Лекция «Раннее вмешательство и эмоционально-личностные нарушения в раннем возрасте»
Публичная лекция
Тематическое направление: «Основные проблемы психологического сопровождения семьи с проблемными и приемными детьми»
Лектор: Авдеева Наталия Николаевна, кандидат психологических наук, профессор кафедры «Возрастная психология» факультета «Психология образования» МГППУ.
В лекции будет представлена работа Санкт-Петербургского Института раннего вмешательства, построенная на основе зарубежных и отечественных концепций развития: детский психоанализ (Р.Шпиц), теория привязанности (Дж.Боулби, М.Эйнсворт, П.Криттенден), системный подход к изучению психического развития в раннем возрасте (Д.Стерн), концепция онтогенеза общения (М.И.Лисина и ее сотрудники), концепция ранней социализации (Ф.Дольто), психолого-педагогический опыт воспитания детей, лишенных попечительства, в «Лоцци» (Э.Пиклер).
Слушателям будет показана специфика различных зарубежных и отечественных программ помощи семьям с детьми с функциональными нарушениями развития, а также проекта «Дорога домой», разработанного совместно Санкт-Петербургским институтом раннего вмешательства и Health Prom, EveryChild (Великобритания), направленного на поддержку семьи в кризисной ситуации, с целью профилактики отказов от новорожденного и возвращения ребенка из дома ребенка в семью.
Отчет
В лекции проблема осуществления раннего вмешательства была представлена на примере работы Санкт-Петербургского Института раннего вмешательства.
В начале лекции была представлена история разработки программ раннего вмешательства, освещались вопросы, которыми чаще всего задаются специалисты, оказывающие раннее вмешательство:
- Как можно раньше выявить детей, нуждающихся в раннем вмешательстве?
- Интенсивность, регулярность и продолжительность программ.
- Доступность по местонахождению.
- Финансовая доступность программ раннего вмешательства.
- Оценка эффективности.
Затем были обозначены факторы, влияющие на эффективность раннего вмешательства:
- возраст, в котором начато вмешательство
- интенсивность и продолжительность программ
- вовлеченность родителей
Особо отмечался тот факт, что базовым принципом раннего вмешательства является принятие родителей как равных партнеров в осуществлении помощи ребенку. В связи с этим, были представлены основные стратегии развития партнерских отношений между специалистами и родителями:
- Участие родителей в оценке уровня развития ребенка.
- Предоставление родителям возможности влиять на составление программы помощи и активное участие в этой программе.
- Участие в оценке эффективности программ помощи, а так же влияние на услуги, предоставляемые учреждением.
Далее, обсуждались технологии командной работы с детьми с нарушениями в развитии, в которой участвуют: доктора (педиатры, неврологи), педагоги, логопеды, психологи, физические терапевты, эрготерапевты, социальные работники, родители.
Затем, более подробно были рассмотрены основные принципы построения программ раннего вмешательства:
- Междисциплинарный подход.
- Включение родителей как членов команды, и укрепление их роли в жизни ребенка.
- Любое нарушение рассматривается с точки зрения понимания психологических и социальных нужд ребенка и его семьи.
- Определение сильных и слабых сторон семьи.
Также отмечались условия для построения командной работы:
- Единые идеологические подходы у всех членов команды
- Использование общего языка между представителями различных специальностей и родителей
- Совместимость времени и структуры в рабочем графике специалистов
- Учет целей, поставленных другими членами команды при проведении программы вмешательства
- Возможность совместных обсуждений в ходе планирования и проведения программы
Также Наталия Николаевна представила работу Учебной консультации и практикума по возрастно-психологическому консультированию в МГППУ (подробнее материалы представлены в презентации).