Вся психология в одном университете

Наука

На кафедре социальной коммуникации и организации работы с молодежью факультета "Социальная коммуникация" ведется научно-исследовательская работа по направлениям:

  • социализация отдельных категорий населения в современном обществе;
  • технологии организации социальной деятельности детей и молодежи;
  • управление социальными проектами, отношениями и процессами;
  • социальная работа в системе социальных служб;
  • ресурсы социальной среды и их реализация;
  • совершенствование образовательной деятельности, в том числе дополнительного образования.

В рамках широкого охвата проблем в соответствии с тематикой НИР активно привлекаются студенты, работодатели и представители общественности с широким спектром профессий и высоким уровнем научной квалификации для участия в цикле научных семинаров «Социальный статус и его влияние на различные категории населения».

В рамках научной работы в 2015-2019 годах выполнены научно-исследовательские работы по темам:

  1. Стратегия развития молодежи и других групп населения в городе Москве: технологии социального партнерства.
  2. Социальное партнерство в поддержке жизненных стратегий молодежи и других групп населения.
  3. Разработка модели развития инновационной компетентности работников социальной сферы в условиях вуза.
  4. Моделирование процесса непрерывного профессионального образования работников социальной сферы.
  5. Повышение уровня сформированности профессиональных и общекультурных компетенций молодежи в социальном проектировании.

С целью освещения и апробации основных результатов НИР её участниками организована публикация материалов по результатам исследования. Также проводятся научно-практические конференции с участием представителей вузов России. На факультете проводится ежегодная всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Молодежные инициативы как основа развития гражданского общества в Российской Федерации: региональный и местный уровни».

Определено одно из ведущих направлений совершенствования научной работы - развитие сотрудничества с научными и образовательными организациями, организациями социальной сферы в интересах активизации научной деятельности профессорско-преподавательского состава и студентов. 

Среди преподавателей факультета есть ведущие эксперты социальной сферы, сферы молодежной политики. В частности, опыт экспертной деятельности оценки молодежных проектов, поддержанных ФАДМ РФ, лег в основу коллективной монографии «Государственная молодежная политика в современной России: социально-психологические основания и технологии реализации», изданной в 2019 году.

В рамках реализации основных направлений научной работы преподаватели факультета участвуют в международных и российских конференциях, публикуются в ведущих научных изданиях. Преподаватели факультета являются авторами учебников и учебных пособий для средней и высшей школы.

Наиболее значимые публикации (за последние 5 лет):

Монографии и учебники:

  1. Лагерь школе и обществу : активные, развлекательные, интеллектуальные, развивающие и коррекционные игры / Г. Н. Кудашов, Л. П. Шопина, С. А. Макарова [и др.]. – Москва : Народное образование, 2024 г. – 504 с

  2. Предпринимательство в социальной сфере. Реализация и регулирование по отраслям : Учебник / С. В. Бровчак, А. А. Цыганов, Е. В. Вашаломидзе [и др.]. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "КноРус", 2024 г. – 384 с.

  3.  Социальная педагогика : Учебник для бакалавров / И. А. Липский, Л. Е. Сикорская, О. Г. Прохорова [и др.]. – 5-е издание, стереотипное. – Москва : Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2024 г. – 278 с.

  4. Безопасность жизнедеятельности : Учебник для бакалавров / В. О. Евсеев, В. В. Кастерин, Т. А. Коржинек [и др.]. – 6е издание, стереотипное. – Москва : Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2024 г. – 452 с.

  5. Безопасность жизнедеятельности : Учебник для бакалавров / В. О. Евсеев, В. В. Кастерин, Т. А. Коржинек [и др.]. – 6е издание, стереотипное. – Москва : Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2024 г. – 452 с.

    1. Лагерь школе и обществу: здоровый образ жизни, здоровьесберегающие и развивающие технологии, инклюзивная культура / А. Н. Камнев, С. А. Макарова, О. А. Кононова [и др.]. – Москва : Народное образование, 2023 г. – 600 с.

    2. Лагерь школе и обществу: история развития, психолого-педагогические и социально-коммуникативные возможности детского лагеря / Т. А. Антопольская, А. В. Гайфуллин, Г. В. Григорьев [и др.]. – Москва : Народное образование, 2022 г. – 448 с.

