Владимир Алексеевич Орлов
Доцент кафедры теоретических основ социальной психологии факультета "Социальная психология"
ученая степень: кандидат психологических наук (научная специальность 19.00.05 Социальная психология, диссертационное исследование «Экспектации субъектов образовательного процесса относительно роли школьного психолога как фактор эффективности их взаимодействия»)
ученое звание: доцент по кафедре теоретических основ социальной психологии
уровень образования: высшее, МГУ имени М.В. Ломоносова
специальность: Психология
квалификация: Психолог, преподаватель психологии
повышение квалификации:
- Психология тренинговой работы (Московский городской психолого-педагогический университет, 2007)
- Систематический курс эриксоновского гипноза (Институт групповой и семейной психологии и психотерапии (ИГиСП), 2008
- Теория и практика психологического консультирования (Московский городской психолого-педагогический университет, 2010)
- Психология управления в образовании (Московский городской психолого-педагогический университет, 2011)
- Андрагогика: как обучать взрослых (ФГБОУ ДПО «ИРДПО», 2016)
- Интерактивные методы профилактики ксенофобии и экстремизма среди детей и молодежи «Безопасный мир» (Частное учреждение культуры «Еврейский музей и Центр толерантности», 2019)
- Экспертиза дополнительных профессиональных программ повышения квалификации (ФГАОУ ДПО «Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий», 2020)
- Организация дистанционного обучения в Cisco Webex Meeting (ФГБОУ ВО МГППУ, 2021)
- Теория и практика психологического консультирования в профессиональной деятельности (ФГБОУ ВО МГППУ, 2021)
общий стаж работы: 57 года
стаж работы по специальности: 45 лет
награды, премии, звания:
- Грамота Департамента образования города Москвы
- Почетная грамота Министерства Образования и науки Российской Федерации
- Медаль Г.И. Челпанова II степени
- Почетный знак Ψ МГППУ
- Почетный знак МГППУ «Золотая Ψ»
читаемые дисциплины:
- Актуальные психологические проблемы современного общества
- Введение в профессию
- Методы и технологии работы в группе
- Научно-методический семинар «Современные исследования психолого-педагогической деятельности в образовании и социальной сфере»
- Педагогика и методика преподавания психологии
- Психология конфликта
- Психология семьи
- Психология труда, инженерная психология и эргономика.
- Современное состояние и перспективы развития системы образования.
- Современные методы и средства семейного воспитания.
- Технологии профилактики и разрешения сложных ситуаций педагогического взаимодействия на основе кейс-метода.
- Технологии повышения учебной мотивации учащихся.
- Технологии развития личности в системе социального взаимодействия
сфера научных интересов:
- социально-психологические факторы управления конфликтом в малых группах (семья, учебная и профессиональная группа);
- социально-психологические факторы эффективного взаимодействия;
- психология педагогического общения;
- семейное консультирование;
- психологический тренинг в системе школьного образования;
- социально-психологические средства развития учебной мотивации;
- проблемы лидерства в семейных и профессиональных отношениях;
- эмоциональный интеллект как фактор повышения эффективности межличностного взаимодействия
основные публикации:
- Методика выявления структуры интереса школьников к телевизионным передачам // Психологическая наука и образование. 2003. № 3.
- Проблемы интенсификации профессиональной мотивации школьного учителя // Психологическая наука и образование. 2003. № 4.
- Характер взаимосвязи уровня гармоничности отношений в семье и статуса подростка в учебной группе // Социальная психология малых групп: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора А.В. Петровского. 25-26 октября 2011 г., М., МГППУ, 2011. – С. 126–129.
- Ролевые факторы социально-психологического климата контактной профессиональной группы // Научные материалы V съезда Российского психологического общества. Москва, 14–18 февраля 2012 года. Т. 2. С. 289-290.
- Социальная психология образования как отрасль научного знания // Электронный журнал «Психологическая наука и образование» PSYEDU.ru. 2013. №2. С. 1 – 14. http://www.psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2013_2_3300.pdf (в соавторстве с О.Б. Крушельницкой и М.Е. Сачковой).
