Проекты 2019 года
Разработка геймифицированной компьютерной методики диагностики универсальных учебных действий (проект ‘PL-modified’)
- Аннотация проекта
- Период реализации: 2019
- Руководитель проекта: Гаврилова Е.В.
- Подразделение: Центр прикладных психолого-педагогических исследований
- Результаты проекта
В рамках представленной научно-исследовательской работы была разработана и успешно апробирована компьютерная игровая система ‘PL-modified’ как инструмент оценки универсальных учебных действий, в данном случае – мыслительных операций анализа, планирования и рефлексии. Представленные эмпирические факты показали, что у учащихся, обучающихся в школе по системе В.В. Давыдова, даже при контроле интеллектуальных способностей ключевые оцениваемые параметры, свидетельствующие об их игровой результативности, значимо выше, чем у учащихся стандартной общеобразовательной школы. Полученные данные позволяют сделать ряд важных заключений – как теоретического, так и прикладного значения – о возможностях использования компьютерной системы ‘PL-modified’ в психолого-образовательной среде в будущем.
Во-первых, получен принципиальный результат, наглядно демонстрирующий дискриминантные свойства методики в отношении измерения конкретных умственных операций на основе определенных игровых показателей. Представленные данные свидетельствуют о хороших перспективах использования системы ‘PL-modified’ в качестве дополнительного инструмента диагностики когнитивного потенциала школьников.
Во-вторых, в практическом плане данная система имеет ряд преимуществ с точки зрения ее использования в процессе диагностики. Она оформлена в он-лайн формате, достаточно легкая в понимании и использовании, предполагает игровую форму проведения. Все перечисленные пункты делают ее удобной и мотивационно привлекательной как для психологов, так и для учащихся.
Вместе с тем, следует учитывать, что диагностический потенциал, заложенный в систему ‘PL-modified’, изучен не полностью, в связи с чем представляется важным обозначить возможные направления дальнейшей работы. Она может осуществляться в следующих направлениях.
- Увеличении выборки испытуемых путем включения в ее состав учащихся различных возрастных когорт и учебных возможностей (например, школьники из учебных заведений с различными формами организации учебного процесса);
- Увеличение числа параметров оценки игровой результативности, которые позволяют более дифференцированно оценивать когнитивный потенциал учащихся;
- Разработка другой системы организации игрового процесса, который даст возможность оценивать различные формы игрового поведения школьников – например, как индивидуально, так и в ходе их работы в паре.
Публикация по проекту:
Марголис А.А., Куравский Л.С., Артеменков С.Л., Войтов В.К., Шепелева Е.А., Ермаков С.С., Думин П.Н., Валуева Е.А. Интеллект, креативность и эффективность решения задач учащимися среднего школьного возраста в компьютерной игре «PLines» // Экспериментальная психология. 2020. Т. 13. № 1. C. 122—137
doi:10.17759/exppsy.2020130109
https://psyjournals.ru/exp/2020/n1/Margolis_Kuravsky_et_al.shtml
Исследование условий пребывания детей разных возрастных категорий в транспорте и местах ожидания
Исследование условий пребывания детей разных возрастных категорий в транспорте и местах ожидания
Период реализации: 2019
Руководитель проекта: Смирнова Е.О.
Подразделение: Отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек
Научный семинар:
Результаты проекта: Отчет
Публикации по проекту:
Предикторы перцептивного доверия
Предикторы перцептивного доверия
Период реализации: 2019-2020
Руководитель проекта: Дивеев Д.А.
Подразделение: Институт экспериментальной психологии
Научный семинар:
Результаты проекта:
Публикации по проекту:
Особенности образа собственного тела лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
Особенности образа собственного тела лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
Период реализации: 2019
Руководитель проекта: Мешкова Т.А.
Подразделение: Факультет клинической и специальной психологии
Результаты проекта:
Одним из важных аспектов психологической работы с лицами, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА), является формирование у них позитивного отношения к собственному телу, что в свою очередь способствует адекватному становлению Я-концепции личности в целом. Негативное отношение к телу человека с патологией ОДА может сказаться на его социальной активности, готовности к взаимодействию с окружающими, а также на его отношении к медицинскому вмешательству и поддержанию здоровья.
В ходе реализации проекта были изучены особенности отношения к телу взрослых людей (от 21 года до 65 лет, средний возраст — 40,8 лет) с последствиями детского церебрального паралича (13 человек) и спинальной травмы (15 человек) разной степени тяжести и 40 условно здоровых взрослых от 20 до 64 лет (средний возраст 35,3 года).
