Лекция «Психологическое сопровождение детей с трудностями обучения и СДВГ: американский и норвежский опыт»
Публичная лекция
Тематическое направление: «Психологическое сопровождение детей с особенностями развития и обучения»
Лекторы:
- Ахутина Татьяна Васильевна, доктор психологических наук, профессор, зав. научно-методической лабораторией проблем трудностей обучения и СДВГ Института проблем интегративного (инклюзивного) образования МГППУ
- Хотылева Татьяна Юрьевна, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник научно-методической лаборатории проблем трудностей обучения и СДВГ Института проблем интегративного (инклюзивного) образования МГППУ
Содержание этого занятия лектория посвящено психолого-педагогической помощи детям с трудностями обучения и СДВГ в США и Норвегии. На нем будут раскрыты вопросы методологии и методов коррекционно-развивающей работы, основанных на теоретических разработках Л.С.Выготского и его последователей; методы диагностики трудностей обучения и речевых нарушений; их нейропсихологический и психогенетический анализ, а также технология помощи детям с СДВГ. В частности, будут освещены вопросы диагностики вариантов ADHD и коморбидных расстройств и технологии интегративного обучения детей с различными отклонениями в развитии (СДВГ, синдром Турретта, синдром Аспергера, умственная отсталость) в системе общего образования в Норвегии.
Смотреть лекцию:
Отчет
В первой части лекции Т.Ю.Хотылева осветила систему психолого-педагогической помощи в Норвегии, которая базируется на законодательно закрепленном праве ребенка на индивидуальный план обучения, учитывающий его особенности. Это предполагает:
- вариативные программы обучения (обучение по программам разного уровня и содержания в одной возрастной группе)
- сокращение общей работы со всем классом и преобладание различных видов индивидуальных работ
- активное применение бланковых методик (раздача детям индивидуальных заданий различной степени сложности на отдельных бланках)
- позитивное подкрепление учебной деятельности детей
- учет эмоциональных особенностей каждого ребенка
Такой подход позволяет детям с различными отклонениями в развитии (СДВГ, синдром Турретта, синдром Аспергера, умственная отсталость и др.) обучаться в общеобразовательной школе наравне с остальными детьми.
Далее в лекции была представлена технология диагностики вариантов ADHD и коморбидных расстройств. Используются 3 группы методов:
- опросники для родителей ребенка и учителей, позволяющие получить максимально полные и непротиворечивые данные о ребенке (например, вопросник 5-15 (FTF) PARENT QUESTIONNAIRE FOR EVALUATION OF DEVELOPMENT AND BEHAVIOR OF 5 TO 15-YEAR-OLD CHILDREN создан специалистами Норвегии, Швеции, Дании и Финляндии)
- методы наблюдения за детьми в классе
- тесты (например, The Achenbach System of Empirically Based Assessment (ASEBA))
Затем лектор рассказала о технологии помощи детям с СДВГ, которая включает в себя:
- Медикаментозную поддержку, создающую благоприятный фон для всех других форм помощи.
- Тесное сотрудничество школы и родителей в организации эффективной помощи.
- Дополнительную педагогическую помощь детям, которым поставлен диагноз СДВГ (педагог-помощник курирует нескольких детей с СДВГ).
- Четкое планирование действий ребенка (распорядок дня и т.п.).
- Снятие ограничений по времени при выполнении заданий в классе.
- Привязку содержания учебных действий к собственным интересам детей.
- Позитивное подкрепление учебной деятельности детей и мотивирование детей к учебной деятельности.
- Развитие самоконтроля и повышение самооценки, например, заключение договора с ребенком на каждую учебную неделю, ведение табеля самооценки.
- Положительный эмоциональный фон дома, в классе, школе
- Взаимодействие специалистов, оказывающих помощь ребенку и родителям, друг с другом.
Вторая часть лекции была посвящена технологиям психолого-педагогической помощи детям с трудностями обучения и СДВГ в США. Была подробно описана методика развития и обучения детей-дошкольников 3-5 лет «Орудия ума» (Tools of the Mind). В 2001 году данная технология была признана «Юнеско» эталоном инновационной программы для работы в детских дошкольных учреждениях, и сейчас активно внедряется в нескольких штатах США. Программа построена на:
- использовании материальных опор (в парной работе детей им раздаются роли, подтвержденные материальными опорами – символическими знаками на карточках)
- регуляции собственного поведения через регуляцию поведения других (дети выполняют действия совместно, причем один ребенок действует, а другой его контролирует)
- переходе от внешней к внутренней речи для саморегуляции
- использовании внутренней речи при изменении задач
- развитии зрелых форм ролевой игры
В заключение лекции был описано практическое применение опыта, полученного в Норвегии и США сотрудниками лаборатории, в организации учебно-развивающего процесса в России, и рассмотрены дальнейшие его перспективы.