Исследование МГППУ: студенческая оценка преподавания в университете
Новость
В преддверии окончания второго семестра и нового студенческого опроса о качестве преподавания учебных дисциплин и профессиональном мастерстве преподавателей, предлагаем студентам и преподавателям МГППУ ознакомиться с результатами опроса, проведенного после окончания первого семестра 2020/2021 учебного года.
Студенческая оценка преподавания учебных дисциплин напрямую связана с качеством образования самих обучающихся, именно поэтому университету очень важно мнение студентов, как активных и заинтересованных участников учебного процесса.
При проведении опроса были соблюдены строгие методические процедуры и, в первую очередь, анонимность респондентов.
В опросе приняли участие 1 867 студентов очной и очно-заочной форм обучения из 12 учебных подразделений университета (или 47% от предполагаемой численности опрашиваемых), заполнившие 24,9 тыс. анкет. Высокие показатели участия студентов отмечены на общеуниверситетской кафедре ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» (80% от предполагаемой численности студентов учебного подразделения), на факультетах "Социальная коммуникация" (73%), "Консультативная и клиническая психология" (65,3%) и "Социальная психология" (61,6%). Наименьшая активность - среди студентов факультета "Информационные технологии" (28,5%).
В шести учебных группах четырех учебных подразделений абсолютно все студенты приняли участие в анкетировании:
Учебные группы, все студенты которых приняли участие в опросе
Учебное подразделение |
Учебная группа |
Институт иностранных языков, современных коммуникаций и управления |
19ИЯСКУ-ГМУ(м/о)УУСБ-1 |
Факультет "Социальная коммуникация" |
17СК-ОРМ(б/о)УП-1 |
17СК-СР(б/о)СР-1 |
|
20СК-ППО(м/о)ППДО-1 |
|
Факультет "Психология образования" |
20ПО-П(м/о)ПР-1 |
Факультет "Консультативная и клиническая психология" |
19ПК-КП(с/о)ПДП-2 |
После завершения опроса была проведена обработка полученных результатов, в ходе которой отбирались только те анкеты, которые удовлетворяли двум условиям: посещение студентами не менее 25% занятий с оцениваемым преподавателем и достижение необходимого порогового количества заполненных анкет на одного преподавателя.
Для всех преподавателей были получены средние оценки по всем изучаемым критериям преподавания, каждая из которых, в свою очередь, проверялась на однородность мнений с помощью коэффициента вариации, показывающего, насколько солидарны студенты при оценке качеств преподавателя.
Для анализа рассчитывались интегральные показатели в целом по университету, в целом по каждому учебному подразделению и персонально по каждому преподавателю.
Результаты опроса показали, что в целом по университету наиболее высоко студенты оценили в преподавателях объективность к оценке знаний студентов (интегральный показатель оценки качества работы преподавателей в целом по университету составил 4,66 балла) и использование в учебном процессе примеров из профессиональной деятельности, иллюстрирующих связь изучаемого материала с будущей специальностью (4,64 балла). В меньшей степени студенты оценили умение у преподавателей университета вызывать и поддерживать интерес к предмету (4,49 балла).
Наивысшие оценки среди учебных подразделений получили преподаватели общеуниверситетской кафедры ЮНЕСКО (ИП=4,726 балла) за счет высокого умения использовать в преподавании современные научные знания и данные современных эмпирических исследований, а также примеры, показывающие связь изучаемого материала с будущей профессиональной деятельностью. Также высокие оценки получили преподаватели факультета "Социальная коммуникация" (ИП=4,725 балла) за счет не только мастерства применения примеров и эмпирики из современных исследований, но и уровня работы преподавателей в дистанционном формате.
В соответствии с методологией исследования по каждому преподавателю был рассчитан персональный интегральный показатель, определяющий место преподавателя в общем рейтинге. Это позволило распределить их на три группы: преподаватели с высокими оценками (набрали свыше 4,799 баллов), преподаватели со средними оценками (от 4,000 до 4,799 баллов) и преподаватели с низкими оценками (менее 4,000 баллов).
По результатам анализа данных, в 1 семестре 2020/2021 учебного года группа преподавателей с высокими оценками значительно расширилась. Если в предыдущем исследовании в нее входили 59 преподавателей, то в текущем – 91 преподаватель.
Представим лучших преподавателей по учебным подразделениям МГППУ по мнению студентов (порядок учебных подразделений представлен с учетом иерархии интегрального показателя по учебным подразделениям):
- Общеуниверситетская кафедра - ЮНЕСКО: Культурно-историческая психология детства
Вересов Николай Николаевич
- Факультет "Социальная коммуникация"
Куранина Надежда Михайловна
Попова Светлана Юрьевна
Илюхина Наталия Анатольевна
- Общеуниверситетская кафедра - Физическая культура и ОБЖ
- Факультет "Экстремальная психология"
Славинская Юлия Валентиновна
- Факультет "Дистанционное обучение"
- Институт иностранных языков, современных коммуникаций и управления
- Факультет "Консультативная и клиническая психология"
- Факультет "Социальная психология"
- Факультет "Психология образования"
Лашкул Марина Валерьевна
- Общеуниверситетская кафедра - Зарубежная и русская филология
- Факультет "Юридическая психология"
Штейнберг Илья Ефимович
Мельникова Дарья Вячеславовна
- Факультет "Информационные технологии"
- Институт экспериментальной психологии
- Факультет "Клиническая и специальная психология"
В каждое подразделение университета были направлены подробные отчеты с оценками студентов по каждому преподавателю, включая рекомендации и комментарии студентов.
Благодарим всех студентов, принявших участие в опросе, и приглашаем вновь к участию в исследовании по окончании 2 семестра 2020/2021 учебного года. Мнение каждого очень важно для университета и способно повлиять на качество и эффективность преподавания учебных дисциплин и профессиональное мастерство преподавателей.