Психодиагностический инструментарий включал следующее:
1) Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан;
2) Шкала нейротизмаличностного опросника Г. Ю. Айзенка (EysenckPersonalityQuestionnaire);
3) Опросник способов совладания Р. Лазаруса и С. Фолкман (WaysofCopingQuestionare, WCQ);
4) Шкала положительного отношения к собственному телу (BodyAppreciationScale, BAS);
5) Шкала удовлетворенности функционированием собственного тела (FunctionalityAppreciationScale, FAS);
6) Авторский опросник отношения к особенностям своего тела (BodyQuestionnaire, BQ, разработан на основе исследований G. Taleporos и M. P. McCabe, а также опросника «BodyImageQuestionnaire»);
7) Невербальная методика для оценки удовлетворенности участками тела (УУТ) (Т.А.Мешкова, О.М.Клычкова).
Статистическая обработка результатов осуществлялась с помощью описательных статистик, корреляционного и дисперсионный анализа, проверки внутренней согласованности и надежности.
Было показано, что методики, направленные на оценку удовлетворенности отдельными участками тела или оценку негативного отношения к телу (BQ), выявляют достоверные различия между группой взрослых людей с последствиями детского церебрального паралича и спинальной травмы и группой условно здоровых людей. Обнаружены более низкие показатели оценки тела при патологии независимо от ее типа и тяжести. Опросники с позитивными высказываниями таких различий не выявляют. Уровень позитивного отношения к телу при двигательной патологии аналогичен тому, который наблюдается в нормативной группе респондентов.
Анализ взаимодействия факторов вида и тяжести патологии позволил обнаружить значимые различия в оценке отдельных частей тела (в особенности ног и ягодиц): лица с тяжелыми последствиями детского церебрального паралича оценивают участки своего тела наиболее высоко, лица с тяжелыми формами спинальной травмы, напротив, наиболее низко.
Исследование психологических различий между респондентами обеих групп показало, что для лиц с нарушениями ОДА характерны более низкая самооценка по шкале «здоровье» и более частое использование такой копинг-стратегии как «дистанцирование».
Такие факторы, как пол, возраст, уровень образования, вид патологии, а также ряд взаимодействий между этими факторами оказывают влияние на индивидуальные психологические особенности лиц с нарушениями ОДА. Это касается уровня нейротизма, особенностей самооценки и используемых копинг-стратегий.
Анализ взаимосвязи между оценками образа тела и личностными характеристиками при патологии ОДА показал, что образ тела является важным компонентом Я-концепции и связан с самооценкой многих аспектов личности, а также с самооценкой счастья.
Среди респондентов с двигательными нарушениями было выявлено 6 человек, обладающих выраженно позитивным отношением к своему телу (с оценками более 4,3 по 5-балльной шкале) и 7 человек с выраженно негативным отношением (средняя оценка менее 3,6 по 5-балльной шкале). Распределение по этим подгруппам оказалось не связанным с тяжестью патологии, полом, возрастом, уровнем образования, трудовой занятостью. При сравнении психологических характеристик этих подгрупп было обнаружено, что у лиц с нарушениями ОДА и выраженно положительным отношением к телу значительно выше показатели самооценки в целом и по отдельным шкалам (здоровье, ум, характер, внешность, уверенность в себе, счастье), а также они чаще пользуются такими копинг-стратегиями, как «положительная переоценка» и «поиск поддержки». Можно предположить, что такие копинг-стратегии являются более продуктивными для лиц с нарушениями ОДА и приводят к более позитивному восприятию своего тела и формируют в целом положительную Я-концепцию.
В целом можно заключить, что предложенный психодиагностический инструментарий для оценки отношения к телу у лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата не оказывает психотравмирующего действия и может быть рекомендован к использованию для исследовательских и диагностических целей.При формировании программ психологической реабилитации это необходимо принимать во внимание. Возможно, наиболее важным аспектом в этой связи может быть целенаправленное формирование более продуктивных стратегий совладания с трудной жизненной ситуацией. В частности, можно предполагать, что такими стратегиями могут быть «позитивная переоценка» и «поиск поддержки».
Публикации по проекту:
Создание веб-ресурса «Адаптивный тренажёр для обучения решению математических задач» и новой концепции адаптивного обучения на основе многомерного статистического анализа вейвлет-представлений тестовых траекторий и матриц успешных переходов
Период реализации: 2019
Руководитель проекта: Куравский Л.С.
Подразделение: Факультет информационных технологий
Результаты проекта:
Основные результаты проекта
1.Разработана концепция самообучающегося адаптивного тренажёра, обеспечивающего выбор заданий с помощью идентифицируемых вероятностных моделей, описывающихся марковскими случайными процессами с дискретными состояниями и непрерывным временем.
2.Значения параметров марковских процессов, применяемых для описания работы тренажёра, идентифицируются с использованием наблюдаемых и прогнозируемых гистограмм, описывающих распределения частот пребывания в состояниях модели. Идентификация проводится отдельно для каждого из рассматриваемых уровней подготовки.
