Что такое доказанная эффективность: ректор МГППУ о новом подходе в социальной политике
Интервью
Сегодня мы сталкиваемся с новыми социальными вызовами и те, от кого зависят принятие и реализация решений, способных изменить жизнь людей к лучшему, ищут для этого новые возможности. Именно этому был посвящен Форум решения социальных задач, проходивший в Москве 2-3 июня.
В рамках Форума состоялась проектная сессия «Стандарт доказательности социальных практик в сфере детства (социальная защита, образование и защита прав детей)», в работе которой принял участие ректор МГППУ Аркадий Аронович Марголис. В интервью, посвященном теме доказательной социальной политики, он рассказал о мерах, необходимых для того, чтобы образование, социальная поддержка детей и взрослых в нашей стране вышли на качественно иной уровень:
О парадоксе сегодняшнего дня
Практика с доказанной эффективностью и в целом использование доказательного подхода в области социальной политики – вещь парадоксальная. Она предполагает применение методик и технологий, имеющих некий объем доказательств своей эффективности. Казалось бы, это очевидно: кто же будет использовать заведомо не эффективные практики? Однако большинство социальных практик фактически в любом сегменте социальной сферы, включая, кстати, образование, не располагают достаточным объемом доказательств эффекта, который декларируют разработчики. Кроме того, размер этого эффекта никем не верифицируется. Поэтому говорить, что та или иная практика эффективна, по сути, бессмысленно, до тех пор, пока мы не сможем измерить этот эффект. Мало того, можно предположить, что высказывания об эффективности практик без указания эффекта применительно к определенной целевой группе, с большой долей вероятности являются голословными.
О развитии
Несмотря на то, что эта парадоксальная ситуация имеет место, мы понимаем, что и органы управления социальной сферы на всех уровнях – от федерального до конкретной организации, - и проверяющие ведомства хотят быть уверенными в том, что используемые технологии и методы работы специалистов действительно эффективны. Как этого достичь? Прежде всего, необходима инфраструктура, которая бы позволила реализовывать доказательный подход на ключевых этапах разработки и тиражирования социальных практик.
Три составляющие эффективной инфраструктуры
Что должно входить в такую инфраструктуру? Во-первых, необходима система независимой оценки еще на этапе разработки - она поможет разработчикам социальной технологии, инновационной практики убедиться в том, что их ожидания подтверждаются независимыми данными. Сейчас, в большинстве случаев, разработку и ее оценку производят одни и те же специалисты, что, как мы понимаем, может привести к конфликту интересов, большой доле субъективности, а это не особенно помогает развитию доказательного подхода.
Независимая оценка может предоставить разработчикам обратную связь, которая позволит им не просто работать в рамках какой-то гипотезы, но и вовремя понять что идет не так и разобраться в этом. С этой точки зрения, соблюдение принципов доказательности необходимо разработчикам. Элемент обратной связи, без которого нельзя обойтись в процессе создания чего-то нового, сейчас не институализирован, во многих случаях он просто отсутствует.
Во-вторых, реализация доказательного подхода безусловно нужна специалистам, занимающимся тиражированием, - органам управления, которые вкладывают деньги в проекты и хотят быть уверенными в том, что это - объективно эффективный инструмент, а не только по мнению самих разработчиков. Отсутствие независимой оценки может привести к непродуктивному использованию средств, недостижению того социального эффекта, на который рассчитан весь комплекс мер, и, в итоге, к обманутым ожиданиям получателей услуг. Чтобы этого избежать, ответственные лица, должны знать, что свои решения они принимают на основе доказательного подхода.
Успешность тиражирования практики связана с воспроизводимостью ее эффекта. Поясню на примере. Допустим, что у нас есть технология, пусть это будет методика раннего вмешательства для детей с нарушениями развития, которая прошла независимую верификацию и имеет доказанную эффективность. Передавая эту методику, скажем, из одного региона в другой, мы предполагаем, что на новом месте она будет воспроизводить те же результаты. Независимая оценка эффективности, в данном случае, будет касаться не столько самой методики, сколько корректности ее тиражирования.
Третье – это подготовка кадров. Если мы не будем учить специалистов, прежде всего в социальной сфере, тому, что доказательный подход – это азбука принятия решений, то он может восприниматься как некая чужеродная, навязанная извне, приводящая к лишним трудозатратам и, в общем, никому не нужная затея. Кроме того, сам процесс подготовки кадров нуждается в серьезной селекции содержания: если мы учим студентов и будущих специалистов каким-то методам, технологиям, то должны быть уверены в том, что университет отбирал их, ориентируясь не просто на известность или доступность, а на их эффективность, подтвержденную независимой оценкой. Поэтому третья часть инфраструктуры — система подготовки кадров, которая должна быть вовлечена в процесс обновления и модернизации своего содержания также на основе доказательного подхода.
Не умозрительные заключения, а только решения, имеющие под собой убедительную основу, подтвержденные исследованиями, проводимыми, прежде всего, научными центрами, университетами, лабораториями, помогут преодолевать новые социальные вызовы и оказывать комплексную поддержку людям.
Продолжим обсуждение социальных инноваций в рамках Точки кипения МГППУ