История факультета
МГППУ – это пространство возможности встретить Учителя. Учителя с большой буквы, того, кто покажет, как можно мыслить, будет говорить с тобой на языке концептов и понятий, которые ты будешь развивать сам спустя много лет после защиты диссертации, того, кто увлечет тебя научной проблемой, с кем можно придумать свою методику или освоить метод, который считается мировой классикой психологического исследования.
Аспирантом мне посчастливилось работать в журнале «Культурно-историческая психология», встретить таких Учителей как Владимир Петрович Зинченко, Борис Гурьевич Мещеряков, Людмила Филипповна Обухова, Виктор Александрович Гуружапов.
«Встреча» может и не произойти, но я желаю всем студентам, чтобы она в МГППУ для вас состоялась.
Основные «вехи» в истории факультета. Важные даты
Факультет «Психология образования» – старейший факультет МГППУ. Прообразом будущего факультета в 1993 году стал Международный образовательный колледж, где под руководством Виталия Владимировича Рубцова и Аркадия Ароновича Марголиса фактически создавалась новая отечественная психология. В 1997 году студенты колледжа стали первыми учащимися Московского городского психолого-педагогического института. С 1997 года факультет стремительно развивается, сейчас на нем обучается более 740 студентов и аспирантов.
В состав факультета включены три выпускающие кафедры.
Кафедра «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова»
Кафедра была образована в составе факультета «Психология образования» в 1997 году под руководством профессора Виктора Александровича Гуружапова (в 2019 году ей присвоено его имя). Ее создание вызвано потребностью современной школы в специалистах, способных оказывать психолого-педагогическую поддержку внедрению в учебный процесс педагогических инноваций, обеспечивать индивидуализацию обучения и воспитания детей.
Задачи кафедры:
- дать студентам теоретические знания о современном состоянии психологии образования,
- ориентировать в методах решения прикладных психолого-педагогических проблем современного школьного образования,
- привить навыки самостоятельного анализа и решения проектных и экспертных задач по психологической поддержке учебно-воспитательного процесса в школе,
- вовлечь студентов в научную, методическую и практическую работу по психолого-педагогической поддержке общего образования города Москвы и других регионов России.
Кафедра «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой»
Кафедра была создана в составе факультета «Психология образования» в 1998 году. В 2016 кафедре присвоено имя профессора Людмилы Филипповны Обуховой – первой заведующей кафедрой, доктора психологических наук, профессора.
В задачи кафедры входит подготовка специалистов в области научной и практической работы, обладающих широкой ориентацией в области психологии развития человека на всех этапах онтогенеза, способных видеть актуальные проблемы науки и практики, ставить задачи, вести исследования, анализировать и обобщать факты, выявлять закономерности, понимать особенности психического развития в современной социокультурной ситуации.
Кафедра обеспечивает чтение курса лекций по детской (возрастной) психологии и проведение семинарских занятий на всех факультетах университета.
Структурообразующий мотив работы кафедры состоит в сохранении и развитии основополагающих принципов научных школ Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной.
Кафедра «Дошкольная педагогика и психология»
Кафедра была создана в конце 90-х годов. Первым заведующим кафедрой была Рина Борисовна Стеркина. Основной задачей кафедры была подготовка специалистов - педагогов и психологов - для работы в столичной системе дошкольного воспитания. Работа кафедры базируется на теоретических положениях научных трудов в области дошкольного детства Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко, Е.О. Смирновой.
В настоящее время основные цели деятельности кафедры – способствовать становлению профессионального самосознания педагогов на основе понимания ими специфики психолого-педагогических условий развития детей в дошкольном детстве, позволяющему обучающимся в дальнейшей самостоятельной работе эффективно и рефлексивно решать задачи развития и обучения, в соответствии с культурно-историческим и деятельностным подходами; формировать у обучающихся профессиональные компетенции для психолого-педагогического сопровождения развития детей раннего и дошкольного возраста, организации детских видов деятельностей, организации образовательной деятельности с дошкольниками и организации взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса в ДОО.
Школа юного психолога «PsyEdu»
https://mgppu.ru/project/112/info/6962
С 2018 года на факультете «Психология образования» Московского государственного психолого-педагогического университета абитуриенты бакалавриата могут познакомиться с многогранной психологической наукой и с психологией образования, практически опробовать различные психологические техники и методики, поучаствовать в решении реальных психологических и педагогических задач.