3.Принадлежность к различным уровням подготовки определяется с помощью байесовских оценок.
4.Самообучение тренажёра обеспечивает решение как задачи оптимизации идентифицируемых параметров, так и задачи развития учащихся путём подбора заданий, способствующего их успешному выполнению. Использование матрицы успешных переходов при выборе заданий способствует постепенному развитию умений и навыков за счёт постановки реально достижимых целей в зоне ближайшего развития.
5.Особенностями диагностических методов, используемых при выборе предъявляемых заданий, являются: выявление и использование при построении расчётных оценок временной динамики изменения способности справляться с заданиями; возможность учёта при построении расчётных оценок времени, затрачиваемого на выполнение заданий, меньшее по сравнению с другими подходами число заданий, которое следует предъявлять, что обеспечивает представленному подходу преимущества перед аналогами.
6.Реализована веб-версия адаптивного тренажера для обучения решению математических задач.
7.Разработана новая концепция адаптивного обучения на основе многомерного статистического анализа вейвлет-представлений тестовых траекторий и матриц успешных переходов.
Адаптивные вероятностные модели систем искусственного интеллектаи методы их применения для диагностики когнитивных способностей(Грант Российского фонда фундаментальных исследований)
Период реализации: 2017-2019
Руководитель проекта: Куравский Л.С.
Подразделение: Факультет информационных технологий
Результаты проекта
За отчетный период получены следующие научные результаты: (1) на базе вероятностных моделей (идентифицируемых марковских процессов с дискретными состояниями и непрерывным и дискретным временем) сформированы концепции работы систем искусственного интеллекта, предназначенных для адаптивной диагностики когнитивных способностей, включая математические основания и алгоритмы их работы; (2) разработана новая концепция системы искусственного интеллекта для адаптивного обучения и диагностики, которая опирается на процедуру многомерного статистического анализа, применяемую к результатам дискретных вейвлет-преобразований траекторий выполнения заданий, метод паттернов и матрицы рекомендуемых переходов; (3) проведен сравнительный анализ различных аспектов практического применения этого нового подхода и разработанной ранее концепции, которая опирается на самообучающиеся структуры, представленные в форме вероятностных моделей (марковских процессов с дискретными состояниями и непрерывным временем); (4) в рамках созданной концепции системы искусственного интеллекта для адаптивного обучения и диагностики разработан новый вариант дискриминантного анализа, созданный на основе подходов, применяемых в квантовых вычислениях; (5) в среде графического программирования LabVIEW разработана пилотная версия программного обеспечения, реализующего новую концепцию адаптивного обучения, с целью демонстрации ее возможностей и исследования рабочих характеристик; (6) в среде графического программирования LabVIEW cоздано программное обеспечение пилотной версии системы искусственного интеллекта для адаптивной диагностики когнитивных способностей с целью демонстрации ее возможностей и исследования рабочих характеристик; (7) в рамках пилотной версии новой концепции адаптивного обучения программно реализован метод идентификации стационарных вероятностных моделей по эмпирическим данным; (8) разработана концепция системы многошкального тестирования когнитивных способностей (метод паттернов для диагностики испытуемых по тестовым траекториям, представляющим результаты выполнения заданий в порядке их появления); (9) разработана система тестовых заданий для оценки когнитивных способностей, имеющих различные уровни трудности и различное содержание, для наполнения адаптивной системы искусственного интеллекта; (10) опираясь на вероятностную модель системы искусственного интеллекта, созданную для адаптивной диагностики когнитивных способностей, разработаны алгоритмы, обеспечивающие работу системы искусственного интеллекта для адаптивного обучения, включая методы идентификации; (11) разработана система заданий для наполнения указанной системы адаптивного обучения; (12) создан веб-ресурс системы искусственного интеллекта для адаптивного обучения на основе вероятностной модели с целью демонстрации ее возможностей и исследования рабочих характеристик; (13) исследованы области практического применения созданных систем искусственного интеллекта для адаптивного обучения; (14) в профильных рецензируемых научных журналах и сборниках научных трудов опубликованы 12 статей, содержащие результаты работы коллектива, включая 10 публикаций в изданиях, входящих в индексы цитирования WoS/SCOPUS (две из которых опубликованы в журнале «Экспериментальная психология», индексируемом в базе данных Web of Science, две - в журнале «International Journal of Civil Engineering and Technolog» (IJCIET), индексируемом в базе данных Scopus, две - в журнале «International Journal of Advanced Research in Engineering and Technology» (IJARET), индексируемом в базе данных Scopus, одна - в журнале «Lobachevskii Journal of Mathematics», индексируемом в базе данных Scopus (квартиль Q2), три – в виде статей в трудах Международной конференции по диагностическому контролю и управлению активами (International Conference on Condition Monitoring and Asset Management), индексируемых в базе данных SCOPUS; две статьи опубликованы в журнале «Нейрокомпьютеры: разработка, применение», входящем в Перечень ВАК РФ); (15) получено 1 свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ в РОСПАТЕНТе. Результаты (2)-(5) представляют принципиально новый подход, использующий возможности вейвлет-преобразований и методов многомерного статистического анализа. Результаты (1), (6)-(8) и (12) являются развитием развиваемых авторами новых подходов к адаптивному тестированию и обучению, опирающемуся на вероятностные модели когнитивных способностей человека. В рамках этих подходов решаются вопросы повышения эффективности диагностики и развития когнитивных способностей, уменьшения времени испытаний и объективного контроля трудности заданий. Решение указанных проблем обеспечивает реализацию современных адаптивных программных средств, существенно повышающих эффективность диагностики и развития интеллектуальных и других способностей.
