Адаптация детей иностранных граждан: серия круглых столов прошла в МГППУ
Новость
18 сентября стартовали обучающие вебинары программы ДПО «Реализация программы психолого-педагогического сопровождения процессов обучения, социальной, языковой и культурной адаптации детей иностранных граждан, обучающихся в общеобразовательных организациях», которая проводится в рамках выполнения Государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00038-23-01 от 08.02.2023 г. «Оценка эффективности реализации программы психолого-педагогического сопровождения процессов обучения, социальной, языковой и культурной адаптации детей иностранных граждан, обучающихся в общеобразовательных организациях (на основе доказательного подхода к социальным практикам в сфере детства и дифференцированного подхода к обучению детей иностранных граждан)».
Программа ДПО направлена на приобретение участниками знаний и умений в области психолого-педагогического сопровождения и социальной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан и апробацию программы психолого-педагогического сопровождения в образовательных организациях России.
Программа ДПО и апробация программы психолого-педагогического сопровождения осуществлялись в сентябре-ноябре 2023 года и включали лекционные занятия, консультации и супервизии, а также проведение слушателями одной из практик программы при сопровождении со стороны преподавателей курсов.
Завершение программы ДПО и апробации программы психолого-педагогического сопровождения адаптации детей-мигрантов завершилось серией круглых столов.
В рамках международной научно-практической конференции «Этнопсихология: теория и практика» 16 ноября 2023 года обсуждались итоги работы по реализации психолого-педагогического сопровождения процессов обучения, социальной, языковой и культурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан на круглом столе, посвященном реализации государственного задания Министерства Просвещения РФ. Выступали ученые и практики, которые принимают участие в апробации программы психолого-педагогического сопровождения процессов обучения, социальной, языковой и культурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан в 2023 году. В частности, с докладами выступили основные разработчики государственного задания:
- Павлова Ольга Сергеевна, к.пед.н., профессор, зав. кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования, ФГБОУ ВО МГППУ;
- Чибисова Марина Юрьевна, к. психол. н., доцент, ФГБОУ ВО МПГУ;
- Ткаченко Наталья Владимировна, к.психол.н, доцент, ФГБОУ ВО МГППУ;
представители ФКРЦ по психологической и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан ФГБОУ ВО МГППУ:
- Сизова Татьяна Ивановна (руководитель ФКРЦ);
- Солдатенкова Марина Леонидовна (зам. руководителя ФКРЦ),
- Тарулина Наталья Владимировна (помощник руководителя ФКРЦ),
а также эксперты и специалисты образовательных организаций России:
- Омельченко Елена Александровна, д.истор.н, зам. директора Института социально-гуманитарного образования по научной работе, декан факультета регионоведения и этнокультурного образования Института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО МПГУ;
- Тюкиль Оксана Викторовна, главный специалист ГОБУ Воронежской области «Центр психолого-педагогической поддержки и развития детей»;
- Сизова Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 33» города Калуги.
23-24 ноября состоялись круглые столы: Итоги апробации программы психолого-педагогического сопровождения процессов обучения, социальной, языковой и культурной адаптации детей иностранных граждан, обучающихся в общеобразовательных организациях.
23 ноября на круглом столе выступили:
- Тюкиль Оксана Викторовна, главный специалист Государственного образовательного бюджетного учреждения Воронежской области «Центр психолого-педагогической поддержки и развития детей»;
- Хиткова Елена Викторовна, педагог-психолог Муниципального казённого учреждения «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» г. Кингисеппа;
- Ядыкина Светлана Александровна, учитель Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Новоусманского муниципального района Воронежской области «Новоусманский лицей»;
- Арефьева Юлия Вячеславовна, педагог-психолог детский сад №13 СПБ Курортный район;
- Гапеева Светлана Владиславовна, учитель-логопед, учитель начальных классов Томская область, город Стрежевой, МОУ СОШ № 2.
24 ноября на круглом столе выступили:
- Костюк Елена Владимировна, педагог-психолог Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Центр развития творчества детей и юношества; Воронежская область;
- Круликовская Татьяна Александровна, музыкальный руководитель Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицея «Воронежский учебно-воспитательный комплекс им. А.П. Киселёва»;
- Моисеева Ольга Владимировна, старший воспитатель Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицея «Воронежский учебно-воспитательный комплекс им. А.П. Киселёва»;
- Фахрутдинова Наталья Борисовна, педагог-психолог Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа № 49»;
- Терещук Екатерина Сергеевна, педагог-психолог Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Котельниковская средняя общеобразовательная школа №1»;
- Терещук Евгений Александрович, педагог-психолог Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Котельниковская средняя общеобразовательная школа №1»;
- Чернева Светлана Павловна, педагог-психолог Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 71 г. Челябинска»;
- Закрыльная Евгения Михайловна, педагог-психолог Муниципального автономного общеобразовательного учреждения муниципального образования г. Краснодара средней общеобразовательной школы №50 имени Нины Фурсовой.
Все участники и спикеры круглых столов высказали свою благодарность создателям программы психолого-педагогического сопровождения и организатором программы ДПО. Специалисты-практики, работающие в образовательных организациях России, единодушно отметили эффективность программы и важность ее реализации в различных регионах России. Полученные в ходе обучения компетенции позволили участникам успешно осуществлять деятельность в соответствии с задачами психолого-педагогического сопровождения процессов обучения, социальной, языковой и культурной адаптации детей иностранных граждан, обучающихся в общеобразовательных организациях.
Видеозапись круглого стола 23 ноября доступна по ссылке.
Видеозапись круглого стола 24 ноября доступна по ссылке.