Школа юного психолога «PsyEdu» открывает свои двери всем, кому интересна психология развития человека и психология в образовании. Занятия в Школе «PsyEdu» проводятся в интерактивной форме преподавателями, аспирантами и студентами старших курсов МГППУ. По итогам бесплатного обучения все наши слушатели Школы юного психолога «PsyEdu» получают официальные сертификаты. Более 380 учеников прошло обучение Школы юного психолога «PsyEdu» за все время.
Всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития (чтения памяти Л.Ф. Обуховой)
В 2007-2015 годах под руководством Людмилы Филипповны Обуховой были проведены тематические конференции «У истоков развития», «Ребенок в современном обществе», «На пороге взросления», «Горизонты зрелости», «Другое детство».
В 2018-2019 годах состоялись памятные конференции “Культурно-исторический подход в современной психологии развития: достижения, проблемы, перспективы”, “Возможности и риски цифровой среды”. Материалы конференции размещены по ссылке https://mgppu.ru/events/802
Факультетом «Психология образования» были разработаны программы магистратуры в сотрудничестве с зарубежными университетами: Пловдивским университетом «Паисий Хилендарски» (Республика Болгария) и Первым римским университетом Сапиенца (Италия).
Магистерская программа «Психологическое благополучие в детско-юношеском возрасте» открыта в 2014 году. За восемь лет существования программы 20 студентов факультета “Психология образования” успешно закончили программу «Позитивная психология» на Педагогическом факультете Пловдивского университета «Паисий Хилендарски».
Магистерская программа “Психологическая диагностика и профилактика в образовании” реализуется в Пловдивском университете «Паисий Хилендарски» под названием “Училищная психология” с 2013 года и ее успешно освоили 10 студентов факультета “Психология образования”.
В рамках заключенных соглашений с Пловдивским университетом повысили свой квалификационный уровень и получили академическую степень PhD выпускники магистерских программ факультета “Психологии образования”: Емельянова И.В., Емельянова Е.А., Черников Е.В.
Магистерская программа “Педагогика и психология воспитания” реализуется с 2012 года совместно с Первым римским университетом Сапиенца. За эти годы 59 студентов МГППУ и 3 студента Первого римского университета успешно завершили обучение по программе двух дипломов. Выпускники магистерской программы факультета “Психологии образования” повысили свой квалификационный уровень в Первом римском университете и получили академическую степень PhD: Антонова А.В., Ораевская М.А., Гвоздева О.В., Хаперская А.Ю., Сташина О.В.
За годы сотрудничества факультета “Психологии образования”, Педагогического факультета Пловдивского университета, Первого римского университета регулярно проводились научно-практические и образовательные мероприятия: стажировки преподавателей МГППУ с выдачей сертификатов; научно-практические семинары (вебинары) с участием магистрантов, молодых ученых, сотрудников образовательных организаций; совместные международные конференции в Москве, Пловдиве, Софии, Риме с публикацией по итогам статей и монографий.
Основные достижения, награды факультета и его специалистов
Авдеева Н.Н., профессор кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф.Обуховой»:
- Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997 г.).
- Нагрудный знак “Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации” за заслуги в области образования (2009 г.).
- Диплом “Почетный профессор МГППУ” (2019 г.).
- Почетный знак «Золотая ψ» за заслуги в развитии университета (2017 г.).
Бурлакова И.А., заведующий кафедрой «Дошкольная педагогика и психология»:
- Лауреат премии «Гранты Москвы» в области наук и технологий в сфере образования (2003, 2004).
- Грамота Департамента образования города Москвы (2011).
- Медаль им. Г.И. Челпанова, Почетный работник сферы образования Российской Федерации (2017).
- Почетная Грамота Министерства образования и науки Российской Федерации (2006).
Гуружапов В.А., заведующий кафедрой «Педагогическая психология» с 1997 г. по 2019 г.:
- Лауреат премии Президента РФ в области образования за создание и внедрение авторской модели “Система психологического обеспечения развивающего образования на основе теории социо-генеза” для региональных систем образования.
- Отличник высшего образования.
- Почетный профессор Московского государственного психолого-педагогического университета (2017).
- Почетный знак «Серебряная ψ» за заслуги в развитии университета.
- Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.
- Медаль «В память 850-летия Москвы».
- Почетная грамота Министерства образования Российской федерации за большой вклад в развитие образовательной системы Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова и в связи с 40-летием ее создания.