Разработка программных средств автоматической обработки научных текстов с использованием моделей компьютерной лингвистики для формирования базы результатов научных исследований
Период реализации: 2019
Руководитель проекта: Юрьев Г.А.
Подразделение: Факультет информационных технологий
Научный семинар:
Результаты проекта:
Публикации по проекту:
Информационная система "Научно-исследовательские компетенции"
Информационная система "Научно-исследовательские компетенции"
Период реализации: 2019
Руководитель проекта: Артеменков С.Л.
Подразделение: Факультет информационных технологий
Результаты проекта
Информационная система «Научно-исследовательские компетенции» предназначена для определения и формирования научно-исследовательских компетенций университета на основе сбора и анализа данных научно-исследовательских работ и их упорядочения и алгоритмического представления, в следующих целях: структурирование, алгоритмизация и хранение информации о научно-исследовательских возможностях университета в виде паспортов научно-исследовательских компетенций; частичная автоматизация формирования описаний научно-исследовательских компетенций в соответствии с классификацией научных специальностей ВАК и видов научной деятельности; использование в дальнейшем системы для определения ресурсов, относящихся к имеющимся компетенциям; маркетинг и экспертиза постановки новых научных задач; координация и планирование научной деятельности университета.
Цель проекта по разработке информационной системы «Научно-исследовательские компетенции» (далее Проект), выполненного на факультете информационных технологий МГППУ в 2019 году, заключалась в создании пилотной компьютерной информационной системы для определения, автоматизированного формирования, сохранения и практического использования электронных паспортов научно-исследовательских компетенций МГППУ первично на основе сведений факультета психологии образования и факультета юридической психологии, а также факультета информационных технологий, с учетом паспортов специальностей ВАК.
Результаты выполнения Проекта в 2019 году включают: пилотную программную реализацию базы данных информационной системы для факультета психологии образования и факультета юридической психологии на сервере МГППУ; получение данных апробации регистрации и работы с базой данных информационной системы; описание проекта информационной системы и программной реализации базы данных информационной системы «Научно-исследовательские компетенции» для определения научно-исследовательских компетенций и планирования научной деятельности университета. По результатам Проекта имеются 3 публикации.
Созданная в результате выполнения Проекта информационная система имеет блочную структуру и представляет собой веб-ресурс, расположенный на сервере МГППУ по адресу: http://competency.mgppu.ru/login. Основу информационной системы составляет многотабличная реляционная база данных, с которой работают все блоки и страницы сайта информационной системы, включая ввод данных, регистрацию и идентификацию пользователей, управление системой, экспертную оценку и редакцию паспортов компетенций и др. Важной программной частью системы является система сравнения ключевых слов, на основе которой производится формирование паспортов научно-исследовательских компетенций.
Научная новизна Проекта связана с: проектным решением по определению научно-исследовательских компетенций и планированию научной деятельности МГППУ на основе специализированной информационной системы (первично на основе работ и проектов факультета психологии образования и факультета юридической психологии); механизмами реляционной базы данных научной специализации и научно-исследовательских работ и проектов университета; компьютерными алгоритмами автоматизации формирования описаний научно-исследовательских компетенций. С точки зрения разработки информационной системы, сведения, полученные от двух упомянутых выше факультетов МГППУ, представляют собой рабочий массив первичных данных, на котором были проработаны некоторые алгоритмы по формированию названий и описаний соответствующих научно-исследовательских компетенций, относящихся к научно-исследовательским возможностям указанных выше подразделений МГППУ.
