Дистанционное обучение обвалило зрение школьников
СМИ о нас
ФОТО: Kp.ru/Shutterstock
Психолог рассказала, как обучить ребенка цифровой гигиене
Офтальмологи говорят: современная молодежь, люди в возрасте от 20-ти до 30-ти лет, так называемые «цифровые аборигены» – самые близорукие люди в истории человечества. Причина понятна: они постоянно сидят, «работают» преимущественно глазами, а не руками, и, конечно, зависают в гаджетах. Подсчитано, что молодые люди пользуются мобильным телефоном от 4 до 8 часов в день и компьютером от 2 до 4 часов в день. Слишком большая нагрузка на зрение. Прогрессирующая близорукость в детстве и молодом возрасте часто приводит в зрелости к таким заболеваниям, как глаукома, дистрофия и отслоение сетчатки, хронические проблемы с сосудами глаз.
И это еще цветочки. Дальше будет только хуже. Недавнее исследование, проведенное в Китае, показало, что пандемия ударила по зрению детей. Домашнее обучение через компьютер и смартфон привело к тому, что дети в среднем проводили перед экраном от 3-х до 3,5 часов. Причем увеличение экранного времени всего на 1 час повышало риск прогрессирования близорукости в 1,26 раза, а экраны компьютера и смартфона оказались опаснее, чем большие экраны телевизоров.
Что же делать родителю, который все это видит, а поделать ничего не может? Запрещать? Глупо. Возможно, вместе с гаджетом вы «запретите» будущую карьеру вашего ребенка. Надо выстроить диалог с подростком таким образом, чтобы его мир не сводился только к экрану смартфона. Об этом «Комсомолка» поговорила с практикующим психологом, доктором психологических наук, профессором кафедры Научных основ экстремальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета Мариной Розеновой.
Проблемы со зрением – это примерно на 3% наследственный фактор и на остальные более чем 90% – проблема образа жизни. Поэтому психогигиена использования гаджетов становится одним из главных способов заботы о себе и принцип тут такой – используй гаджеты с умом сам и обучи этому своего ребенка.
– Договориться с детьми и подростками о временных регламентах использования гаджетов – почти нереально. Все будут нарушать эти правила, не выдерживать, делать назло, протестовать, ссориться, – говорит психолог Марина Розенова. – Правда, если у вас настолько покладистый ребенок, что с ним можно в этом вопросе все решить простым договором или просьбой, – вы умопомрачительный везунчик.
Бережем зрение как бы между делом
Начинать стоит с того, что в психологии называют «мотивирующим общением». Это не назидательные и пафосные лекции о вреде долгосрочного сидения перед экраном, а, так сказать, повышение ценности здоровой и активной жизни «между делом». Что называется, потихоньку гнем свою линию. Медленно, но верно.
– Например, вы говорите с ребенком о его будущем, его способностях и индивидуальности, о возможных планах, о том, что перед ним – широкое будущее и перспективы и на все необходимы силы, здоровье и энергия. И в таком разговоре можно и нужно «вворачивать» идею, что «вот например, основа любой деятельности – наше зрение, и конечно, его надо беречь …», – говорит Марина Розенова.
К этому, стараемся добавить «тренировочное обучение», то есть, обучаем ребенка делать перерывы и отвлекаться от гаджета на работу по дому, помощь взрослому, прогулку, физическую разминку и упражнения для зрения.
– Чтобы все получилось, придется, во-первых, запастись немалым терпением и, во-вторых, спланировать технологию обучения. В течение некоторого времени, для начала хотя бы одного дня, когда взрослый и ребенок могут быть дома вместе, наблюдая за ребенком, стоит следить за тем, чем и сколько по времени он занят. Соответственно, если ребенок прикован к гаджету, через 30-40 минут или час, что более реально, помогать отвлечься, – предлагает психолог.