- Лауреат конкурса “Грант Москвы” в области гуманитарных наук.
- Заслуженный работник образования Республики Бурятия.
Егорова М.А., профессор кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А.Гуружапова»:
- Почетная грамота ректора МГППУ “За большой вклад в развитие сотрудничества между Пловдивским университетом “Паисий Хилендарски” и Московским государственным психолого-педагогическим университетом и реализацию совместных магистерских программ “Школьная психология” и “Позитивная психология”.
- Почетное звание “Почетный профессор Московского государственного психолого-педагогического университета”.
- Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.
- Медаль Г.И. Челпанова I степени «За вклад в развитие психологической науки и образования».
- Медаль К.Д.Ушинского за заслуги в области педагогических наук.
- Медаль Г.И. Челпанова II степени «За вклад в развитие психологической науки».
- Медаль «В память 850-летия Москвы».
- Почетный знак «Золотая ψ» за заслуги в развитии университета.
- Почетный знак “К 100-летию Психологического института РАО: 1912-2012”.
Егоренко Т.А., заведующий кафедрой «Педагогическая психология имени профессора В.А.Гуружапова»:
- Грамота Правительства Москвы Департамента образования города Москвы за результативную плодотворную работу в системе высшего профессионального образования, значительный вклад в подготовку квалифицированных кадров для учреждений образования города Москвы.
- Благодарность Ректора Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского за личный вклад в подготовку и проведение Всероссийского студенческого форума “Профессии и профессионалы будущего”.
- Благодарность за значительный вклад в организацию проведение федерального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства “Педагог-психолог России-2018”.
- Благодарность за значительный вклад в организацию проведение федерального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства “Педагог-психолог России-2019”.
- Благодарность ректора МГППУ за участие в национальном проекте “Образование”
Исаев Е.И., профессор кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А.Гуружапова»:
- Благодарность ректора МГППУ за участие в национальном проекте “Образование”.
- Медаль имени В.В. Давыдова Российской академии образования за вклад в развитие научной школы В.В. Давыдова.
Кулагина И.Ю., профессор кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой»:
- Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997).
- Диплом лауреата конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования (2003).
- Диплом лауреата конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования (2004).
- Диплом лауреата конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования (2005).
- Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации (2007).
- Почетный знак «К 100-летию Психологического института РАО: 1912-2012» (2012).
- Медаль имени Г.И.Челпанова (I степени) «За вклад в развитие психологической науки» (2013).
- Почетный знак «Серебряная ψ» за заслуги в развитии университета (2007 г.).
- Почетный знак «Золотая ψ» за заслуги в развитии университета (2017 г.).
Ослон В.Н. , профессор кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой»:
- Медаль имени Г.И.Челпанова (I степени) «За вклад в развитие психологической науки».
- Медаль имени Г.И.Челпанова (II степени) «За вклад в развитие психологической науки».
- Почетный знак «Серебряная ψ» за заслуги в развитии университета.
- Почетный знак «Золотая ψ» за заслуги в развитии университета.
- Почетная Грамота Министерства образования и науки Российской Федерации.
- Почётный работник общего образования.
Обухова Л.Ф., заведующий кафедрой «Возрастная психология» с 1998 г. по 2016 г.:
- Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997 г.).
- Медаль К.Д.Ушинского за заслуги в области педагогических наук (2005 г.).
- Премия Президента Российской Федерации в области образования (1997 г.).
- Грамота Департамента образования города Москвы (2002 г.)
- Нагрудный знак “Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации” за заслуги в области образования (2008 г.).
Сафронова М.А., декан факультета «Психология образования»:
- Благодарственное письмо Министерства образования и науки Российской Федерации за организационно-аналитическое сопровождение проекта модернизации педагогического образования Российской Федерации (2014-2015).
- Почетный знак «Золотая ψ» за заслуги в развитии университета.
- Грамота Департамента образования города Москвы.
Семья Г.В., профессор кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой»:
- Благодарственное письмо губернатора Вологодской области «За большой вклад в развитие системы социального обслуживания Вологодской области и активное сотрудничество в вопросах семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (2019 г.).
- Благодарность председателя Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации «За активное участие в реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 года» (2017 г.).
- Лауреат премии города Москвы «Крылья Аиста» в номинации «Персона года» (за особый вклад в развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) (2016 г.).
- Лауреат премии города Москвы «Крылья Аиста» за научно-методический вклад в развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2014 г.).
