Лучшие практики с доказанной эффективностью, выявленные в рамках различных конкурсов, организаций, фондов, могут претендовать на размещение на Платформе обмена практиками устойчивого развития «Смартека» Агентства стратегических инициатив после экспертизы и «упаковки» в соответствии со Стандартом доказательности социальных практик (прим. - разработан АНО "Эволюция и Филантропия", Благотворительным фондом Елены и Геннадия Тимченко, при участии Московского государственного психолого-педагогического университета). Для этого разработана и апробирована автоматизированная технология сборки и экспертизы на соответствие критериям Конкурса и Стандарта, определяющего требования к управленческим, педагогическим, образовательным, психологическим и иным практикам (программам, технологиям) в сфере детства для признания их эффективными и тиражируемыми.
В рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации «Разработка методологических оснований для формирования единого национального подхода к определению социальных (в том числе образовательных) практик с доказанной эффективностью» МГППУ организован ряд обучающих и методологических вебинаров для широкого спектра управленцев и специалистов различных фондов и организаций, проводящих собственные конкурсы.
Программа вебинаров построена следующим образом: знакомство со Стандартом и критериями признания социальной практики с доказанной эффективностью, требованиями к независимой экспертизе результатов, «упаковке» практики. Далее на вебинарах разбираются конкретные практики, уже являющиеся практиками с доказанной эффективностью в разных сферах детства для различных категорий детей.
Практики представляют ведущие специалисты, доктора и кандидаты наук, являющиеся практиками в соответствующих сферах.
Статьи для знакомства с доказательным подходом:
«Доказательный подход в социальной сфере: основные понятия и принципы, история, перспективы»
«Методологические проблемы доказательного описания психологических и социальных практик»
Практики, рассмотренные в ходе проведения вебинаров, будут опубликованы в журнале «Социальные науки и детство», целью которого является продвижение доказательного подхода в сфере детства.
Участие в вебинарах бесплатное, для участия необходима регистрация на сайте: http://conf.mgppu.ru/event/universal/449
13.10.2021 12:00 (по московскому времени)
«Доказательный подход в социальной сфере»
Основной докладчик:
- Виталий Владимирович Рубцов, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заслуженный деятель науки РФ, президент Московского государственного психолого-педагогического университета
Со-докладчики:
- Эльвира Шамильевна Гарифулина, кандидат социологических наук, руководитель программ Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко,
- Татьяна Геннадиевна Подушкина, руководитель Центра доказательного социального проектирования МГППУ
15.10.2021 12:00 (по московскому времени)
«Описание социальных практик в соответствии со Стандартом доказательности»
Основной докладчик:
- Татьяна Геннадиевна Подушкина, руководитель Центра доказательного социального проектирования МГППУ
Со-докладчик:
- Эльвира Шамильевна Гарифулина, кандидат социологических наук, руководитель программ Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко
Описание вебинаров:
Вебинары были посвящены знакомству с требованиями к описанию практик в доказательном ключе в соответствии с требованием Реестра АСИ и Стандарта доказательности.
19.10.2021 12:00 (по московскому времени)
«Кейсы практик с доказанной эффективностью: девиантное поведение»
Докладчики:
- Чиркина Римма Вячеславовна, заведующая кафедрой юридической психологии и права факультета "Юридическая психология" МГППУ
- Чернушевич Владимир Анатольевич, заведующий учебно-производственной лабораторией факультета "Юридическая психология" МГППУ
- Дворянчиков Николай Викторович, декан факультета "Юридическая психология" МГППУ
- Койкова Ксения Сергеевна, координатор программы МГППУ «Умелый класс: формирование социальных навыков как метод профилактики эмоциональных и поведенческих проблем у детей»
20.10.2021 12:00 (по московскому времени)
«Кейсы практик с доказанной эффективностью: дети в конфликте с законом»
Докладчики:
- Чиркина Римма Вячеславовна, заведующая кафедрой юридической психологии и права факультета "Юридическая психология" МГППУ
- Дворянчиков Николай Викторович , декан факультета "Юридическая психология" МГППУ
- Карнозова Людмила Михайловна, доцент кафедры юридической психологии и права МГППУ
- Путинцева Наталья Владимировна, социальный педагог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы
27.10.2021 12:00 (по московскому времени)
«Доказательный подход в социальной сфере: Образовательные практики»
Тема вебинара: «Доказательный подход в социальной сфере: Образовательные практики»
Докладчики:
- Сорокова Марина Геннадьевна, руководитель Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA, д.псх.н.,
- Драганова Оксана Александровна, директор ГБОУ «Центр развития семейных форм устройства, социализации детей, оставшихся без попечения родителей, и профилактики социального сиротства «Семья», к.псх.н.
- Зарецкий Виктор Кириллович, профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии ФГБОУ ВО МГППУ, к.псх.н.
- Егорова Марина Алексеевна, профессор кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова» факультета «Психология образования», к.пед.н.
- Леонова Олеся Игоревна, ведущий аналитик сектора, секретарь журнала "Вестник практической психологии образования" ФГБОУ ВО МГППУ, исполнительный директор Федерации психологов образования России, к.псх.н.
Описание вебинара:
В рамках вебинара были рассмотрены ресурсы, условия, возможности психолого-педагогической работы в школе, способствующей развитию обучающихся, проблемы оценки ее качества. Также были представлены примеры и рекомендации по подготовке научно-обоснованных психолого-педагогических программ.
29.10.2021 12:00 (по московскому времени)
"Кейсы практик с доказанной эффективностью по решению проблемы сиротства"
Основной докладчик:
- Эльвира Шамильевна Гарифулина, кандидат социологических наук, руководитель программ Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко
Со-докладчики:
- Алла Осипова - Межрегиональная общественная организация по содействию семьям с детьми в трудной жизненной ситуации "Аистенок" (г. Екатеринбург)
- Татьяна Степанова - Региональный православный центр защиты семьи, материнства и детства "Смоленский дом для мамы" (г. Смоленск)
- Елена Андреева - Благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» (г. Москва)
- Марина Левина - Санкт-Петербургский Общественный Благотворительный Фонд "Родительский мост" (г. Санкт-Петербург)
- Владимир Жижков - Ассоциация по разработке и реализации социальных и культурных проектов "Агентство культурно-социальной работы" (г. Новосибирск)
Описание вебинара:
На вебинаре был представлен опыт прохождения приютов/кризисных центров для женщин с детьми в Реестр доказательных практик. Участники мероприятия смогли познакомиться с теорией изменений данного типа практик, как и из чего формируется доказательная база, какие инструменты замеров результативности используются, что было полезно при описании практики в доказательном ключе и прохождении независимой верификации, почему важно использовать доказательный подход и возможность попадания в Реестр доказательных практик.
09.11.2021 12:00 (по московскому времени)
“Инклюзивные практики в высшем образовании. Опыт российских вузов”
Основной докладчик:
- Гузель Газимовна Саитгалиева, директор РУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ ФГБОУ ВО МГППУ, кандидат социологических наук, доцент
Описание вебинара:
В рамках встречи было рассмотрено положение дел в инклюзивном высшем образовании, а также существующие практики обучения студентов с инвалидностью, итоги I Всероссийского конкурса практики инклюзивного высшего образования (2021 г.)
10.11.2021 12:00 (по московскому времени)
«Кейсы практик с доказанной эффективностью: сопровождение замещающей семьи с детьми трудно устраиваемой категории»
Основной докладчик:
- Вероника Нисоновна Ослон, кандидат психологических наук, профессор кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования», руководитель магистерской программы «Опека и попечительство в отношении несовершеннолетних»
Описание вебинара:
Мероприятие было посвящено обсуждению вопросов, касающихся содержания, организации, научного обоснования технологии психолого-педагогического сопровождения замещающей семьи на разных этапах ее становления и развития, а также оценке эффективности программ сопровождения.
12.11.2021 12:00 (по московскому времени)
«Кейсы практик с доказанной эффективностью: инклюзия в образовании»
Основной докладчик:
- Елена Валентиновна Самсонова, руководитель Научно-методического центра института проблем инклюзивного образования МГППУ, кандидат психологических наук, доцент
Со-докладчики:
- Хотылева Татьяна Юрьевна, директор ГБОУ Школа №1540, кандидат педагогических наук.
- Ефремова Наталья Михайловна, педагог-психолог ГБОУ Школа №1540
Описание вебинара:
В рамках встречи была представлена одна из основополагающих для инклюзивного образования практик - вовлечение обучающихся в образовательный процесс: Технология построения индивидуального образовательного маршрута для обучающихся начальной школы в инклюзивной образовательной среде. Был представлен алгоритм включения всех участников образовательного процесса, в том числе ребенка, в разработку собственного индивидуального образовательного маршрута.
Материалы, которые обсуждались на вебинаре, представлены в следующих публикациях:
- Алехина С.В., Мельник Ю.В., Самсонова Е.В., Шеманов А.Ю. К вопросу оценки инклюзивного процесса в образовательной организации: пилотажное исследование [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 4. С. 121–132
- Технологии разработки индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации / авт. колл. ; рук. авт. колл. Е.В. Самсонова. – М. : МГППУ
16.11.2021 12:00 (по московскому времени)
«Кейсы практик с доказанной эффективностью: дети и молодые взрослые с ОВЗ»
Основной докладчик:
- Артур Валерьевич Хаустов, кандидат педагогических наук, директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ, главный редактор научно-практического журнала «Аутизм и нарушения развития»
Со-докладчики:
- Елизавета Юрьевна Давыдова, кандидат биологических наук, доцент кафедры дифференциальной психологии и психофизиологии факультета "Клиническая и специальная психология", ведущий научный сотрудник Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ
- Евгения Владимировна Хилькевич, кандидат политических наук, руководитель направления социокультурной интеграции Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ
- Галина Васильевна Дон, методист Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ
- Светлана Анатольевна Тюшкевич, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ
Описание вебинара:
В рамках встречи был обсужден вопрос о возможностях оценки эффективности комплексных практик помощи детям с РАС. Также представлены две практики: программа организации внеурочной деятельности обучающихся с РАС «Идем в музей!» и технология индивидуализации АООП дошкольного образования детей с РАС «Скорошкольник»
18.11.2021 12:00 (по московскому времени)
«Кейсы практик с доказанной эффективностью: школа для одаренных детей»
Основной докладчик:
- В.С. Юркевич, профессор кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования», кандидат психологических наук
Со-докладчик:
- Н.Б. Шумакова, доктор психологических наук, профессор кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования».
19.11.2021 12:00 (по московскому времени)
«Кейсы практик с доказанной эффективностью: дети-мигранты»
Докладчик:
- Олег Евгеньевич Хухлаев, заведующий кафедрой этнопсихологии и проблем поликультурного образования, кандидат психологических наук, профессор, член редакционной коллегии журнала «Социальная психология и общество», руководитель магистерской программы «Практическая этнопсихология для образования»
Описание вебинара:
На мероприятии были представлены примеры практик с доказанной эффективностью, цель которых - адаптация детей-мигрантов в образовательной среде. В ходе вебинара докладчик подробнее остановился на трех типах практик:
Первый тип практик связан с повышением академической успешности инокультурных учащихся, который был представлен анализом практики когнитивного развития детей-мигрантов посредством методики «Инструментальное обогащение» Р. Фейерштейна (Израиль). Второй тип – «поведенчески» ориентированные практики, докладчик рассмотрел через описание школьной программы драма-терапии для учеников-мигрантов (Канада). На примере практики «Живая библиотека» (Дания-Россия) продемонстрирован третий тип практик, ориентированных на межкультурное взаимодействие и взаимопонимание.
Хухлаев О. Е. Призентация кейсов практик с доказанной эффективностью: дети мигранты
Полезные материалы по теме:
- Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации об организации работы общеобразовательных организаций по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан [Электронный ресурс] / [Министерство просвещения
- Cоциально-психологическая адаптация детей из семей мигрантов. — 2-е изд., доп. и перераб. / В. В. Гриценко, Н. Е. Шустова. — М. : Форум, 2016. — 224 с.
- Технологии психологического сопровождения интеграции мигрантов в образовательной среде. Учебно-методическое пособие
23.11.2021 12:00 (по московскому времени)
«Кейсы практик с доказанной эффективностью: управленческие практики»
Основной докладчик:
- Сергей Викторович Голубев, кандидат социологических наук, генеральный директор Фонда Социальных Инвестиций
Со-докладчик:
- Алексей Артурович Газарян, консультант по социальным и благотворительным проектам, методолог Центра доказательного социального проектирования МГППУ, сооснователь АНО «Квартал Луи»
Описание вебинара:
В рамках встречи участники познакомились с понятиями “доказательный подход в управлении”, “доказательный менеджмент” и “доказательная политика”. Докладчиками был представлен обзор факторов, сдерживающих и способствующих распространению доказательных управленческих практик в социальной сфере, а также определение приоритетных мер поддержки развития доказательного подхода в управлении социальной сферой.