Вся психология в одном университете

Реестр психодиагностического инструментария для деятельности педагога-психолога

Открытый реестр психодиагностических методик, вызывающих доверие профессионального сообщества


№ п/п

Автор методики, название методики

Измеряемый конструкт

Возрастная группа

Параметры стандартизации, доказательность

Источник

Год, компьютерная версия

Статус: основная/ рекомендуемая/

Целевая группа

 1. Развитие основных психических функций

1.

Тест «Стандартные Прогрессивные матрицы Плюс Дж. Равена» (СПМ Плюс)

Тест для исследования невербального интеллекта

11– 16 лет

Статистически доказана надежность теста, подтверждена его валидность, определены популяционные нормы и уровни интеллекта.

Сорокова М.Г., Юркевич В. С. Стандартизация теста «СПМ Плюс Равена» на московской выборке // Дефектология. 2014. № 6. С. 28–37.

2014

Основная

Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)

2.

Адаптированная версия iPIPS с учетом особых потребностей детей с РАС

Раздел, направленный на измерение когнитивных навыков (письмо, словарный запас, фонематический блок, представления о чтении, представления о математике).

Первоклассники

В адаптированной версии не менялись сами задания, модификации касались только параметров предъявления материала. Показано, что использованные модификации не изменяют оцениваемый конструкт, не облегчают и не осложняют выполнение заданий, по сравнению с основной версией методики. Разработана система рекомендаций по проведению индивидуальной формы тестирования.

Переверзева Д.С., Брагинец Е. И., Тюшкевич С.А., Горбачевская Н.Л. Эффективное оценивание академической успешности у детей с расстройствами аутистического спектра //Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 1. С. 16–25. doi:10.17759/pse.2020250102

2020

Основная

Дети с ОВЗ, в том числе, дети-инвалиды

3.

Комплекс методик психолого-педагогической диагностики («Предметная классификация», «Исключение неподходящего предмета», «Кубики Кооса», «Последовательность событий», «Опосредованное запоминание по Леонтьеву», «Пиктограмма» и др.)

Методики данного комплекса позволяют оценить различные параметры когнитивной сферы: наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, способность к пространственной ориентировке, возможности устанавливать пространственно-временные и причинно-следственные связи, процессы обобщения и абстрагирования, умственной работоспособности детей и подростков

Дошкольники/ начальная школа

Сведения о валидности и надежности методики уточняются

Левченко И. Ю., Забрамная С.Д., Добровольская Т. А. и др. Психолого-педагогическая диагностика. – М., Издательский центр «Академия», 2003. 320 с.

2003

Условно рекомендуемая

Дети с ОВЗ, в том числе дети-инвалиды

4.

Групповой интеллектуальный тест (ГИТ). (адапт. М.К. Акимовой, Е.М. Борисовой, В.Т. Козловой, Г.П.Логиновой

Уровень интеллектуального развития обучающихся

10– 12 лет

Социально-психологический норматив

Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших подростков. Обнинск, изд-во «Принтер»,1993

1993

Условно рекомендуемая

Норма (нормотипичные дети и под ростки с нормативным кризисом взросления)

5.

Школьный тест умственного раз вития (ШТУР) М.К. Акимова, Е.М. Борисова, В. Т. Козлова, Г.П. Логинова и др.

Уровень умственного развития школьников

13– 16 лет

Социально-психологический норматив

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Б92 Словарь справочник по психодиагностике – СПб.: Питер, 2002, 528 с.

1990

Условно рекомендуемая

Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)

6.

АСТУР (для Абитуриентов и Старшеклассников Тест Умственного Развития) К. М. Гуревич, М. К. Акимова и др.

Уровень умственного развития старшеклассников

16–17 лет

Социально-психологический норматив

К.М.Гуревич. Тест умственного развития для абитуриентов и старшеклассников (АСТУР). Руководство по работе с тестом. Москва, 1995.

1995

Условно рекомендуемая

Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)

2. Метапредметные компетенции и универсальные учебные действия

1.