Возможности использования результатов Проекта: ввод, организация и сохранение подробной и упорядоченной информации о научно-исследовательских возможностях университета; частичная автоматизация формирования электронных паспортов научно-исследовательских компетенций подразделений университета в соответствии с классификацией научных специальностей ВАК и видов научной деятельности; определение ресурсов, относящихся к имеющимся научно-исследовательским компетенциям; экспертная оценка, описание и редакция областей применения, уникальности и конкурентности научно-исследовательских компетенций; использование данных информационной системы сотрудниками университета для экспертизы постановки новых научных задач, координации и планирования дальнейшей научно-исследовательской деятельности университета; использование данных информационной системы для публикации и продвижения научно-исследовательских компетенций университета в среде интернет и других изданиях; проведение других работ по мере развития системы, например, осуществление маркетинга научных исследований университета в сравнении с другими организациями.
Проект имеет перспективы дальнейшего развития, связанные как с наполнением созданной базы данных, так и расширением функциональных возможностей информационной системы с учетом улучшения имеющихся и внедрения новых алгоритмов статистического анализа текстов и синтеза описаний научно-исследовательских компетенций.
Публикации по проекту:
- Артеменков С.Л., Исаков С.С. Разработка веб-ресурса информационной системы для формирования научно-исследовательских компетенций университета / Нейрокомпьютеры: разработка, применение, 2020. № 2. С. 5-17. DOI 10.18127/j19998554-202002-01
- Исаков С.С., Артеменков С.Л. Веб-ресурс для формирования научно-исследовательских компетенций университета // В книге: Нейрокомпьютеры и их применение XVIII Всероссийская научная конференция. Тезисы докладов. 2020. С. 62-65.
- Исаков С.С., Артеменков С.Л. Кластеризация и многоступенчатый семантический анализ научных текстов // В книге: Нейрокомпьютеры и их применение XIX Всероссийская научная конференция. Тезисы докладов. 2021. С. 42-44.
Применение МЭГ в предхирургической диагностике пациентов с фармако-резистентной эпилепсией
Применение МЭГ в предхирургической диагностике пациентов с фармако-резистентной эпилепсией
Период реализации: 2019
Руководитель проекта: Строганова Т.А
Подразделение: Научно-образовательный центр нейрокогнитивных исследований (МЭГ-центр)
Результаты проекта
1) Синхронная регистрация МЭГ и поверхностной ЭЭГ показала, что МЭГ более чувствительна к высокочастотным спайкам, чем поверхностная ЭЭГ, что согласуется с данными других авторов. Сравнение с интракраниальной регистрацией ЭЭГ показало, что истинная чувствительность предоперационной МЭГ к существующим зонам ирритации составляет в среднем 93%, тогда как при длительном поверхностном видео-ЭЭГ-мониторинге выявляется только 63% присутствующих у пациента зон ирритации.
2) Основным биомаркером эпилептогенных зон может выступать устойчивое однонаправленное распространение эпилептической активности из одного фокуса в другие зоны ирритации. Такое распространение служило предиктором в 80 % рассмотренных случаев. Этот вывод полностью совпадает с результатами инвазивных исследований.
3) На основании результатов проекта Коптеловой А.М. защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата биологических наук, присуждена степень к. биол.наук. по теме «Нейрофизиологические механизмы и нейромаркёры активности эпилептогенных зон у пациентов с фармакорезистентной эпилепсией – магнитоэнцефалографическое исследование».
Результаты исследования представлены на международной конференции ISACM 2019 (The Meeting of the International Society for the Advancement of Clinical MEG), Торонто, Канада, Utility of Ictal MEG in the Presurgical Evaluation of Patients Undergoing Epilepsy Surgery.
Роль моторной коры в семантической обработок глаголов: МЭГ исследование
Роль моторной коры в семантической обработке глаголов: МЭГ исследование
Период реализации: 2019
Руководитель проекта: Буторина А.В.
Подразделение: Научно-образовательный центр нейрокогнитивных исследований (МЭГ-центр)
Результаты проекта
Результаты исследования показывают, что затрудненное извлечение глаголов из семантической памяти, сопровождаемое более медленными ответами в задаче на генерацию глаголов, приводит к большему падению мощности бета-ритма исключительно в тех отделах медиальной и префронтальной коры, которые связаны с инициацией и программированием движения. Этот результат подтверждает идеи «воплощенного познания» о том, что двигательная система способствует семантической обработке репрезентаций глаголов. Данные результаты станут основой для разработки экспериментальной парадигмы, позволяющей оценить тяжесть нарушений экспрессивной речи и прогнозирование эффективности речевой терапии при эфферентной моторной афазии.
