Кафедра детской и семейной психотерапии, созданная в 2000, входит в состав факультета консультативной и клинической психологии .
Кафедрой разработана и успешно действует (с 2013 года) магистерская программа «Детская и подростковая психотерапия» (руководитель программы – заведующая кафедрой Е.В. Филиппова). Преподаватели кафедры также участвуют в реализации других программ факультета – специалитета, бакалавриата, магистратуры «Консультативная психология».
Концепция кафедры детской и семейной психотерапии разработана в соответствии с принципами развития Университета и концептуальными основаниям факультета психологического консультирования и клинической психологии, его системой ценностей, ориентируется на общие для факультета принципы подготовки обучающихся – студентов, магистрантов и аспирантов. В основу системы подготовки специалистов на кафедре положены общие для всех кафедр факультета теоретико-методологические (психотехника, полифония, компаративистика) и дидактические принципы (диалогизм, майевтика, опыт бытия, мастерства, личности).
В рамках общей концепции кафедра ставит своей целью подготовку квалифицированных специалистов для проведения консультативной, психопрофилактической, психологической и психотерапевтической работы с детьми и проблемными семьями. К области компетенции кафедры относится подготовка специалистов, способных оказывать помощь детям с проблемами (в развитии познавательной, эмоционально-волевой, личностной и коммуникативной сферы) и их родителям, семьям, перенесшим психологические стрессы, находящимся в трудных жизненных ситуациях. Кафедра осуществляет также подготовку специалистов для работы с проблемами нарушения взаимодействия матери и ребенка в раннем возрасте, детско-родительскими отношениями.
В процессе обучения кафедра исходит из широкого понимания психотерапии как процесса оказания психологической помощи детям и семьям, нуждающимся в ней. Позиция кафедры состоит в открытости широкому спектру идей, существующих в современной психологической практике, неангажированности каким - либо одним подходом, а, следовательно, в признании необходимости как можно более полно представлять магистрантам и студентам панораму современных психотерапевтических методов и подходов.
Большое значение на кафедре придается подготовке студентов и магистрантов к самостоятельной научно-исследовательской работе, направленной, в первую очередь, на осмысление и теоретическую проработку психологической практики, овладение методологией современного научного исследования.
Магистранты и студенты кафедры ориентированы на работу в психолого-медико-социальных центрах, кризисных центрах, на телефонах доверия, школах и детских садах различного типа, учреждениях здравоохранения соматического профиля, в консультационных центрах при социальных службах и т.д.
Сотрудники кафедры принимают активное участие в разработке и реализации государственных и университетских проектов и программ, нацеленных на создание условий полноценного развития детей и охраны детства. Так, в 2012 они принимали активное участие в разработке Стратегии действий в интересах детей, в 2013 и 2014 – в разработке планов реализации Стратегии.
В 2014 сотрудники кафедры участвовали в разработке программы и материалов для тестирования педагогов-психологов г. Москвы, в проведении тестирования, целью которого являлось повышение квалификации психологов, работающих в системе образования.
Преподавателями кафедры был разработан и успешно выполнен инициативный проект «Образ тела и отношение к своему телу у подростков» (2019-2020 )
Разработаны и опубликованы методические рекомендации для родителей «Советы для родителей дошкольников и младших школьников в период объявленной эпидемии» (2020)
Кафедра принимала активное участие в проекте «Оказание услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей Федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» (2021). За работу в рамках этого проекта преподаватели кафедры получили Благодарность ректора.
В настоящее время кафедра активно участвует в проекте «Нейросетевой программный комплекс для интерпретации результатов теста «Рисунок человека» (руководитель проекта М.Г. Сорокова) в рамках программы Приоритет 2030.
Преподаватели и магистранты кафедры регулярно участвуют в организации и работе всероссийских и международных научно-практических конференций, в том числе серии конференций «Психология развития»: «Ребенок в современном обществе» (2007), «Другое детство» (2009), «На пороге взросления» (2011), «У истоков развития» (2013), «Горизонты зрелости» (2015), «Современная российская семья: традиции и альтернативы (Муром, 2011), конгресс ISCAR (2011), «Аутизм. Выбор маршрута» (2014), «Актуальные проблемы современных гуманитарных наук» (Москва, 2016), в международных конференциях по консультативной психологии и психотерапии, посвященных памяти Федора Ефимовича Василюка (Москва, 2018, 2020, 2022), ежегодных конференциях «Подросток в мегаполисе» (Москва, 2018 – 2024) и многих других.
Преподаватели кафедры входят в состав редколлегий журналов - «Консультативная психология и психотерапия», «Психологическая наука и образование», «Современная зарубежная психология», «Дефектология», и являются их постоянными авторами.