Смирнова Е.О., создатель и руководитель Центра игры и игрушки до 2020 года:
- Премия правительства Российской Федерации в области образования (2011 г.).
- Почетный профессор Московского государственного психолого-педагогического университета (2017).
- Медаль имени Г.И.Челпанова (I степени) «За вклад в развитие психологической науки».
- Нагрудный знак “Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации” за заслуги в области образования (2008 г.).
- Медаль К.Д.Ушинского за заслуги в области педагогических наук (2004 г.).
Шаповаленко И.В.,заведующий кафедрой «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой»
- Грамота Департамента образования города Москвы (2011 г.).
- Благодарность ректора МГППУ за участие в национальном проекте “Образование” (2022 г.)
Юркевич В.С., профессор кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф.Обуховой»
- Государственная премия Правительства РФ (1999).
- Медаль Г.И. Челпанова I степени «За вклад в развитие психологической науки и образования» (2017 г.).
- Почетный знак «Золотая ψ» за заслуги в развитии университета.
Основные исследовательские успехи
Образовательные проекты:
Профессорско-преподавательский состав факультета участвовал в Инновационной образовательной программе МГППУ «Формирование системы психологического образования в университете как базовом ресурсном центре практической психологии» в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (2007 год).
Профессорско-преподавательский состав факультета “Психология образования” принимал участие в разработке:
- Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлению подготовки Психолого-педагогическое образование в рамках УГСН “Образование и педагогические науки”,
- Профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель),
- Профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)",
- Модельных рабочих программ дисциплин (модулей), практик программ бакалавриата по УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки, обеспечивающих единство образовательного пространства педагогического образования («Ядро высшего педагогического образования») по психолого-педагогическому модулю.
Научные проекты:
- Исследование в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00110-22-02 от 08.04.2022 «Формирование психологической компоненты методической подготовки будущего учителя, необходимой для анализа причин ошибок учащихся в целях развития их предметного понятийного мышления в процессе решения учебных задач».
- Исследование в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00110-22-04 от 30.05.2022 «Диагностика трудностей в обучении у обучающихся начальной школы».
Гранты и конкурсы:
- 2020. Государственный контракт от 24.03.2020 г. № 03.D45.11.0001 (Минпросвещения России). «Разработка и апробация целевой модели системы профилактики и коррекции трудностей в обучении у обучающихся, имеющих соответствующие риски неблагоприятных социальных условий».
- 2019. Российский фонд фундаментальных исследований, проект № 19-013-20132. VII Всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития (чтения памяти Л.Ф. Обуховой) «Возможности и риски цифровой среды».
- 2017-2018. Проект Минобрнауки России. Создание и внедрение модели аттестации педагогических работников на основе оценки их квалификации в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога и федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
- 2016-2017. Проект Минобрнауки России. Шифр: 2016-01.01-05-015-Ф-74.006 Экспертно-аналитическое сопровождение комплексного проекта по модернизации педагогического образования в условиях развития высшего образования Российской Федерации.
- 2014-2015. Проект: 05.043.11.0010 «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и начального общего образования».
- 2014-2015. Проект Минобрнауки России. Шифр: 2014-04.03-05-043-Ф-26.057 Экспертно-аналитическое сопровождение реализации проектов по развитию программ педагогической магистратуры, педагогического бакалавриата, проектов вариативности получения педагогического образования.
- 2014-2015 гг. Государственный контракт от 23.05.2014 г. № 05.043.12.0018 «Разработка и апробация новых модулей основной профессиональной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Педагог-психолог) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и общего образования, и предполагающей углубленную профессионально-ориентированную практику студентов».
Выдающиеся личности факультета
Гуружапов В.А. (https://psyjournals.ru/authors/a946.shtml) (https://mgppu.ru/people/10/548)
(01.01.1948-22.10.2019)
Доктор психологических наук, заведующий кафедрой «Педагогическая психология» (1997-2019 гг.) факультета «Психология образования» ФГБОУ ВО МГППУ.
Лауреат премии Президента РФ в области образования, заместитель главного редактора научного журнала «Психологическая наука и образование», член редколлегии журналов «Психологическая наука и образование» и «Культурно-историческая психология». С начала основания кафедры был проводником идей развивающего обучения и исследований учебной деятельности в русле теории В.В. Давыдова. В работе со студентами делал акцент на решение вопросов обучения и развития в разных дидактических системах, на понимание психологических основ образования.