Публикации по результатам исследования:
Anna A. Pavlova, Anna V. Butorina, Anastasia Y. Nikolaeva, Andrey O. Prokofyev, Maxim A. Ulanov, Denis P. Bondarev, Tatiana A. Stroganova (2019) Effortful verb retrieval from semantic memory drives beta suppression in mesial frontal regions involved in action initiation // Human Brain Mapping, издательство John Wiley & Sons Inc. Vol. 40. No. 12. P. 3669-3681 doi: 10.1002/hbm.24624
https://onlinelibrary.wiley.com/doi/epdf/10.1002/hbm.24624
Результаты исследования представлены на международных конференциях:
AMLaP 2019 (Architectures and Mechanisms of Language Processing conference), Москва, Россия, Associative acquisition of action word meaning leads to activation of perisylvian speech-related areas time-locked to action initiation
SNL 2019 (The Eleventh Annual Society for the Neurobiology of Language Conference), Хельсинки, Финляндия, Effortful verb retrieval from semantic memory drives beta suppression in higher-order motor areas
Магнитоэнцефалографическое исследование механизмов интеграции информации при зрительном восприятии (Грант Российского фонда фундаментальных исследований)
Период реализации: 2018-2019
Руководитель проекта: Строганова Т.А
Подразделение: Научно-образовательный центр нейрокогнитивных исследований (МЭГ-центр)
Результаты проекта:
С помощью новых методов анализа активности мозга, разработанных в исследовании, описаны психологические характеристики процессов, лежащих в основе восприятия целостного образа предмета.
Впервые показано, что этап досознательной интеграции признаков разделяется на два подэтапа, характеризуемые последовательным включением ценностно-зависимого и сенсомоторного механизмов, различающихся динамикой изменений, сопровождающих многократные повторения стимулов. Показано, что нисходящие организующие влияния перцептивных структур проявляются не сразу, а только после того, как опыт оценки в системе ценностей мозга дополнит недостающие пространственные признаки и активизируется соответствующая антиципирующая схема.
Когнитивный процесс зрительного восприятия непосредственно опирается на выделение ценностно-зависимых параметров, которые определяют путь интеграции пространственных признаков.
Практическое применение полученных результатов возможно для создания технологий реабилитации людей с нарушениями функций восприятия после повреждений мозга, а также для создания более эффективных обучающих программ, в том числе и у людей, чья способность к обучению изменена в результате нарушений развития.
Публикации по результатам исследования:
Kozunov, V., Nikolaeva, A., & Stroganova, T. A. (2018). Categorization for faces and tools – two classes of objects shaped by different experience – differs in processing timing, brain areas involved, and repetition effects. Frontiers in human neuroscience, 11, 650 doi: 10.3389/fnhum.2017.00650
https://doi.org/10.3389/fnhum.2017.00650
Kozunov, V. V., West, T. O., Nikolaeva, A. Y., Stroganova, T. A., & Friston, K. J. (2020). Object recognition is enabled by an experience-dependent appraisal of visual features in the brain’s value system. NeuroImage, 221, 117143 doi: 10.1016/j.neuroimage.2020.117143
https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1053811920306297?via%3Dihub
Результаты исследования представлены на конференциях:
- Всеросийская научная конференция памяти Дж. Брунера «Психология познания: низкоуровневые и высокоуровневые процессы», 2020, Ярославль, Россия
- CAICS-2020 (I Национальный конгресс по когнитивным исследованиям, искусственному интеллекту и нейроинформатике), 2020, Москва, Россия
На основании результатов проекта В.В. Козуновым подготовлена к защите диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук по теме «Взаимодействие ценностно-зависимого и сенсомоторного механизмов интеграции сенсорных признаков при целостном зрительном восприятии предмета».
Исследование нейрофизиологических механизмов принятия решения в условиях неопределенности и континуальной динамики ответов в рамках слуховой конденсационной задачи
Период реализации: 2019
Руководитель проекта: Медведев В.А.
Подразделение: Научно-образовательный центр нейрокогнитивных исследований (МЭГ-центр)
Результаты проекта
Из литературных данных известно, что компоненты ERN и Pe связаны с совершением и исправлением ошибок, однако роль раннего Pe недостаточно изучена. Используя регистрацию движения курсора мыши, мы измерили два взаимодополняющих независимых поведенческих показателя: время начала движения («ранние» и «поздние» ответы) и продолжительность движения («короткие» и «длительные» ответы). Оба показателя были выше для ошибок, чем для правильных ответов. N2 был увеличен, а CRN снижен для «поздних» правильных ответов по сравнению с «ранними» правильными. Ранний Pe был сильнее выражен для «длительных» ответов по сравнению с «короткими». Данные результаты позволяют заключить, что ранний Pe связан с торможением уже запущенного моторного ответа.
Публикация по результатам исследования:
Медведев В.А., Сайфулина К.Э., Рытикова А.М., Чернышев Б.В. Электроэнцефалографические корреляты мониторинга выполнения при реализации конденсационной задачи: потенциалы, связанные с событиями // Экспериментальная психология. 2020. Том 13. № 4. С. 102–114. doi:10.17759/exppsy.2020130407
Результаты исследования представлены на конференциях:
- Когнитивная наука в Москве 19 июня 2019, Москва, Россия
Электроэнцефалографические корреляты совершения и исправления ошибки: исследование с регистрацией перемещения компьютерной мыши
- Когнитивная наука в Москве 19 июня 2019, Москва, Россия
Связаны ли P2 и N2 с уровнем неопределенности?