А.З. Зак. Методика «Перестановки»

Методика, построенная на материале пространственно-комбинаторных задач вне учебного содержания, включает задания для определения сформированности метапредметных компетенций, связанных с осуществлением познавательной рефлексии, построением способа решения проблем поискового характера, планированием достижения требуемого результата

Выпускники начальной школы

Статистически доказана надежность шкал методики и ее дифференциальная валидность по социодемографическим факторам «категория обучающихся» и «пол»

Зак А.З., Сорокова М.Г. Диагностика сформированности метапредметных компетенций у пятиклассников [Электронный ресурс] //Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 2. С. 11–21. doi:10.17759/psyedu.2019110202

2019, есть компьютерная версия

Основная

Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)

2.

А.З. Зак. Методика «Рассуждения»

Оценка сформированности на материале решения сюжетно-логических задач когнитивных метапредметных компетенций, связанных с логическим действием построения рассуждений и с построением способа решения проблем поискового характера, и регулятивных метапредметных компетенций, связанных с осуществлением познавательной рефлексии способа решения и с планированием ребенком своих действий

Выпуск ники начальной школы

Доказана надежность методики «Рассуждения» и ее дифференциальная валидность как способность выявлять различия по социально-демографическому фактору «категория обучающихся»

Зак А.З., Сорокова М.Г. Оценка сформированности познавательных и регулятивных метапредметных компетенций выпускников начальной школы (при решении сюжетно-логических задач) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2017. Том 9. № 1. С. 1–14. doi:10.17759/psyedu.2017090101

2017

Основ ная

Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)

3.

Опросник Г.А. Цукерман «Всегда –иногда – никогда»

Оценка метапредметных компетенций – способности классифицировать и приводить доказательство – на материале русского языка и математики

Выпуск ники начальной школы

Статистически доказана надежность шкал опросника и влияние факторов «пол» и «категория обучающихся» на показатели по итоговым шкалам и отдельным пунктам. Определены репрезентативные нормы для итоговых шкал

Сорокова М.Г. Апробация опросника Г.А. Цукерман «Всегда – иногда – никогда» для диагностики метапредметных навыков обучающихся пятых классов // Культурно-историческая психология. 2013. Том 9. № 2. С. 73–80.

2013

Основная

Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)

4.

Т.А.Фотекова, Т.В. Ахутина. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов.

Универсальные учебные действия

Начальная школа

Сведения о валидности и надежности методики уточняются

Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. М.: АР КТИ. 2002. 136 с.

2002

Условно рекомендуемая

Дети с ОВЗ, в том числе дети-инвалиды

5.

Т.В, Ахутина, О. Б.Иншакова. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников.

Универсальные учебные действия

Начальная школа

Сведения о валидности и надежности методики уточняются

Ахутина Т. В.Иншакова О. Б. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников (комплект из 2 книг) Секачев,2008

2008

Условно рекомендуемая

Дети с ОВЗ, в том числе дети-инвалиды

6.

С.Ф. Горбов, О. В. Савельева, Н.Л. Табачникова «Задания из математики». Адаптация для компьютерной реализации О.В. Савельевой

Метапредметные результаты: освоение способов решения проблем поискового характера; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей; выделение закономерностей. Методика построена на учебном материале

Начальная школа

Сведения о валидности и надежности методики уточняются

Улановская И. М. Компьютерный пакет методик оценки метапредметных результатов начальной школы [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 2. С. 306–319. doi:10.17759/psyedu.2014060226

2014, есть компьютерная версия

Условно рекомендуемая

Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)

7.

Г.А. Цукерман, О.Л. Обухова Методика «Календарь». Адаптация для компьютерной реализации О.Л. Обуховой

Методика оценки метапредметного результата «Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров»

Начальная школа

Сведения о валидности и надежности методики уточняются

Улановская И. М. Компьютерный пакет методик оценки метапредметных результатов начальной школы [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 2. С. 306–319. doi:10.17759/psyedu.2014060226

2014, есть компьютерная версия

Условно рекомендуемая

Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)

8.