Обухова Л.Ф. (https://psyjournals.ru/authors/a1250.shtml)
(22.07.1938-20.07.2016)
Доктор психологических наук, заведующая кафедрой «Возрастная психология» факультета (1998-2016 гг.) факультета «Психология образования», ФГБОУ ВО МГППУ.
Профессор МГУ и МГППУ, член РАЕН, лауреат премии Президента РФ, член редколлегии журналов «Вестник Московского университета», «Психологическая наука и образование» и «Культурно-историческая психология», член ISCAR.
Под руководством Обуховой Л.Ф. было успешно защищено более 30-ти кандидатских диссертаций и свыше сотни дипломных работ. Людмила Филипповна – автор фундаментального учебника «Возрастная психология», ставшего уже классическим, по нему учатся многие студенты.
Смирнова Е.О. (https://psyjournals.ru/authors/a1241.shtml) (https://mgppu.ru/people/112/335)
(01.11.1947-03.02.2020)
Доктор психологических наук, профессор, работала в Московском государственном психолого-педагогическом университете со дня его основания. Создатель и до 2020 года бессменный руководитель Центра игры и игрушки. Под ее руководством была разработана концепция и методика оценки игр и игрушек и создана магистерская программа «Игра и детство». Профессор, доктор психологических наук, автор фундаментальных учебников: «Психология ребенка», «Детская психология», «Психология и педагогика игры» и многих других научных трудов. Считала своей миссией продолжение дела Богуславской З.М. по созданию музея игрушек. Являлась признанным в России и мире экспертом в области психологии игры и игрушки.
Важные организации-партнеры факультета: результаты сотрудничества с ними, какие новые возможности это сотрудничество открыло
МГППУ присвоен статус федеральной инновационной площадки в рамках проекта «Содержание и технология психолого-педагогической подготовки учителя начальных классов», который будет реализован в период с 2021 по 2025 год.
Федеральная инновационная площадка ФГБОУ ВО МГППУ (https://mgppu.ru/project/465) – инновационный образовательный проект направлен на повышение качества психолого-педагогической подготовки студентов бакалавриата, обучающихся по профилю «Психология и педагогика начального общего образования (учитель начальных классов)» в рамках УГСН «Образование и педагогические науки».
Партнерами при реализации инновационного проекта выступают:
- Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова;
- Волгоградский государственный социально-педагогический университет;
- Набережночелнинский государственный педагогический университет;
- Омский государственный педагогический университет;
- Уральский государственный педагогический университет;
- Чеченский государственный педагогический университет.
Участие вузов-партнеров в проекте создает возможность для профессионального обсуждения, апробации разрабатываемых технологий в учебном процессе, и сбора доказательной практики подготовки современного учителя начальных классов.
Проект реализуется на кафедре «Педагогическая психология имени профессора В.А.Гуружапова».
Интересная статистика
На факультете обучается более 740 студентов и аспирантов:
- бакалавриат – 387,
- магистратура – 342,
- аспирантура – 16.
Выпускниками факультета “Психология образования” стало более 5000 человек. Отзывы выпускников размещены на сайте МГППУ https://mgppu.ru/project/112
Телеграм-канал факультета https://t.me/pomgppu
Страница факультета в контакте https://vk.com/fpomgppu
Планы развития факультета в ближайшей перспективе
В 2021 г. МГППУ получил статус кандидата в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».
Факультет “Психология образования” принимает участие в реализации задач стратегического проекта “Педагогика развития”.
Цель стратегического проекта: разработка и апробация психолого-педагогических технологий на основе доказательного подхода в области развития, воспитания и обучения в системе общего, педагогического и психолого-педагогического образования.
Задачи стратегического проекта:
- Комплексная оценка развития современных детей, включая влияние цифровых технологий.
- Проектирование развивающих цифровых образовательных сред.
- Создание реестра психолого-педагогических программ с доказанной эффективностью в области профилактики, диагностики и коррекции трудностей в обучении у обучающихся в школе.
- Разработка психолого-педагогических технологий организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в совместной деятельности.
- Модернизация педагогического образования на основе совершенствования психологической и методической подготовки педагогов начального общего образования, применения цифровых и когнитивных технологий в обучении.
- Разработка новой модели многопрофильной цифровой психологической службы (с привлечением клинических, юридических, специальных и социальных психологов) и системой цифровых сервисов, модернизация психолого-педагогического образования.