- The 48th Annual General Meeting of European Brain and Behaviour Society (EBBS) 21-24 September, 2019 Prague, Czech Republic
Electroencephalographic correlates of performance monitoring
Субъектность как детерминанта самоповреждающего поведения в современной культуре: междисциплинарный подход (Грант Российского фонда фундаментальных исследований)
Период реализации: 2019
Руководитель проекта: Шеманов А.Ю.
Подразделение: Институт проблем инклюзивного образования
Результаты проекта:
В работе исследуется вопрос, насколько значимым для молодого человека – подростков и взрослых людей молодого возраста – является принятие ими решения или собственный выбор в таких случаях, когда он или она прибегает к самоповреждающим практикам. Этот вопрос становится особенно важным именно сейчас – в современном российском обществе. Поскольку не для всех, кто работает с молодыми людьми в России (учителям, преподавателям высшей школы, клиническим психологам, врачам, в том числе – психиатрам и др.), очевиден ответ на этот вопрос. то большая часть работ, проделанных нами в первый год осуществления проекта (после чего он был прекращен решением РФФИ), была посвящена именно тому, с какими вызовами сталкиваются сегодня и молодые люди, стоящие на пороге взрослости или начинающие взрослую жизнь, и те, кто с ними сейчас непосредственно имеют дело.
Среди этих вызовов в нашем проекте – во-первых, изменение культуры тела, что может быть очень важно для человека, решающегося на причинение вреда своему телу, во-вторых, современные медиа и технологии коммуникации (включая слежение, от встроенного в социальные сети, до родительского контроля) и, в-третьих, продукция массовой культуры. Технологии (напр., слежения) могут сами по себе воспитывать ребенка или подростка, например, отбивать у него стремление к самостоятельности, принятию собственных решений или формировать у него недоверие к другому человеку и нежелание вступать в близкое общение с ним (Д.Г. Литинской «От тигрицы до медузы: родительский контроль»). Массовая культура (фильмы, компьютерные или настольные игры, комиксы и др.) и формирует ряд особенностей самоидентификации подростов и взрослой молодежи, и, что важно, нужды своих пользователей и особенности того, с чем или с кем они готовы себя отождествлять, в ком готовы себя узнать. Этой теме посвящена статья А.Р. Романовой и Г.Г. Нацвлишвили «О массовой культуре: популярные образы, комиксы и кино». Массовая культура может воздействовать, например, на эстетические предпочтения молодых людей, следование моде, которые уже могут влиять на выбор того или иного способа поведения, в том числе возвращение себе контроля или самовыражения с помощью повреждения своего тела. Наконец, теме изменения культуры тела посвящена работа А.А. Кононовой о различии современной и викторианской культуры тела, а также статья Д.Г. Литинской и соавторов о феномене Ксении Петербургской, как примере сознательного, религиозного отказа от своего Я, своей личной идентичности в пользу своего умершего мужа. При этом вся ее жизнь после смерти супруга – это и пример крайне последовательного и сознательного и в этом смысле субъектного проведения этой линии своей жизни до самого ее конца. Той же теме изменения культуры тела, но уже на примере изменения культуры переживания смертности человека в современную эпоху посвящено исследование Д.Г. Литинской и соавторов, где на собственном эмпирическом материале анализируется малоизученная проблема виртуальных кладбищ в социальных сетях.
Еще одна крайне актуальная тема, которая начата в этом году, это проблема зависимости от алкоголя и феномен трезвости. Наша исследовательская группа подошла к этой проблеме нетривиально в двух аспектах. Во-первых, с точки зрения понимания самоповреждения – мы рассматриваем алкоголизм как практику самоповреждения, причем наносящую вред не только здоровью самого человека, зависимого от алкоголя, но и его социальному положению, месту в обществе, отношению к нему других людей. Во-вторых, новизна подхода к этой проблеме члена нашего коллектива В.А. Зотовой в том, что на первом плане в ее исследованиях помещена не алкогольная зависимость, а трезвость, на самостоятельной ценности которой и настаивает В.А. Зотова. Именно в этом плане решающее значение приобретает опора на восстановление или формирование способности человека принимать решения, делать осознанный выбор, т.е. опора на его субъектность, способность быть субъектом – автором своей жизни. Этой актуальной теме посвящена большая часть опубликованных в этом году работ с участием В.А. Зотовой.