      1. Государственная молодежная политика в России: социально-психологические основания и технологии реализации / Под общей редакцией С.Ю. Поповой (коллективная монография). Москва, Издательство «Аквилон», 2019 г. – 448 с.

      ВАК и рекомендованные МГППУ:

      1. Влияние социальных сетей на речевую коммуникацию старшеклассников / Т. А. Михайлова, А. А. Полосина, И. Б. Шилина, А. Ю. Трифонова // Язык и текст. – 2025 г. – Т. 12, № 1. – С. 148-166
      2. Агрессивные виды спорта как средство снятия психологического напряжения женщин среднего возраста / О. А. Овсяник, Т. А. Михайлова, А. А. Полосина, И. Б. Шилина // Теория и практика физической культуры. – 2024 г. – № 6. – С. 23-24

      3. Полосина, А. А. Обоснование дидактических условий социального обучения молодёжи в цифровую эпоху / А. А. Полосина // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. – 2024 г. – № 7. – С. 49-58

      4. Полосина, А. А. Дидактические основы социального обучения молодежи в цифровую эпоху / А. А. Полосина // Вестник педагогических наук. – 2024 г. – № 2. – С. 48-52

      5. Коррекция эмоционального выгорания женщин-преподавателей высшей школы старше 50 лет средствами физической активности / О. А. Овсяник, О. Г. Прохорова, И. В. Кислова, С. Л. Савченко // Теория и практика физической культуры. – 2024 г. – № 10. – С. 77-79

      6. Концептуальные основы становления языковой социализации за рубежом / Т. А. Михайлова, А. А. Полосина, И. Б. Шилина, А. Ю. Шилин // Язык и текст. – 2023 г. – Т. 10, № 1. – С. 21-31

      7. Особенности защитно-совладающего поведения сотрудников фитнес-учреждений / Е. Л. Пожарская, А. Н. Камнев, С. В. Савенкова, А. Ю. Шилин // Теория и практика физической культуры. – 2024 г. – № 6. – С. 25-27

      8. Камнев, А. Н. «биосфера-гидросфера-ноосфера» как единая гиперсложная система / А. Н. Камнев // Биосфера. – 2024 г. – Т. 16, № 2. – С. 144-157

      9. Камнев, А. Н. Экология, экологическое образование, детский лагерь и немного политики / А. Н. Камнев // Народное образование. – 2023 г. – № 2(1497). – С. 13-24

      10. Полосина, А. А. Процесс становления и развития конструкта «социальное обучение молодежи»: историко-педагогический анализ / А. А. Полосина // Социально-политические исследования. – 2023 г. – № 3(20). – С. 152-163

      11. Камнев, А. Н. Эмоциональное выгорание и стресс у социальных работников / А. Н. Камнев, Т. А. Михайлова, И. Б. Шилина // Современная зарубежная психология. – 2023 г. – Т. 12, № 4. – С. 145-156

      12. Камнев, А. Н. Программы деятельного образования в лагере как основа воспитания гражданской ответственности и любви к истории Отечества / А. Н. Камнев, А. Я. Дугина // Народное образование. – 2022 г. – № 2(1491). – С. 43-51

      13. Лингвистический лагерь как форма языкового обучения детей / А. Н. Камнев, С. А. Макарова, А. С. Пушкина, М. И. Калинова // Народное образование. – 2022 г. – № 2(1491). – С. 52-60

      14. Камнев, А. Н. Педагогика реального дела как важное направление современной педагогики России / А. Н. Камнев // Народное образование. – 2022 г. – № 4(1493). – С. 171-180

      15. Шилина, И. Б. "Философия трагедии" Ф.М. Достоевского / И. Б. Шилина, А. А. Полосина // Язык и текст. – 2021 г. – Т. 8, № 4. – С. 60-64

      16. Полосина, А. А. Исследование влияния трудовой мотивации специалистов на эффективность работы учреждения социальной сферы / А. А. Полосина // Казанский педагогический журнал. – 2021 г. – № 2(145). – С. 290-298

      17. Полосина, А. А. Особенности формирования коммуникативной компетентности студентов направления подготовки "Социальная работа" / А. А. Полосина // Социально-гуманитарные технологии. – 2021 г. – № 2(18). – С. 96-102

      18. Полосина, А. А. Профессиональные и образовательные стандарты как основа подготовки специалистов по социальной работе / А. А. Полосина // Russian Economic Bulletin. – 2021 г. – Т. 4, № 1. – С. 77-81

