Сектор входит в состав центра прикладных психолого-педагогических исследований.
Сектор образован на основе Городского ресурсного центра одаренности, созданного в 2010 с целью разработки инновационных стратегий развития одаренности, методик диагностики одаренности, проведения экспертной оценки результатов образовательной деятельности для одаренных и высокомотивированных детей и молодежи.
Цель: ресурсное обеспечение работы с одаренными и высокомотивированными детьми: выявление, обучение, развитие, психолого-педагогическое сопровождение, социально-психологическая поддержка.
Задачи:
- разработка инновационных психолого-педагогических стратегий развития одаренности у детей разного возраста
- подготовка и апробация диагностического инструментария, необходимого для выявления умственной одаренности и мотивации развития у школьников разного возраста
- проведение экспертной оценки результатов образовательной деятельности в школах, работающих с одаренными и высокомотивированными детьми и молодежью
- апробация разработок сектора на научно-практических базах – школах, (стажировочных площадках), работающих с одаренными и высокомотивированными детьми
- подготовка педагогов и школьных психологов к работе с одаренными и мотивированными детьми
Направления работы центра
Научное направление
- Создание методик для диагностики личностно-мотивационных и когнитивных характеристик одаренности
- Проведение исследований по различным аспектам становления одаренности на всех этапах возрастного развития
- Изучение процесса профессионального становления и самоактуализации одаренной и талантливой молодежи
Практическое направление
- Анализ реальных условий интеллектуально–личностного развития одаренных и высокомотивированных детей в массовых и специализированных школах
- Выявление семейных условий, необходимых для благоприятного развития одаренных и высокомотивированных детей
- Разработка психолого–педагогических стратегий, способствующих развитию одаренности
- Описание и внедрение в образовательную практику методов психолого–педагогической деятельности, способствующих перспективному развитию личности и способностей одаренных и высокомотивированных детей
Образовательное направление
- Разработка пакета программ подготовки и переподготовки учителей, школьных психологов и администраторов образовательных учреждений, работающих с одаренными и высокомотивированными детьми
- Подготовка магистров по направлению «Психология и педагогика образования одаренных детей»
- Проведение обучающих семинаров по работе с одаренными детьми для психологов и педагогов в разных регионах России
- Создание системы индивидуальной консультационной работы с педагогами и психологами школ, ориентированных на работу с одаренными детьми и детьми с высокой мотивацией к развитию
Проекты сектора:
- «Потребность в сложности как основа развития высокой креативности» в рамках гранта РГНФ (2010)
- Выявление условий развития одаренных и высокомотивированных детей в массовых и специализированных школах Москвы (2011)
- Московский мониторинг одаренных и высокомотивированных детей (разработка концепции мониторинга, разработка психодиагностического инструментария, стандартизация интеллектуальных тестов) (2012)