Специальные учебники для реализации адаптированных основных общеобразовательных программ: обучающее мероприятие
Новость
27 ноября 2023 года в онлайн-формате на базе МГППУ прошло обучающее мероприятие «Специальные учебники для реализации адаптированных основных общеобразовательных программ» цикла «Организация коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речевого развития» (руководитель – Тишина Людмила Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой «Специальное (дефектологическое) образование» факультета «Клиническая и специальная психология» МГППУ) в рамках первой сессии обучающих мероприятий проекта «Распространение лучших российских практик психологического и коррекционного педагогического обеспечения общего образования в дружественных странах».
Ведущий обучающего мероприятия – Данилова Александра Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специального (дефектологического) образования.
«Когда мы говорим о детях с ОВЗ, вопрос о качественных учебниках, учитывающих их особые образовательные потребности, нужды и возможности, встает наиболее остро, нежели чем с детьми с нормативным развитием».
В рамках обучающего мероприятия были отмечены специальные образовательные условия: получение образования обучающимися с ОВЗ требует создания специальных образовательных условий; заключении ЦПМПК г. Москвы включает рекомендации по использованию специальных учебных пособий; специальные УМК для обучающихся с ОВЗ разрабатываются в контексте требований ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС УО и ФАОПов.
Александра Михайловна представила учебники и учебные пособия для обучающихся с ОВЗ: для обучающихся с нарушениями слуха и для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Также были определены структура, особенности учебно-методического комплекса и все, что должны учитывать специальные учебно-методического комплексы: психолого-педагогические особенности развития и познавательные возможности обучающихся с ОВЗ; неоднородность состава обучающихся с ОВЗ; необходимость организации доступной для обучающихся с ОВЗ учебной деятельности; необходимость разнообразия организационных форм обучения в условиях инклюзивного образования; потребность в социальной адаптации обучающихся с ОВЗ.
«Выделяется как минимум два уровня успешного освоения образовательных программ – достаточный и минимальный. Минимальный считается обязательным к освоению, а достаточный рекомендуется для тех детей, которые имеют особые способности и интерес к учебному предмету. Если мы посмотрим на контрольно-измерительные материалы в учебниках, то увидим дифференцированный подход: знаками отмечены сложные и простые задания (на достаточном и минимальном уровнях). Таким образом материал, который представляется в учебниках для детей с ОВЗ, учитывает ситуацию неравных возможностей к освоению материала и предоставляют учителям возможность не делать оценку знаний детей с ОВЗ неким наказанием. Если ребенок отнесен к минимальному уровню и достигает хорошего показателя, то в этом случае он получит высокие баллы. Это не даст ему погрузиться в ощущение вечного неуспеха, который формирует негативизм, нежелание учиться и отрицательное отношение к школе».
В работе обучающего мероприятия приняли участие слушатели из Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Кыргызской Республики.
Подробная информация об обучающих мероприятиях и форма регистрации представлены в программе мероприятий.
Контакты:
- Усубян Шушаник Араевна, начальник отдела по международным связям (тел.: +7 (965) 116-69-17, е-mail: usubyansha@mgppu.ru)
- Леонова Олеся Игоревна, руководитель Научно-методического центра сопровождения педагогических работников на базе МГППУ, исполнительный директор общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России», (тел. +7 (909) 966-55-37, е-mail: leonovaoi@mgppu.ru)