Г.А. Цукерман, С.Ф. Горбов, О.В.Савельева и Н.Л. Табачникова «Детские задачи», Адаптация для компьютерной реализации О. Л.Обуховой

Методика оценки рефлексивной составляющей умения учиться

Начальная школа

Сведения о валидности и надежности методики уточняются

Улановская И. М. Компьютерный пакет методик оценки метапредметных результатов начальной школы [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 2. С. 306–319. doi:10.17759/psyedu.2014060226

2014, есть компьютерная версия

Условно рекомендуемая

Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)

9.

Е.В. Чудинова «Подсказки». Адаптация для компьютерной реализации О. В. Савельевой

Методика оценки умения пользоваться подсказкой как исходного уровня поисковой составляющей умения учиться

Начальная школа

Сведения о валидности и надежности методики уточняются

Улановская И. М. Компьютерный пакет методик оценки метапредметных результатов начальной школы [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014.Том 6. № 2. С. 306–319. doi:10.17759/psyedu.2014060226

2014, есть компьютерная версия

Условно рекомендуемая

Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)

10.

З.Н. Новлянская «Составление текста». Адаптация для компьютерной реализации И.М. Улановской

Методика позволяет оценить метапредметные результаты: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

Начальная школа

Сведения о валидности и надежности методики уточняются

Улановская И. М. Компьютерный пакет методик оценки мета предметных результатов начальной школы [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 2. С.306–319. doi:10.17759/psyedu.2014060226

2014, есть компьютерная версия

Условно рекомендуемая

Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)

11.

Шкалы оценки социальных и эмоциональный навыков в начальной школе (Орел Е.А., Куликова А.А., Канонир Т.Н.)

Навык достижения цели, работы с другими, контроль эмоций

Учащиеся начальной (2-4 класс)

Проведено два валидизационных исследования, на выборке учащихся третьих классов школ Москвы и Татарстана. В рамках первого исследования была проверена конструктная валидность и надежность инструмента. Для анализа факторной структуры были использованы конфирматорный и эксплораторный факторный анализ, а также методы современной теории тестирования, которые подтвердили заложенную факторную структуру. В рамках второго исследования была доказана критериальная валидность инструмента: он продемонстрировал ожидаемый уровень и направление связи с результатами тестирования по чтению и математике. Представленный опросник может использоваться для массовой мониторинговой оценки социально-эмоционального развития в начальной школе.

Орел Е. А., Куликова А. А. Анализ психометрических характеристик инструмента оценки социально-эмоциональных навыков в начальной школе // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 3. С. 8-17.
 

2018

 Основная

 Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)

12.

Шкалы оценки социальных и эмоциональный навыков в основной школе (Орел Е.А., Куликова А.А., Канонир Т.Н.)

Навык достижения цели, работы с другими, контроль эмоций

Учащиеся основной школы (5-9 класс)

Доказана конструктная валидность, надежность, проверены статистики различного функционирования заданий (DIF), в зависимости от возраста и пола респондентов. Результаты свидетельствуют о соответствии данного метода психометрическим требованиям к диагностическим методикам, а следовательно, предлагаемый инструмент может быть использован для оценки уровня развития социально-эмоциональных навыков подростков.
Исследование качества инструментов проводилось на нерепрезентативной выборке одного из центральных мегаполисов РФ.

Орел Е. А., Куликова А. А. Разработка и апробация инструмента оценивания социально-эмоционального развития в основной школе // Экспериментальная психология. 2021. Т. 14. № 3. С. 10-28.

2021

 Основная

Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)

13.

Тест «4К: измерение критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации»

Навык коммуникации, кооперации, критического и креативного мышления.

Младшая школа (4 кл), основная школа (5-8 классы)

Апробирован в российских школах. В рамках проекта «4К современного мира. Формиро­вание компетенций XXI века и оценка индивидуального прогресса в их развитии» тест прошли свыше десяти тысяч учащихся из разных регионов страны. По результатам исследований собраны доказательства качества инструмента измерения «4К» с применением психометрических методов. Это позволяет подтвердить высокое качество и достоверность результатов, что повышает доверие к инструменту со стороны заказчиков и пользователей.

