Поликультурность в школе: эксперты МГППУ приняли участие в работе круглого стола
Новость

8 апреля 2025 года в рамках XVIII Международной научно-практической конференции по проблемам развития эффективных практик социально-психологической помощи подросткам и их социальному окружению «Подросток в мегаполисе-2025» в НИУ ВШЭ состоялся круглый стол «Поликультурность в школе: современные реалии и перспективы», в котором приняли участие эксперты кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования Павлова О. С., к.пед.н., профессор, и Кривцова А.С., к. псих. наук, а также помощник руководителя ФКРЦ по психологической и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан – Н. В. Тарулина.
В рамках круглого стола были подняты, в частности, следующие вопросы:
- Поликультурность школы – это современный вызов или ему еще не подходящее время?
Готова ли школа к поликультурности? Отмечают ли изменения администрация и учителя в составе школьных классов за последние 20 лет?
- Подходы к поликультурности в школе: что работает?
Какие подходы наиболее распространены и успешны? Каковы условия достижения успеха в реализации поликультурности в школе?
- Поликультурность и учительский ресурс: вызовы и возможности
Связана ли поликультурность школы с выгоранием учителей, текучкой кадров и рейтингами школы? Где учитель получает знания о работе в поликультурных классах? Есть ли у них готовность работать в таких условиях?
- Поликультурность как преимущество: когда она станет престижной?
Может ли поликультурность усилить школьное образование? Каковы ее преимущества? При каких условиях поликультурность школы обеспечит адаптацию и престижность?
В ходе оживленной дискуссии по выдвинутым вопросам эксперты отметили большой вклад кафедры этнопсихологии МГППУ в работу по психологической и социокультурной адаптации детей-мигрантов в российскую образовательную систему. За последние годы в рамках госзаданий Министерства Просвещения РФ были подготовлены комплекты методических рекомендаций, которые важно использовать в работе в поликультурной среде школы:
- Программа оценки особых образовательных потребностей детей — иностранных граждан в сферах психологического благополучия, социальных навыков и культурной адаптации / Под ред. О.Е. Хухлаева, М.Ю. Чибисовой и Н.В. Ткаченко М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. – 238 с.
- Методические рекомендации по проведению программы психолого-педагогического сопровождения процессов обучения, социальной, языковой и культурной адаптации детей иностранных граждан / Под ред. О.Е. Хухлаева, М.Ю. Чибисовой и Н.В. Ткаченко. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2023. – 209 с.
- Пакет инструментария программы психолого-педагогического сопровождения процессов обучения, социальной, языковой и культурной адаптации детей иностранных граждан / Под ред. О.Е. Хухлаева, М.Ю. Чибисовой и Н.В. Ткаченко. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2023. – 179 с.
Подпишитесь на умный этнобот кафедры этнопсихологии https://t.me/ProEtno_bot и будете всегда в курсе наших новостей.
Хотите учиться на этнопсихолога? Для вас программы МГППУ: