Фундаментальные исследования
Проект «Влияние цифровой социализации на психическое, личностное, социальное развитие современных детей, подростков и юношей» (Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
Период реализации: 2022 г.
Руководитель проекта: кандидат психологических наук Рубцова О.В.
Подразделение: Центр междисциплинарных исследований современного детства
Результаты проекта:
Подавляющее большинство родителей современных российских дошкольников и младших школьников испытывают трудности при организации взаимодействия детей с цифровым контентом.
Необходимо организовать просветительскую и консультативную работу с родителями и педагогами с целью повышения уровня их цифровой компетентности и формирования навыков организации эффективного и безопасного взаимодействия детей с цифровым контентом.
Рискованное поведение подростков в социальных сетях связано с попытками Интернет-эскапизма, ухода от проблем повседневной жизни. Необходима профилактика рискованного поведения подростков в виртуальной среде. Организация такой работы потребует специальной подготовки психологов и педагогов, работающих в сфере образования.
Результаты НИР могут быть использованы:
-для профилактики рисков цифровой среды;
-для разработки рекомендаций по организации взаимодействия учащихся с цифровым контентом в различные периоды детства;
-при разработке цифровой продукции (в т.ч. образовательной), предназначенной для детей, подростков и юношей.
Потенциальные пользователи:
-специалисты, работающие с детьми (воспитатели, учителя, социальные педагоги);
-родители;
-исследователи в сфере цифровизации детства.
Публикации по проекту:
- Смирнова С.Ю., Клопотова Е.Е., Рубцова О.В., Сорокова М.Г. Особенности использования цифровых устройств детьми дошкольного возраста: новый социокультурный контекст // Социальная психология и общество. 2022. Том 13. № 2. С. 177–193. DOI: 10.17759/sps.2022130212
- Клопотова Е.Е., Смирнова С.Ю., Рубцова О.В., Сорокова М.Г. Доступность цифровых устройств детям та жедошкольного возраста: различия в родительских позициях // Консультативная психология и психотерапия. 2022. Том 30. № 2. С. 109–125. DOI: 10.17759/cpp.2022300207
Проект «Влияние технологий виртуальной реальности высшего уровня на психическое развитие в юношеском возрасте» (Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
Период реализации: 2020-2022 гг.
Руководитель проекта: доктор психологических наук Селиванов В.В.
Подразделение: Кафедра общей психологии института экспериментальной психологии
Результаты проекта:
За 2020 г. были достигнуты следующие результаты:
- выделены свойства и специфика ВР-онтологии;
- осуществлены экспериментальные исследования о влиянии дидактических ВР-программ на личность, мышление и память (общая выборка – 498 чел.);
- экспериментально получены закономерности восприятия синтетического лица, в 3-D на динамических моделях;
- созданы дидактическая и тренинговая ВР-программы «Поверхности второго порядка» по линейной алгебре для студентов, на которую подана заявка на регистрацию РИД; «Тренировка рабочей памяти»;
- создана предварительная синтетическая модель влияния ВР высшего уровня на личностные свойства.
Выполнены экспериментальные исследования, по результатам которых разработана:
- схема влияния ВР высшего уровня на психические состояния;
- тренинговая ВР-программа по тренировке рабочей памяти;
- две ВР-программы под vive - дидактическая и тренинговая;
- подготовлена к защите диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук «Влияние обучающих программ биологической тематики, созданных в виртуальной реальности, на мышление, память и психические состояния школьников 15-17 лет».
За 2021 г. были достигнуты следующие результаты:
- Охарактеризованы свойства новой ВР-онтологии, которые обеспечивают существенные изменения показателей психических состояний, креативности, учебной мотивации при непродолжительной работе в виртуальной реальности;
- Проведено экспериментальное определение закономерностей восприятия искусственного лица в 3-D c анимацией в программе Deepfake;
- В технологическую и психологическую структуру ВР добавлен новый компонент – высшие интеллектуальные процессы (ВР совмещена с нейроинтерфейсом);
- Осуществлен сравнительный анализ эффективности новой программы в ВР при работе с ней на обычных мониторах и в шлемах VIVE;
- Исследована динамика психических состояний обучающихся юношеского возраста в условиях работы с дидактическими ВР-программами, реализованными при помощи ВР-технологий с применением технических средств (стационарный ПК, шлем VIVE), которые вызывают иммерсивный опыт разного качества;
- Установлено, что краткосрочное обучение лиц юношеского возраста с помощью дидактических ВР-программ положительно влияет на активизацию познавательных процессов, состояния, направленность личности;
- Экспериментальные исследования доказали высокую эффективность гарнитуры ВР vive в повышении креативности; количество коллотералей в мышлении при предъявлении подсказки в ВР возрастает в среднем в 1,5 раза (общая выборка - 228 чел);
- Экспериментальное исследование продемонстрировало положительное влияние специально созданной ВР-программы с аватаром на изменение бессознательных установок личности и редукцию никтофобии, а значит технологии ВР оказывают влияние на снижение уровня депрессии за счет специфического содержания программ, включения в информационные блоки дидактического контента о депрессивных состояниях;
- Доработаны под гарнитуру шлемов vive 4 ВР-программы для старших классов общеобразовательных школ (по биологии – «Наследование генов», «Синтез белка»; по математике – «Теорема о трех перпендикулярах», «Объемы тел»); работа в этих программах увеличивает результативность решения тестовых задач в соответствующей области в 1,5 – 2 раза у хорошо успевающих школьников;
- Разработанные учебные ВР-программы внедрены в деятельность школ, Центров психологического сопровождения и вузов 8 регионов РФ (Московской, Калининградской, Тамбовской, Калужской, Смоленской, Брянской, Владимирской, Воронежской областей).
Дополнительно к плану создан Центр дидактических VR-приложений ИЭП МГППУ, закуплено основное оборудование.
Эксперименты проведены на современном оборудовании мирового уровня, результаты обработаны адекватно. Результаты являются новыми в психологии, социальной работе, программировании. Созданные ВР-программы отражают мировой уровень программирования и психологии.
Полученные результаты принципиально значимы для определения направлений развития системы образования РФ (необходимость закупок ВР-обрудования в общеобразовательные школы и вузы), для систем психологического консультирования, психотерапии, профессиональной подготовки и др., определения перспектив развития этих социальных практик.
За 2022 г. были достигнуты следующие результаты:
- установлено влияние тренинговых программ в ВР высшего уровня на снижение тревожности (как личностной черты);
- создана модель влияния ВР на тревожность;
- осуществлена математическая обработка результатов третьей части экспериментов;
- результаты исследований опубликованы в 18 статьях (из них 1 Scopus, 6 Web of Science);
- подготовлена ВР-программа по снятию тревожности в среде VIVE, на неё получено свидетельство о государственной регистрации права на программу для ЭВМ (РИД);
- изданы рекомендации по работе пользователя в высоко анимационных, интерактивных средах;
- изданы 2 монографии по результатам проекта;
- подготовлена вторая аналитическая записка по тематике государственного задания;
- созданы 9 ВР-программ по стереометрии на единой платформе для МЭШ (московской электронной школе);
- создана лаборатория дидактических ВР-программ в ИЭП МГППУ;
Ранее получены данные о снижении страха, редукции негативных бессознательных установок относительно компонентов фобической ситации после работы в тренинговых ВР-программах на уменьшение страхов. На предыдущих этапах были проведены исследования со шлемом eMagin Z 800 3D Visor без использования ВР высшего уровня, данные 2022 года получены с применением шлемов vive и Oculus.
Непосредственными сферами использования полученных результатов выступают:
- система образования (воспитательный план);
- психологическое консультирование и психокоррекция;
- психотерапия: воздействие на личность с целью редукции тревожности, фобий, аддикций;
- общая и экспериментальная психология.
Публикации по проекту:
- Selivanov V.V., Selivanova L.N., Babieva N.S. Cognitive Processes and Personality Traits in Virtual Reality Educational and Training //Psychology in Russia: State of the Art" - 13(2), 2 Р. 16-28. 020. WoS, Scopus Cognitive Processes and Personality Traits in Virtual
- Reality Educational and Training http://psychologyinrussia.com/volumes/pdf/2020_2/Psychology_2_2020_16-28_Selivanov.pdf
- Аникина В.Г., Побокин П.А., Ивченкова Ю.Ю. Применение технологий виртуальной реальности в преодолении состояния тревожности. // Экспериментальная психология 2021 https://psyjournals.ru/exp/preprints/Anikina_Pobokin_Ivchenkova.shtml
- Барабанщиков В.А., Маринова М.М. Deepfake в исследованиях восприятия лица // Экспериментальная психология 2021 https://psyjournals.ru/exp/preprints/Barabanschikov_Marinova.shtml
- Капустина В.Ю., Зикеева Е.А. Формирование учебной мотивации и мышления у студентов средствами виртуальной реальности // Экспериментальная психология 2021 https://psyjournals.ru/exp/preprints/Kapustina_Zikeeva.shtml
- Селиванов В.В. Психические состояния личности в дидактической VR-среде //Экспериментальная психология 2021 https://psyjournals.ru/exp/preprints/Selivanov.shtml
- Селиванов В.В., Сорочинский П.В. Механизмы и закономерности влияния образовательной виртуальной реальности на мышление человека // Экспериментальная психология 2021 https://psyjournals.ru/exp/preprints/Selivanov.shtml
- Аникина В.Г. Рефлексия и виртуальная реальность: от этимологического анализа понятий к пониманию сущностных отношений // Психологическая наука и образование 2021. Том 26, № 1. С. 19-26. №1 https://psyjournals.ru/psyedu/2021/n1/Anikina.shtml
- Барабанщиков В.А., Маринова М.М., Абрамов А.Д. Виртуальная личность подвижного тэтчеризированного лица // Психологическая наука и образование 2021. Том 26, №1. С. 5-18 https://psyjournals.ru/psyedu/2021/n1/Barabanschikov_Marinova_Abramov.shtml
- Майтнер Л., Селиванов В.В. Критический анализ использования виртуальных технологий в клинической психологии в Европе (по содержанию журнала «Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking») // Современная зарубежная психология 2021 https://psyjournals.ru/jmfp/preprints/Meitner_Selivanov.shtml
- Хозе Е.Г. Виртуальная реальность в образовании // Современная зарубежная психология 2021 https://psyjournals.ru/jmfp/preprints/Khoze.shtml
- Селиванов В.В., Майтнер Л., Грибер Ю.А. Особенности использования технологий виртуальной реальности при коррекции и лечении депрессии в клинической психологии // Клиническая и специальная психология. 2021.№ 3. DOI: 10.17759/cpse.2021100312. https://psyjournals.ru/psyclin/2021/n3/Selivanov_et_al.shtml
- Аникина В.Г., Хозе Е.Г., Стрижова И.В. Динамика психических состояний обучающихся, осваивающих дидактические ВР-программы с использованием технологий виртуальной реальности // Экспериментальная психология. 2021. № 4. DOI:10.17759/exppsy.2021140407 https://psyjournals.ru/exp/2021/n4/Anikina_et_al.shtml
- Зикеева Е.А., Селиванов В.В., Капустина В.Ю., Стрижова И.В. Влияние дидактических ВР-программ на учебную мотивацию, психические состояния и креативность у студентов // Психолого-педагогические исследования. 2021. № 4. DOI: 10.17759/psyedu.2021130408 https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2021/n4/Zikeeva.shtml
- Побокин П.А., Ивченкова Ю.Ю., Капустина В.Ю. Коррекция психологических защит и тревожности студентов с помощью тренинговых VR-программ // Психолого-педагогические исследования. 2021. № 4. DOI:10.17759/psyedu.2021130409. https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2021/n4/Pobokin.shtml
- Аникина В.Г., Лагутин А.В. Рефлексивный аспект восприятия друг друга субъектами конфликта. 2022. Том 27. № 1. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2022000001, https://psyjournals.ru/psyedu/preprints/Anikina_Lagutin.shtml
- Селиванов В.В., Капустина В.Ю. Методические рекомендации по работе в виртуальной реальности (со шлемами vive) Москва: Универсум, 2021. - 29 с. ISBN 978-5-88018-578-8.
- Селиванов В. В., Сорочинский П. В., Капустина В. Ю. Влияние кратковременных дидактических программ в виртуальной реальности на связь образного и понятийного мышления и памяти Перспективы науки и образования 2022. № 2 (56). С. 333-346. doi: 10.32744/pse.2022.2.20
- Аникина В. Г., Стрижова И. В., Хозе Е. Г. Исследование виртуальной реальности высшего уровня и креативности личности. Экспериментальная психология. 2022. Том 15. № 2. C. 20—36. DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2022150202
- Барабанщиков В. А., Селиванов В. В. Психические состояния и креативность субъекта в дидактической VR-среде различной иммерсивности. Экспериментальная психология. 2022. Том 15. № 2. C . 4—19. DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2022150201
- Побокин П.А., Селиванов В. В. Роль виртуальной реальности в формировании математических знаний и рефлексии школьников. Экспериментальная психология. 2022. Том 15. № 2. C. 37—48. DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2022150203
- Бахчина А. В., Стрижова И. В. Динамика вариабельности сердечного ритма у учащихся во время занятия в виртуальной реальности. Экспериментальная психология. 2022. Том 15. № 2. C. 59—69. DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2022150205
- Маринова М. М. Влияние VR-среды на уровень тревожности. Экспериментальная психология. 2022. Том 15. № 2. C. 49—58. DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2022150204
- Селиванов В.В., Селиванова Л.Н. Технологии виртуальной реальности в редукции тревожности //Психология когнитивных процессов: сборник статей /Под ред. В.В. Селиванова. Смоленск: Издательство СмолГУ, 2022. С. 137-145. ISBN 978-5-88018-575-7
- Селиванов В.В., Селиванова Л.Н. Потенциал технологий виртуальной реальности в достижении психологического здоровья субъекта //Социализация в глобальном мире: вызовы современности. Сборник материалов Международной научно-практической конференции /Под редакцией И.П. Краснощеченко, И.И. Пацакула. Калуга, КГУ им. К.Э. Циолковского, 24-25 мая 2022 года. Калуга. С. 315-322. https://elibrary.ru/item.asp?id=48794041
- Селиванов В.В. Технологии виртуальной реальности в системе непрерывного образования //Стратегии и ресурсы личностно-профессионального развития педагога: современное прочтение и системная практика. Сборник научный статей /Под ред. Л.М. Митиной. – М.: Психологический институт РАО. С. 59 – 63. (308 с.).
- Селиванов В.В., Капустина В.Ю., Чэн Пэн Возможности изменения личностных особенностей в виртуальной реальности высокой иммерсивности // Экспериментальная психология в социальных практиках: сборник научных статей по материалам конференции / Под ред. В.В. Селиванова.– Москва: Издательство Универсум, 2022. С. 354-370. ISBN 978-5-88018-575-7
- Барабанщиков В.А., Маринова М.М. Deepfake как основа цифрового коллажирования «невозможного лица» // Оптический журнал. 2022. Т. 89. № 8. С. 24–32. DOI: 10.17586/1023-5086-2022-89-08-24-32
- V. A. Barabanshchikov, M. M. Marinova, "Deepfake as the basis for digitally collaging “impossible faces”," J. Opt. Technol. 89, 448-453 (2022) https://opg.optica.org/jot/abstract.cfm?URI=jot-89-8-448
- Барабанщиков В. А., Маринова М. М., Абрамов А. Д. Оценка привлекательности тэтчеризированного лица в условиях статики и динамики // Общение в эпоху конвергенции технологий. – М.: Психологический институт Российской академии образования, 2022. С. 340-343. DOI 10.24412/cl-36917-2022-340-343
- Барабанщиков В. А., Маринова М. М. Восприятие экспрессий «невозможного лица» // Психология познания: речевая опосредованность и категоризация в современной когнитивной науке: Материалы Всероссийской научной конференции памяти Дж.С. Брунера, Ярославль, 10–11 декабря 2021 года / Отв. редакторы: И.Ю. Владимиров, С.Ю. Коровкин. Ярославль: Общество с ограниченной ответственностью "Филигрань", 2022. С. 36-41.
- Белов Н.Н. Совмещение иммерсивной виртуальной реальности с интерфейсом мозг-компьютер. Психология когнитивных процессов: сборник статей / Под ред. В.В. Селиванова. – Смоленск: Издательство СмолГУ, 2022. С. 18-27. ISBN 978-5-88018-575-7
- Побокин П.А., Латушкина Ю.А. Влияние чувства одиночества на формирование агрессивности у подростков в условиях самоизоляции. Психология когнитивных процессов: сборник статей / Под ред. В.В. Селиванова. – Смоленск: Издательство СмолГУ, 2022. С. 94-104. ISBN 978-5-88018-575-7
- Побокин П.А., Латушкина Ю.А. Особенности феномена одиночества в подростковом возрасте. Психология когнитивных процессов: сборник статей / Под ред. В.В. Селиванова. – Смоленск: Издательство СмолГУ, 2022. С. 104-113. ISBN 978-5-88018-575-7
- Стрижова И.В. Доверие и представление о незнакомом человеке в разных условиях восприятия его лица. Психология когнитивных процессов: сборник статей / Под ред. В.В. Селиванова. – Смоленск: Издательство СмолГУ, 2022. С. 133-141. ISBN 978-5-88018-575-7
- Аникина В. Г., Хозе Е. Г. Влияние ВР-программы по коррекции никтофобии на состояние тревоги // Экспериментальная психология в социальных практиках: сборник научных статей по материалам конференции / Под ред. В.В. Селиванова.– Москва: Издательство Универсум, 2022. С. 28-43. ISBN 978-5-88018-575-7
- Зикеева Е.А. Изменение субъекта при взаимодействии с программой виртуальной реальности // Экспериментальная психология в социальных практиках: сборник научных статей по материалам конференции / Под ред. В.В. Селиванова. – Москва: Издательство Универсум, 2022. С. 204-213. ISBN 978-5-88018-575-7
- Побокин П.А., Латушкина Ю.А., Пискунова М.Д. Возможности настройки цифрового аватара при создании персонажа на примере компьютерных игр // Экспериментальная психология в социальных практиках: сборник научных статей по материалам конференции / Под ред. В.В. Селиванова. – Москва: Издательство Универсум, 2022. С. 279-290. ISBN 978-5-88018-575-7
- Саунин К. А., Капустина В. Ю. Применение тренинговых ВР-программ для редукции тревоги и фобий // Экспериментальная психология в социальных практиках: сборник научных статей по материалам конференции / Под ред. В.В. Селиванова. – Москва: Издательство Универсум, 2022. С. 329-353. ISBN 978-5-88018-575-7
- Селиванов В.В. Технологии VR в психологии, психотерапии, педагогике. М.: Универсум, 2022. – 232 с., тир. 650 экз. ISBN 978-5-91412-482-0 https://drive.google.com/drive/folders/1clzu3-7jYRS_18TCNw0EEe-oQ8jbb_ei
- Влияние технологий виртуальной реальности высшего уровня на изменение психического в юношестве / под ред. Барабанщикова В.А., Селиванова В.В. (монография). – Москва: Универсум, 2022. – 368 с., тир. 500 экз. ISBN 978-5-91412-424-0 https://drive.google.com/drive/folders/1clzu3-7jYRS_18TCNw0EEe-oQ8jbb_ei
- Barabanschikov V. A., Marinova M. M. The virtual personality of the Thatcherized face in statics and dynamics // Neurotechnologies: Collective monograph. – St. Petersburg: ООО "Издательство ВВМ", 2021. – P. 37-49.
- Селиванов В.В., Капустина В.Ю. Методические рекомендации по работе в виртуальной реальности (со шлемами vive). изд. 2, исп. и дораб. – Москва: Универсум, 2022. – 40 с. ISBN 978-5-91412-479-0 https://drive.google.com/drive/folders/1clzu3-7jYRS_18TCNw0EEe-oQ8jbb_ei