Методологические исследования для достижения валидного автоматизированного оценивания:  1. Угланова И. Л., Гельвер Е. С., Тарасов С. В.Грачева Д. А.Вырва Е. Е. Оценивание креативности на основе анализа изображений с помощью нейронных сетей // Искусственный интеллект и принятие решений. 2021. № 1. С. 86-97;  2. Uglanova I. Model Criticism of Bayesian Networks in Educational Assessment: A Systematic Review // Practical Assessment, Research and Evaluation. 2021. Vol. 26. Article 22.  Разработаны и валидизированы задания сценарного типа для измерения универсальных навыков: 3. Угланова И. Л., Брун И. В., Васин Г. М. Методология Evidence-Centered Design для измерения комплексных психологических конструктов // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 3. С. 18-27;  4. Угланова И. Л., Орел Е. А., Брун И. В. Измерение креативности и критического мышления в начальной школе // Психологический журнал. 2020. Т. 41. № 6. С. 96-10;  5. Угланова И. Л., Погожина И. Н. Что может предложить новая методология оценки мышления школьников современному образованию // Вопросы образования. 2021. № 4. С. 8-34.    6. Угланова И. Л., Гельвер Е. С., Тарасов С. В., Грачева Д. А., Вырва Е. Е., 2021; Угланова И. Л., Погожина И. Н., 2021;  7. Uglanova I., Orel E.Gracheva D.Tarasova K. Computer-based performance approach for critical thinking assessment in children // British Journal of Educational Psychology. 2023. Vol. 93. No. 2. P. 531-544.

2018

 Основная

Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)

14.

 Линейка инструментов оценки читательской грамотности для 2, 3, 4, 5 классов «Прогресс»

Читательская грамотность, читательские умения

8-12 лет

Конструктная валидность (высокая надежность, хорошие психометрические характеристики); экспертная валидность; критериальная валидность

1. Бакай Е. А., Юсупова Э. М., Антипкина И. В. Читают или делают вид? Анализ поведения учащихся начальных классов при выполнении заданий теста читательской грамотности // Вопросы образования. 2023. № 1. С. 8-28.   2. Соболева О. Б., Антипкина И. В., Иванова А. Е. Верификация правил скоринга в тесте смыслового чтения // В кн.: Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании Т. 2. Красноярск: Библиотечно-издательский комплекс Сибирского федерального университета, 2020. Гл. 42. С. 232-235

2023

 Основная

Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)

15.

Линейка инструментов оценки математической грамотности для 3, 4, 5 классов «Прогресс»

Математическая грамотность 

8-11 лет

Получены свидетельства конструктной валидности (высокая надежность, хорошие психометрические характеристики заданий и тестов в целом, стабильности внутренней структуры теста, справедливости функционирования в отношении групп учащихся). Проведены исследования на выборках нескольких регионов России: Красноярский край, Новосибирская область, Нижегородская область.

1. Федерякин Д. А., Ларина Г. С., Карданова Е. Ю. Измерение базовой математической грамотности в начальной школе // Вопросы образования. 2021. № 2. С. 199-226.  2. Юсупова Э. М., Капуза А. В., Карданова Е. Ю. Связаны ли академические достижения учащихся с ожиданиями их учителей. Результаты экспериментального исследования // Вопросы образования. 2022. № 1. С. 189-217.

2018-2023 Компьютерная версия

 Основная

Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)

16.

Инструмент оценивания ранних навыков чтения «Старт»

Читательские умения

6-7 лет

Конструктная валидность (высокая надежность, хорошие психометрические характеристики); экспертная валидность; критериальная валидность

1. Иванова А. Е., Карданова-Бирюкова К. С. Создание русскоязычной версии международного инструмента оценивания ранних навыков чтения // Вопросы образования. 2019. № 4. С. 93-115.  2. Иванова А. Е., Карданова Е. Ю. Изучение возможности проведения межстранового сравнительного исследования навыка чтения у учащихся на входе в школу // Вопросы образования. 2020. № 4. С. 8-36.  3. Карданова Е. Ю., Иванова А. Е., Сергоманов П. А., Канонир Т., Антипкина И. В., Кайкы Д. Н. Обобщенные типы развития первоклассников на входе в школу. По материалам исследования iPIPS // Вопросы образования. 2018. № 1. С. 8-37.

