«Дети и пандемия: факты, риски, возможности». Встреча вторая.
Релиз
16 октября состоялся очередной семинар «Современное детство: теория и практика», который прошел в онлайн-формате.
Участников семинара, продолжающего цикл «Дети и пандемия: факты, риски, возможности», поприветствовала модератор встречи Ольга Рубцова, руководитель Центра междисциплинарных исследований современного детства МГППУ: «Первая встреча цикла объединила более 60 участников из разных стран, которые хотели поделиться опытом переживания пандемии и рассказать о тех сложностях, с которыми они столкнулись в своей стране. Сегодня мы продолжаем этот диалог, причем в фокусе нашего внимания окажется, в первую очередь, проблема организации онлайн-обучения в условиях пандемии».
С докладом «Анализ опыта соучастного проектирования виртуального образовательного пространства в условиях пандемии» выступила Анна Тихомирова – преподаватель, руководитель научно-исследовательской группы по разработке концепции «новой школы», ведущая студии педагогического проектирования для подростков МГППУ. В своем докладе Анна затронула вопросы самоорганизации детей и подростков в онлайн-пространстве, рассказав об опыте онлайн-проекта «Своя школа». В основу школы был положен принцип развития посредством формирования субъектной позиции обучающегося в сотрудничестве со взрослыми. Под сотрудничеством подразумевалось не просто взаимодействие между учеником и учителем, передающим знание, но вовлечение детей в процесс организации собственного обучения путем передачи им ответственности, поощрения инициативы, а также возможности смены ролевых позиций. Так, например, в «Своей школе» ученики могли попробовать себя в роли учителей, обучая взрослых навыкам владения новыми технологиями.
Анна Тихомирова отметила, что несмотря на определенные сложности, связанные с отсутствием физического контакта, формат онлайн-обучения обладает рядом преимуществ, таких как практическое отсутствие финансовых затрат, а также возможность осуществления образовательной деятельности в условиях карантина и межрегионального взаимодействия.
В рамках «Своей школы» летом 2020 г. было организовано 130 онлайн-встреч, в результате которых был собран обширный массив видеоматериалов, требующий дальнейшего изучения и рефлексии. По завершению летней сессии работы школы проект продолжил свое существование на электронной платформе «Своя школа». В результате анкетирования участников (230 анкет) и обсуждения перспектив развития проекта, был сформулирован «Манифест школы» о свободе создания собственного образовательного пути каждым учеником c учетом личных интересов и инициатив. На основании опроса была выработана стратегия расширения деятельности школы, которая приглашает к сотрудничеству как взрослых, так и детей.
Об опыте индивидуальной педагогической работы в онлайн-пространстве рассказал Виктор Зарецкий – кандидат психологических наук, профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии МГППУ. В его выступлении «Анализ кейса оказания помощи в преодолении учебных трудностей средствами рефлексивно-деятельностного подхода в дистанционном формате» были затронуты проблемы организации работы с учеником в целях преодоления им ситуации выученной беспомощности и развития учебной мотивации в условиях пандемии. В качества кейса был рассмотрен случай шестиклассника Мити с низкой успеваемостью по дисциплине «Русский язык». Постепенное формирование способности осознавать трудности в обучении, формулировать их и запрашивать помощь у взрослого, трансформируя трудность в замысел и план действий по ее преодолению, позволили Мите не только обрести веру в себя и сформировать внутреннюю учебную мотивацию, но и успешно освоить материал предмета «Русский язык» за пределами 6-го класса, а также самостоятельно искать учебные материалы, контролировать свои познавательные стратегии, безбоязненно и свободно обращаться к взрослым за консультациями. Совместная работа настолько увлекла школьника, что участие в педагогическом эксперименте переросло в неподдельный интерес к обучению. Теперь Митя активно участвует в студенческих обсуждениях собственного случая и комментирует качественные изменения в своей учебной практике.
Впечатлениями о работе с Митей поделились студенты Московского государственного психолого-педагогического университета Лия Судакова и Екатерина Халицкая. Несмотря на то, что личное знакомство с Митей состоялось очно до перехода в онлайн-формат, большая часть совместной работы осуществлялась дистанционно в течение нескольких месяцев, подтвердив тезис о том, что сформированная субъектная позиция может стать условием эффективности онлайн-обучения.
В заключительном слове Ольга Рубцова пригласила участников к продолжению диалога на новых встречах цикла.
Литература: Зарецкий В.К., Судакова Л.В. Помощь в преодолении учебных трудностей средствами рефлексивно-деятельностного подхода в условиях дистанционного обучения: случай Мити // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Том 28. № 2. С. 120–136. doi:10.17759/cpp.2020280207