечивает максимальную эффективность учебной деятельности и, как результат, повышает качество образования. У студентов индивидуализация обучения оказалась на 14 месте.
«Индивидуальное сопровождение каждого студента, возможность получить работу студента, дать оперативный комментарий, отправить на доработку и пр.» (преподаватель факультета ПО)
«Каждый студент выполняет практическое задание индивидуально, соответственно преподаватель может оценить работу каждого, в рамках очной пары оценить всех обучающих трудно» (студент СК, бакалавриат, 3 курс)
Как показали результаты исследований, большинство преподавателей и студентов сумели адаптироваться к дистанционному формату обучения и увидеть его «плюсы» в виде включения дистанционных технологий в традиционный образовательный процесс, но только в качестве вспомогательного инструмента. Большинство участников опросов уверены в том, что удаленно можно проводить лекционные занятия, конференции, организационные мероприятия, тогда как практические занятия, семинары и тренинги должны проводиться только в очном формате. Возможность перехода к подобной (смешанной) модели обучения преподаватели поставили на 3-е место, студенты – на 7-е.
«Лекции в дистанционном формате намного удобнее, потому что нет зависимости от местонахождения в аудитории (задние парты), все можно услышать и успеть записать, не слышно гула одногруппников» (студент ЮП, специалитет, 1 курс)
На 3-м месте у студентов – непрерывность обучения, то есть возможность присутствовать на учебных занятиях в любом месте вне зависимости от обстоятельств (в опросе преподавателей – 5 место).
«Возможность слушать лекции из любой точки земного шара, что очень выручило студентов, которые находились на больничном, в отпуске без возможности приезжать лично в университет, или только что родили и не брали отпуск по родам. Такие студенты имели возможность продолжить учебу и не пропускать занятия» (студент ЭП, магистратура, 1 курс)
«Возможность не обсуждать аргументы студентов, которые не посещают занятия - "я болел", "я работаю", "у меня сложные семейные обстоятельства"» (преподаватель ИТ)
И преподаватели, и студенты на 4-е место поставили применение в процессе обучения устойчивых, удобных и зарекомендовавших себя ресурсов и технологий, позволяющих проводить эффективное обучение в удаленном режиме.
«Возможность использовать мировые образовательные технологии, новые формы доступа, реализации и подачи учебного материала и заданий» (преподаватель общеуниверситетской кафедры ЗРФ)
«Использование в процессе учёбы ультрасовременных компьютерных технологий положительно влияет на степень восприятия информации человеком и улучшает его когнитивные функции» (студент ПО, магистратура, 2 курс)
У студентов на 5-м месте, а у преподавателей на 6-м месте – возможность формирования у обучающихся способностей к внутренней дисциплине, саморазвитию и самоконтролю.
«Из-за дистанционного образования для оценки преподаватели стали больше давать заданий, что повышает задачи изучения материала на более качественном уровне. По группе заметно выросла мотивация, студенты, которые тратили много времени на поездку, стали более продуктивными» (студент КСП, специалитет, 4 курс)
«Студенты меньше утомляются, у них больше сил и времени на подготовку заданий, чтение литературы, они меньше тревожатся» (преподаватель ЮП)
К положительным факторам, способным повлиять на качество образования, и преподаватели, и студенты отнесли рост посещаемости студентами учебных занятий во время дистанционного формата обучения, доступность для обучения лиц с ОВЗ и иногородних граждан, а также возможность приглашения преподавателей и специалистов ведущих российских и зарубежных вузов и организаций для проведения учебных занятий в удаленном формате.
Кроме этого, студенты среди возможностей дистанционного обучения, способствующих повышению качества образования, назвали:
- снижение эмоциональной нагрузки при обучении в дистанционном режиме.
«Благодаря тому, что можно заниматься в любом удобном месте, а не ездить в университет, появляется больше свободного времени. Снижается эмоциональная нагрузка, потому что появляется возможность избежать личного контакта с однокурсниками и преподавателями. Все участники учебного процесса могут делиться друг с другом интересными статьями и материалами, что в очной форме немного затруднено. Мне кажется, лекции в таком формате были бы более удобными и продуктивными, чем в очной форме» (студент ЮП, бакалавриат, 3 курс)
- мобильность/оперативность учебного процесса (быстрый доступ к ресурсам и информации, оперативный поиск необходимого материала, обмен информацией между всеми участниками образовательного процесса)
«Возможность оперативно, как самостоятельно, так и при помощи преподавателей решать возникающие вопросы по обучению. Также данная форма обучения, на мой взгляд, является очень удобной для многих студентов, так как занятия проходят в домашних условиях, но при этом не страдает уровень осваивания информации, а следовательно, получения знаний» (студент СК, бакалавриат, 2 курс)
- оптимизацию учебного процесса (построение моделей учебных занятий, контроль преподавателей за работой студентов, организация методических мероприятий и пр.)
«Возможность быстро и внепланово собраться для обсуждения учебных задач» (студент СП, магистратура, 1 курс)
«Более кратко и ясно формулируются задачи и задания, которые стоят перед студентом» (СК, бакалавриат, 2 курс)
Благодарим студентов и преподавателей за участие в опросе!