2023

 Основная

Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)

17.

Инструмент оценивания ранних навыков математики «Старт»

Базовые навыки по математике

6-8 лет

Получены свидетельства конструктной валидности (высокая надежность, хорошие психометрические характеристики заданий и тестов в целом, стабильности внутренней структуры теста, справедливости функционирования в отношении групп учащихся). Проведены исследования на выборках нескольких регионов России: Красноярский край, Республика Татарстан, Москва

1. Карданова Е. Ю., Иванова А. Е., Сергоманов П. А., Канонир Т., Антипкина И. В., Кайкы Д. Н. Обобщенные типы развития первоклассников на входе в школу. По материалам исследования iPIPS // Вопросы образования. 2018. № 1. С. 8-37.  2. Kuzmina Y., Ivanova A., Kaiky D. The effect of phonological ability on math is modulated by socioeconomic status in elementary school / Издательский дом НИУ ВШЭ. Series WP BRP "PSYCHOLOGY". 2018.  3. Kuzmina Y., Ivanova A., Kaiky D. The effect of phonological processing on mathematics performance in elementary school varies for boys and girls: Fixed‐effects longitudinal analysis // British educational research journal. 2019. Vol. 45. No. 3. P. 640-661

2014-2022, Комп.версия

Основная

Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления) В рамках сотрудничества с Аутизм ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ показана возможность для использования при работе с детьми с расстройством аутичного спектра.

3. Социальное развитие и морально-ценностная сфера

1.

Методика «Сказочный семантический дифференциал»

Интегральный анализ отношения ребенка к персонажам позволяет определить специфику его морально- ценностной сферы. Количественные показатели характеризуют отношение ребенка к себе и другим, размерность категориального пространства межличностного восприятия, содержание и иерархию этих категорий, уровень самооценки и меры социализации. Для индивидуальной работы психолога

Дети 4– 10 лет

Выявлены половозрастные различия когнитивной сложности межличностного восприятия и социализации. В каждой половозрастной группе для каждого показателя вычислены границы, определяющие его «нормальную» выраженность. Рассматриваются примеры индивидуальных семантических пространств.

Петренко В.Ф., Митина О.В. Методика «Сказочный семантический дифференциал»: диагностические возможности // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 6. С. 41–54. doi:10.17759/pse.2018230604

2018

Основ ная

Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)

2.

Шинина Т.В., Митина О.В., Опросник «Готовность подростков к самостоятельной жизни»

Оценка готовности подростков к самостоятельной жизни и развития их жизненных навыков в зависимости от среды воспитания

Подростки

Опросник основан на адаптации методики Ansell Casey Life Skills Assessment (ACLSA) Youth 4 – Version 4.0 [32]. Продемонстрирована надежность разработанного опросника, а также его конструктная и конвергентная валидность.

Шинина Т.В., Митина О.В. Разработка и апробация опросника «Готовность подростков к самостоятельной жизни»: оценка и развитие жизненных навыков// Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 1. С. 50–68. doi:10.17759/pse.2019240104

2019

Основная

Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)

3.

Поливанова Н. И., Ривина И. В., Улановская И. М. «Методика конфликт»

Диагностическая методика оценки успешности групповой работы обучающихся в условиях задаваемого извне социокогнитивного конфликта

Начальная школа

Установлены дифференцирующие возможности данной методики на материале экспериментальных результатов различных школ Москвы.

Поливанова Н. И., Ривина И.В., Улановская И.М. Выявление умения обучающихся начальной школы действовать совместно в условиях социокогнитивного конфликта [Электронный ресурс] // Психолого- педагогические исследования. 2013. № 4. URL: http://psyedu. Polivanova_Rivina_ Ulanovskaya.phtml (дата обращения: 16.11.2020)

2013

Условно рекомендуемая

Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)

4.

