Вся психология в одном университете

7 декабря в Московском доме композиторов прошел показ спектакля «Наш балаганчик», организованный детским центром «Городок Незнайки»

Релиз

7 декабря в Московском доме композиторов прошел показ спектакля «Наш балаганчик», орган

Центр «Городок Незнайки», с которым уже много лет сотрудничает профессор факультета «Консультативная и клиническая психология» ВИКТОР ЗАРЕЦКИЙ, был создан Благотворительным фондом "Дети.мск.ру" при Российской детской клинической больнице. В нем дети, оставшиеся без родителей и имеющие сложные заболевания, проходят комплексную медицинскую и социальную реабилитацию. В центре созданы условия для индивидуальной работы с каждым воспитанником, для их творческой и личностной реализации.

Прекрасный спектакль «Наш балаганчик», поставленный режиссером РАМТ НАТАЛЬЕЙ ШУМИЛКИНОЙ по приглашению Виктора Зарецкого, посетили студенты и преподаватели факультета «Консультативная и клиническая психология». В спектакле также принимала участие психолог центра "Городок Незнайки" и выпускница магистратуры факультета Дарья Зеленова.

«Наш Балаганчик» - это увлекательное размышление о жизни, счастье, любви, их иллюзорности и реальности. О страсти жить. На сцене и вне ее. Жить, несмотря ни на какие трудности. В основу спектакля легли произведения поэтов Серебряного века - Б.Пастернака, В.Маяковского, А.Блока, Н.Гумилева, М.Цветаевой и др.

Своими впечатлениями от спектакля поделилась студентка 1 курса магистерской программы «Консультативная психология» МАРИЯ ПОЛУЭКТОВА:

Когда на электронной почте нашего 1 курса магистратуры я обнаружила письмо-приглашение от Виктора Кирилловича Зарецкого для студентов на спектакль «Наш балаганчик», поставленный детским центром «Городок Незнайки», я очень заинтересовалась. Дело в том, что мы уже не в первый раз слышали об этом проекте от Виктора Кирилловича, и было интересно посмотреть на плоды работы центра, работающего с детьми, оставшимися без попечения родителей и имеющими тяжёлые диагнозы.

Нужно сказать, что у меня был небольшой опыт общения с такими детьми. Несколько лет назад моя подруга организовывала спектакль для детей из детского дома с проблемами со здоровьем, и в этом спектакле принимала участие моя дочь, а я немного помогала с его организацией. Этот спектакль оставил у меня непростые ощущения. С одной стороны, было очень приятно хоть немного помочь детям, которым очень непросто приходится в повседневной жизни, постараться создать для них атмосферу праздника, подарить подарки, с другой казалась слегка неуместной вся эта новогодняя мишура рядом с серьёзными испытаниями, которые им приходится преодолевать.

Поэтому, идя на спектакль, я уже заранее была готова к тому, что мне понадобится не одна пачка носовых платков, но ситуация оказалась совершенно другой. В этом случае не мы – здоровые, благополучные люди – устраивали праздник для детей, обделённых здоровьем и вниманием, а они, эти дети, делились с нами своей мудростью и радостью жизни.

С самого начала в зале чувствовалась атмосфера праздника. На сцену, украшенную гротескными фигурами персонажей цирка, в сопровождении весёлой ритмичной музыки вывалился кубарем весёлый праздничный карнавал. Все его участники были в гриме и костюмах, делавших их похожими на героев традиционных народных карнавальных шествий. Под звуки дудок и барабанов перед зрителями появились Арлекин и Пьеро, королева и шут, акробат и Коломбина. Все они закрутились в ярком шествии, в котором было неважно, кто легко кружится по сцене, а кого так же весело возят в коляске. Все актёры были одинаково веселы и готовы поделиться самым сокровенным, что у них есть. Весь это бахтинский карнавал начался под ритмичные стихи Велимира Хлебникова, звук которых похож на шум крови в ушах, а продолжился под потрясающее пение двух девушек на заднем плане.

Такое начало сразу захватило, мне захотелось присоединиться к пёстрой толпе на сцене, поучаствовать в этом безумном вихре красок и эмоций. А спектакль шёл своим чередом. На сцену выходили, выбегали, вытанцовывали, выезжали ребята, каждый в своём образе, со своим уникальным посланием нам, зрителям. Они читали стихи поэтов серебряного века: Гумилёва, Ахматовой, Пастернака и других. И этот синтез стихов, написанных людьми, оказавшимися на грани, а иногда и за гранью бездны, чудесной музыки в исполнении хороших музыкантов, скрывающихся на заднем плане, прекрасного пения двух девушек и картин, транслируемых на экране, создавал невероятную атмосферу праздника. Но это не было простое веселье, в его глубине были скрыты глубокие размышления о красоте этого мира, радости жизни, важности искусства и неотвратимости смерти. Своей кульминации спектакль достиг, когда девочка лет десяти в очаровательном белом платье и с грубо нарисованными низко опущенными уголками губ на белом фоне грима схватила косу и начала гоняться по сцене за Арлекином под завораживающе красивую музыку. Арлекин увернулся от преследования и скрылся за кулисами. В этот момент понимаешь, что сейчас перед тобой разыгрывается сцена борьбы со смертью, борьбы, которая в жизни некоторых актеров происходит ежедневно, и нужно большое мужество, чтобы показать её так весело и красиво без единой ноты фальши. Эти люди имеют право на такой рассказ, именно в их исполнении обычная для средневекового карнавала сцена приобретает новый глубокий и трагический смысл.

Смотря, как на сцене одни герои сменяют других, ты вдруг понимаешь, что вместо ожидаемого чувства жалости ты испытываешь потрясающие эмоции, переполняющие тебя: тут и радость, и восхищение, и огромная благодарность к людям, подарившим такой невероятно важный и глубокий праздник нам, здоровым и благополучным людям.

В конце спектакля, конечно, было сказано много слов благодарности людям, сделавших возможным этот спектакль, кто-то назвал ребят «людьми с бесконечными возможностями», а зал продолжал аплодировать, благодаря актёрам за эти 45 минут искренности и счастья.

Постепенно смолкли овации, актёры, получив заслуженные букеты от восторженных зрителей, начали покидать сцену, а я заметила, как было сложно Пьеро, ещё несколько минут назад беззаботно порхавшему по сцене, просто идти не хромая. Эти мужественные ребята возвращались к своей обычной закулисной жизни, в которой мало праздников и много борьбы, и, которую, мы, благодарные зрители, можем сделать для них хоть чуточку проще.

 

Источники: Факультет "Консультативная и клиническая психология", Центр междисциплинарных исследований современного детства

Связанное событие: Семинар «Современное детство: теория и практика» на площадке уникального спектакля «Наш Балаганчик», подготовленного подопечными Фонда «Дети.мск.ру»