- Влияние особенностей межличностных отношений учащихся-подростков на успешность их обучения в школе // Социальная психология в образовательном пространстве. Научные материалы I Международной научно-практической конференции (16–17 октября 2013 г.). – М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. – 323 с. С.160-162. (в соавторстве с Д.С. Костиным).
- Представление о ценностях своей будущей семьи у разностатусных подростков // Социальная психология в образовательном пространстве. Научные материалы I Международной научно-практической конференции (16–17 октября 2013 г.). – М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. – 323 с. С.311-313. (в соавторстве с М.В. Квашой).
- Взаимодействие учащихся с референтным окружением как фактор их личностного развития // Электронный журнал «Вестник Московского государственного областного университета» www.evestnik.mgou.ru / Серия «Психологические науки» № 1, 2013 г. С. 5-12. (в соавторстве с О.Б. Крушельницкой).
- Структура экспектаций в системе межличностного взаимодействия // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции: В 5 томах: Том 3 / Отв. ред. Богоявленская Д.Б. – М.: Когито-Центр, 2015. – 470 с. С. 302–305.
- Социально-психологические аспекты взаимосвязи мотивации учебной деятельности и сплоченности ученической группы // Социальная психология в образовательном пространстве. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (24–25 октября 2017 г.). М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 472 с. С. 217-219. (в соавторстве с А.Г. Графодатской).
- Информационно-ресурсный подход к пониманию референтности // Инновационные ресурсы социальной психологии: теории, методы, практики: Сборник научных работ / Отв. ред. О.В. Соловьева, Т.Г. Стефаненко. – М., 2017. – 598 c. С. 86-91. (в соавторстве с О.Б. Крушельницкой).
- Социальная психология образования как междисциплинарная практико-ориентированная область научного знания // Социальная психология образования : учебное пособие / ред. О.Б. Крушельницкая, М.Е. Сачкова, Л.Б. Шнейдер. – Москва : Вузовский учебник : Инфра-М, 2015; 2017. 320 с. Раздел I. С. 6–22. (в соавторстве с О.Б. Крушельницкой и М.Е. Сачковой).
- Выбор референтных лиц и личностные качества, предпочитаемые подростками // Социальная психология в образовательном пространстве. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (24–25 октября 2017 г.). М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 472 с. С. 143-145. (в соавторстве с О.Б. Крушельницкой).
- Социально-психологические проблемы взаимодействия школьного психолога с другими субъектами образовательного процесса // Социальная психология образования : учебное пособие / ред. О.Б. Крушельницкая, М.Е. Сачкова, Л.Б. Шнейдер. – Москва : Вузовский учебник : Инфра-М, 2015; 2017. – 320 с. Раздел III. 3.2.2. С. 74–89.
- Помощь учащемуся в обоснованном выборе профессии // Социальная психология образования : учебное пособие / ред. О.Б. Крушельницкая, М.Е. Сачкова, Л.Б. Шнейдер. – Москва : Вузовский учебник : Инфра-М, 2015; 2017. – 320 с. Раздел VII. 7.1.2. С. 260–267.
- Эмоциональный интеллект в структуре лидерства руководителя образовательного учреждения // Социальная психология в образовательном пространстве. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (24–25 октября 2017 г.). М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 472 с. С. 270-273.
- Особенности оценки личностных и профессиональных качеств преподавателей студентами колледжа в процессе педагогического общения // Социальная психология: вопросы теории и практики. Материалы III Ежегодной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева. ФГБОУ ВО МГППУ. 2018. С. 114-116. (в соавторстве с А.В. Акимочкиным).
- Условия референтности педагога для учеников // Авторитет и имидж в профессиональной деятельности педагога: Коллективная монография /под ред. С.Д. Якушевой. Новосибирск: Изд. АНС СибАК, 2018. 208 c. С. 183-202. (в соавторстве с О.Б. Крушельницкой).
- Тип семейного воспитания и представления школьников о своей будущей семье // Социальная психология: вопросы теории и практики. Материалы III Ежегодной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева. ФГБОУ ВО МГППУ. 2018. С. 151-154. (в соавторстве с С.М. Кутыгой).