Орел Е.А., Куликова А.А. Опросник Социально-эмоциональных навыков.

Опросник оценки социально-эмоциональных навыков в начальной школе. Содержит три шкалы: Достижение целей, Работа с другими и Управление эмоциями.

Начальная школа

Разработан на основе модели Большой пятерки. Проведено два валидизационных исследования. Проверена конструктная валидность и надежность инструмента. Для анализа факторной структуры был использован конфирматорный и эксплораторный факторный анализ, а также методы современной теории тестирования, которые подтвердили заложенную факторную структуру. Доказана критериальная валидность инструмента.

Орел Е.А., Куликова А.А. Анализ психометрических характеристик инструмента оценки социально-эмоциональных навыков в начальной школе [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. № 3. С. 8–17. doi:10.17759/jmfp.2018070301

2018

Основная

Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)

5.

Моросанова В.И. «Стиль саморегуляции поведения (детский) (ССПМД)»

Оценка регуляторно-личностных особенностей детей. Оцениваются следующие регуляторные процессы и свойства: планирование, моделирование, программирование, оценивание результата и личностные свойства – гибкость, самостоятельность, ответственность и общий уровень как сумма по всем шкалам.

Начальная школа

Сведения о валидности и надежности методики уточняются

1. Моросанова В.И., Бондаренко И. Н. Диагностика саморегуляции человека. М.: Когито- Центр, 2015. 304 с. 2. Моросанова В.И., Бондаренко И. Н., Фомина Т. Г. Осознанная саморегуляция и личностно-мотивационные особенности младших подростков с различной динамикой психологического благополучия // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 4. С. 5–21. doi:10.17759/pse.2019240401

2015, 2019

Условно рекомендуемая

Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)

6.

Методика диагностики субъективной оценки межличностных отношений ребенка (СОМОР) Н. Я. Семаго

Исследование субъективной оценки межличностных отношений

от 2,5 до 12 лет

Сведения о валидности и надежности методики уточняются

Семаго Н.Я. Диагностический Комплект психолога. Методика СОМОР. Москва, АП – КиППРО, 2007. – 8 с.

1999

Условно рекомендуемая

Все категории

7.

Тест аксиологической направленности школьников А.В. Капцов

Диагностика ценностной сферы

5– 11 класс

Сведения о валидности и надежности методики уточняются

Капцов А.В. Аксиологическая направленность личности: Руководство по применению теста. Методическое пособие. Изд.3е, доп. – Самара: ООО «ИПК «Содружество», 2007. – 44 с.

2007

Условно рекомендуемая

Все категории

8.

«Подростки о родителях» (модификация «ADOR» Шафера)

Изучение установок, поведения и методов воспитания детей родителями так, как видят их дети в подростковом возрасте

Подростки

Сведения о валидности и надежности методики уточняются

Вассерман Л.И., Горькавая И.А., Ромици на Е.Е. Тест подростки o родителях. – М. – СПб.: Фолиум, 1995.

1995

Условно рекомендуемая

Все категории

9.

Диагностика семейной адаптации и сплоченности (тест Д. Олсона, адапт. М. Перре)

Оценивает уровень семейной сплоченности и уровень семейной адаптации

с 12 лет

Сведения о валидности и надежности методики уточняются

Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учебное пособие для врачей и психологов. СПб., 2003.

2008

Условно рекомендуемая

Все категории

10.

Инструмент оценивания социально-эмоционального развития

Социально-эмоциональное развитие

5-9 классники

Эксплораторный факторный анализ, Анализ надежности (Альфа-Кронбаха)

Куликова А.А., Орел Е.А. Разработка и апробация инструмента оценивания социально-эмоционального развития в основной школе // Экспериментальная психология 2021. № 3. С. 202–216

2021

Основная

Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)

11.

Богачева Т.И. Психодиагностическая методика измерения социабельности как личностной характеристики

Социабельность

Старшие подростки, молодежь (14-25 лет)

Согласованность методики Альфа-Кронбаха, коэффициент конкордации Кендалла, Повторное измерение для ретестовой надежности

Богачева Т.И. Исследование социабельности как личностной характеристики: построение опросника и его валидизация // Экспериментальная психология 2021. № 4. С. 76–89

2021

Основная

Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)

12.