Перечисленные направления работы показывают актуальность проблемы анализа субъектности, т.е. способности человека быть автором своей жизни и поступков, для понимания тех проблем, с которыми сталкивается современная молодежь, их родители, воспитатели, психологи и врачи. Поэтому в нашей работе в 2019 году мы обратились также к анализу и пониманию заново ключевых понятий современной психологии, понимания субъекта и данности С.Л. Рубинштейном и концепции переживания у Л.С. Выготского, на важность которых не устают обращать внимание отечественные психологи. Этому посвящены работы А.Ю. Шеманова. Основным содержанием их был анализ этих понятий с точки зрения пересмотра предложенного философом сознания Д. Чалмерсом различия феноменальной и функциональной субъектности на основе анализа переживания как основы субъектности человека.
Публикации по результатам проекта:
- Зотова В.А. Пространство интерпретаций трезвости в социальных науках // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2019. № 2. С. 84–90. DOI: 10.28995/2073-6401-2019-2-84-90
- Зотова В.А. Трезвость: от нормы к стигме // Пролегомены. Труды научного семинара «Теоретические проблемы клинической психологии» и конференции «Безумие: от культуры к медицине и обратно» / под ред. Я.М. Бухарова, Д.Г. Литинской, А.Ю. Шеманова. М.: Левъ, 2019. №1 (6). 216 c. ISBN 978-5-91914-048-1. С. 170–174.
- Кононова А.А. Телесность как составляющая диалога: от викторианской морали к конструированию идентичности в наше время // Пролегомены. Труды научного семинара «Теоретические проблемы клинической психологии» и конференции «Безумие: от культуры к медицине и обратно» / под ред. Я.М. Бухарова, Д.Г. Литинской, А.Ю. Шеманова. М.: Левъ, 2019. №1 (6). 216 c. ISBN 978-5-91914-048-1. С. 175–181.
- Литинская Д.Г. От тигрицы до медузы: родительский контроль // Пролегомены. Труды научного семинара «Теоретические проблемы клинической психологии» и конференции «Безумие: от культуры к медицине и обратно» / под ред. Я.М. Бухарова, Д.Г. Литинской, А.Ю. Шеманова. М.: Левъ, 2019. №1 (6). 216 c. ISBN 978-5-91914-048-1. С. 114–120.
- Литинская Д.Г., Кононова А.А., Купчинов Р.Ю. Потеря субъектности при переживании горя: женщина в мужском платье // Научный электронный журнал АРТИКУЛЬТ, 2019, № 36 (4–2019). С. 134–143.
- Литинская Д.Г., Романенко Е.И., Худова Е.А. Философия педагогики в виртуализированном модусе познания экзистенциальных категорий: пролегомены к исследованию // Пролегомены. Труды научного семинара «Теоретические проблемы клинической психологии» и конференции «Безумие: от культуры к медицине и обратно» / под ред. Я.М. Бухарова, Д.Г. Литинской, А.Ю. Шеманова. М.: Левъ, 2019. №1 (6). 216 c. ISBN 978-5-91914-048-1. С. 140–152.
- Романова А.Р., Нацвлишвили Г.Г. О массовой культуре: популярные образы, комиксы и кино // Пролегомены. Труды научного семинара «Теоретические проблемы клинической психологии» и конференции «Безумие: от культуры к медицине и обратно» / под ред. Я.М. Бухарова, Д.Г. Литинской, А.Ю. Шеманова. М.: Левъ, 2019. №1 (6). 216 c. ISBN 978-5-91914-048-1. С. 182–193.
- Шеманов А.Ю. Проблема данности субъекта психического отражения самому себе и концепция С.Л. Рубинштейна // К 130-летнему юбилею С.Л.Рубинштейна. Материалы общемосковского методологического семинара / Отв. ред. Д.Б. Богоявленская. – М.: Акрополь, 2020. – 136 с. С. 117–
- Шеманов А.Ю. Субъектность и безумие в историко-культурной перспективе // Пролегомены. Труды научного семинара «Теоретические проблемы клинической психологии» и конференции «Безумие: от культуры к медицине и обратно» / под ред. Я.М. Бухарова, Д.Г. Литинской, А.Ю. Шеманова. М.: Левъ, 2019. №1 (6). 216 c. ISBN 978-5-91914-048-1. С. 9–26.
- Шеманов А.Ю. Субъектность сознания в концепции личности Л.С.Выготского // Психология личности: культурно-исторический подход / Материалы XX Международных чтений памяти Л. С. Выготского. Москва, 18‑20 ноября 2019 г. / Под ред. Г.Г. Кравцова: В 2 т. Т. 2. М.: Левъ, 2019. 472 с. ISBN 978-5-91914-051-1 (Т. 2). С. 447–456. URL: http://case.asu.ru/files/form_312-36590.pdf (дата обращения: 27.04.2021).