      19. Полосина, А. А. Социологические характеристики процесса обучения работников организаций социального обслуживания на базе образовательных организаций / А. А. Полосина // Russian Economic Bulletin. – 2021 г. – Т. 4, № 3. – С. 48-53

      20. Камнев, А. Н. Особенности развития субъектности подростка во взаимодействии с природной средой в условиях детского образовательно-оздоровительного лагеря / А. Н. Камнев, Т. А. Михайлова // Психолого-педагогические исследования. – 2021 г. – Т. 13, № 1. – С. 57-71

      21. Михайлова, Т. А. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации обучающихся с ОВЗ в условиях массовой школы / Т. А. Михайлова // Казанский педагогический журнал. – 2020 г. – № 4(141). – С. 243-250

      Участие в конференциях и иных научных мероприятиях:

      • Рабочее совещание сопредседателей экспертных советов ФУМО в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 44.00.00 Образование и педагогические науки
      • Семинар-совещание «Региональные и муниципальные практики внедрения профессиональных стандартов работников социальной сферы»
      • Международная научная конференция «Российское социологическое сообщество: история, современность, место в мировой науке»
      • Международная научно-методическая конференция «Образовательные программы и профессиональные стандарты: поиск эффективного взаимодействия»
      • Международная научно-практическая конференция «Тенденции развития молодежной добровольческой деятельности в современном мире»
      • Международная научно-практическая конференция «Доказательный подход к проектированию и оценке результатов программ в сфере детства»
      • Международная научно-практическая конференция «Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности»
      • Международный симпозиум «Л.С. Выготский и современное детство»
      • Международный форум «Доброволец России»
      • Московский международный салон образования
      • Global Institute of Social Work in collaboration with Russian Union of Social Work
      • V  Всероссийский Съезд социальных работников и социальных педагогов «Социальной работе в России 25 лет: вчера, сегодня, завтра»
      • Второй съезд родителей, воспитывающих детей-инвалидов
      • Выставка «Реабилитация. Доступная среда»
      • Азиатско-Тихоокеанский Саммит социальных работников и социальных педагогов «Социальная ответственность: пути достижения благополучия общества»
      • Всероссийский педагогический марафон учебных предметов
      • Всероссийский форум «Содействие»
      • Всероссийский социологический конгресс «Россия в современной социальной реальности»
      • Всероссийская конференция с международным участием «Социально-экономическая география: история, теория, методы, практика»
      • Всероссийские Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами «Перспективы развития отечественного образования: приоритеты и решения»
      • Всероссийская конференция «Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи»
      • Международная научно-практическая конференции «Социальное пространство и время региона: проблемы устойчивого развития», г. Екатеринбург
      • Всероссийская выставка-форум «Вместе с детьми. Вместе ради детей»
      • Социологическая Грушинская конференция
      • Ежегодная Богословская Конференция ПСТГУ
      • Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы развития инклюзивного профессионального образования», РУДН
      • Всероссийская научная конференция с международным участием РАПН «Траектории политического развития России: институты, проекты, акторы», круглый стол «Молодежь в российском политическом процессе»
      • Образовательная программа для специалистов сферы работы с молодежью «Голос поколения», Мастерская управления «Сенеж»
      • Международный III Саммит студенческих лидеров стран ШОС.

      Научно-исследовательская работа студентов

      На факультете «Социальная коммуникация» функционирует Студенческое научное общество «Science house» (СНО).

      Студенты принимают участие в ведущих студенческих научных конференциях страны: «Сорокинские чтения», «Ломоносов» и др. Под руководством преподавателей кафедры студенты публикуют результаты своих научных исследований. Ежегодно проводятся международные научно-исследовательские школы (поездки в страны Балтии и Скандинавии). Студенты факультета принимают участие в Международной Зимней школе «Social work in Europe» (Социальная работа в Европе) в странах Балтии: 27.01 – 04.02. 2020 г.; 27.01 – 02.02.2019 г.


      Контакты

      Адрес: Москва, Открытое шоссе, д. 24, стр. 27, каб. 307

      График работы: пн.-пт., 9.00-18.00

      Телефон: 8 (499) 167-76-66

      E-mail: fakultet_sk@mgppu.rusk.orm.mgppu@gmail.com