- Взаимодействие психолога с субъектами образовательного процесса в школах США // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 2. С. 165–178. doi:10.17759/sps.2018090211 (в соавторстве с Т.В. Коттл и О.Б. Крушельницкой).
- Взаимосвязь социального интеллекта и психологического благополучия у школьников с ограниченными возможностями передвижения // Социальная психология: вопросы теории и практики. Материалы III Ежегодной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева. ФГБОУ ВО МГППУ. 2018. С. 188-190. (в соавторстве с А.Б. Харитоновым).
- Мотивы вступления подростков в девиантные группы граффити-художников // Социальная психология: вопросы теории и практики. Материалы IV Ежегодной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева (13–14 мая 2019 г.). – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2019. – 296 с. С.75-77. (в соавторстве с Л.К. Ивановой).
- Особенности социальной перцепции людей, изображенных на портретах // Социальная психология: вопросы теории и практики. Материалы IV Ежегодной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева (13–14 мая 2019 г.). – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2019. – 296 с. С. 112-115. (в соавторстве с А.С. Панасюк).
- Особенности влияния социально-психологического климата группы на эффективность ее профессиональной деятельности // Социальная психология: вопросы теории и практики. Материалы IV Ежегодной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева (13–14 мая 2019 г.). – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2019. – 296 с. С. 243-247. (в соавторстве с Г.И. Терешиной).
- К вопросу исследования стратегий конфликтного поведения водителя автомобиля // Социальная психология: вопросы теории и практики. Материалы IV Ежегодной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева (13–14 мая 2019 г.). – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2019. – 296 с. С. 465-467. (в соавторстве с Е.А. Смольниковой).
- Особенности референтных отношений школьников со сверстниками и взрослыми // Социальная психология и общество: история и современность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием памяти академика РАО А.В. Петровского (15-16 октября 2019 г.). – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2019. – 506 с. С. 440-443. (в соавторстве с О.Б. Крушельницкой).
- Особенности лидерства в школьных классах с различной учебной мотивацией // Социальная психология и общество: история и современность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием памяти академика РАО А.В. Петровского (15-16 октября 2019 г.). – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2019. – 506 с. С. 479-482. (в соавторстве с А.Б. Экслер).
- Психологическая установка на активную личностную позицию обучающихся как фактор повышения их учебной мотивации // Социальная психология: вопросы теории и практики. Материалы VI Международной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики» (12–13 мая 2021 г.). – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2021. – 637 с. С. 420-422.
- Взаимосвязь социально-психологической адаптации и ценностного отношения студентов к будущей профессии // Социальная психология: вопросы теории и практики. Материалы VI Международной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики» (12–13 мая 2021 г.). – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2021. – 637 с. С. 163-165. (в соавторстве с Я.Д. Жегловой).
- Психологические условия удовлетворенности браком женщин в период кризиса «среднего возраста» // Социальная психология: вопросы теории и практики. Материалы VI Международной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики» (12–13 мая 2021 г.). – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2021. – 637 с. С. 165-168. (в соавторстве с М.А. Заславской).
- Коммуникативные средства повышения эффективности профессиональной деятельности психолога // Социальная психология образования. Практикум : учебное пособие / под ред. О.Б. Крушельницкой, М.Е. Сачковой, Л.Б. Шнейдер. — Москва : ИНФРАМ, 2020. — 322 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). DOI 10.12737/1014623. С. 191-215.
- Референтность в системе педагогического взаимодействия // Социально-психологические феномены в современном образовательном пространстве : монография / под ред. О.Б. Крушельницкой, М.Е. Сачковой. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 172 с. — (Научная мысль). — DOI 10.12737/1718831. С. 77-104. (в соавторстве с О.Б. Крушельницкой)
https://www.youtube.com/watch?v=e4jh23Wo-hE&list=PLZypXyxShoUHxKmn1l7oHVg-A0fhd7aTC
адрес: Москва, ул. Сретенка, д. 29, каб. 401 (кафедра)
график работы: согласно расписанию
Телефон: | +7 (495) 632-95-44 |
E-mail: | OrlovVA@mgppu.ru |