Опросник Субъективного благополучия в школе (Канонир Т.Н., Куликова А.А., Орел Е.А.)

Субъективное благополучие в школе: удовлетворенность различ­ными аспектами школьной жизни, аффект (переживания) по отношению к школе, сотрудничество с одноклассниками, враждебность и субъективное физическое благополучие.

Учащиеся 3-5 классов

Доказано психометрическое качество методики с помощью методологии IRT (современная теория тестирования). Проанализированы надежность и размерность шкал, согласие данных с моделями, трудность утверждений, проведен анализ сопоставимости результатов тестирования (DIF). В части исследования конструктной валидности было доказано, что результаты могут быть интерпретированы как отдельно по шкалам, так и по общему фактору субъективного благополучия в школе. Опросник обладает хорошими психометрическими характеристиками и может быть использован для проведения сравнительных исследований в 3-х – 5-х классах. Версия для учащихся старших классов в настоящий момент находится в разработке.

Т.Н. Канонир, И.Л. Угланова, А.А. Куликова Мониторинг субъективного благополучия в школе: оценка в рамках современной теории тестирования // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2022. № 4. С. 247-272.
 
 Kanonire T., Federiakin D., Uglanova I. Multicomponent framework for students' subjective well-being in elementary school // School Psychology. 2020. Vol. 35. No. 5. P. 321-331.

2020

 Основная

Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)

4. Эмоционально-волевая сфера

1.

Шкала безнадежности (Hopelessness Scale, Beck et al. 1974)

Переживание безнадежности

Подростковый возраст и старше

Имеются данные о внутренней согласованности, представлены нормативные значения

Горбатков А.А. Шкала надежды и безнадежности для подростков: некоторые аспекты валидности // Психологическая наука и образование. 2002. Том7. № 3. С.89–103.

2002

Условно рекомендуемая

Дети с отклонениями в поведении; Подростки с ненормативными кризисами взросления

2.

Дифференциальный опросник переживания одиночества (ДОПО-3к), Осин Е.Н., Леонтьев Д.А.

Переживание одиночества

Подростковый возраст и старше

Надежность шкал ДОПО-3к (альфа Кронбаха) – 0.81 для показателя общего переживания одиночества, 0.80 для показателя зависимости от общения и0.88 для позитивного одиночества

Осин Е. Н., Леонтьев Д. А. (2013). Дифференциальный опросник переживания одиночества: структура и свойства. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 10 (1), 55–81.

2012

Основная

Дети с отклонениями в поведении; Подростки с ненормативными кризисами взросления

3.

WHO5 Well Being Index (1998) Индекс хорошего самочувствия

Текущее психическое благополучие на основе самооценки

Для детей от 9 лет и старше

Клиническая и психометрическая достоверность подтверждены в ряде исследований согласно данным, представленным на официальном электронном ресурсе опросника (https://www.psykiatri regionh.dk/who5/Pages/ default.aspx)

ВОЗ. Индекс общего (хорошего) самочувствия/ВОЗ (вариант 1999 г.) [Электронный ресурс]. URL: https:// www.psykiatriregionh. dk/who5/Documents/ WHO5_Russian.pdf (дата обращения: 15.11.2020).

1998

Основная

Дети с отклонениями в поведении; Подростки с ненормативными кризисами взросления

4.

Многомерная шкала перфекционизма Фроста (Frost, 1990), Ясная В.А., Ениколопов С.Н.

Перфекционизм

Подростковый возраст и старше

Осуществлена апробация на российской выборке, получена четырехфакторная структура (в оригинале – 6факторов). Приведены нормативные данные для некоторых категорий респондентов.

Ясная В.А., Ениколопов С.Н. Апробация шкал измерения перфекционизма на российской выборке. Психологическая диагностика, 2009, № 1,101–120.

2009

Основная условно рекомендуемая (при использовании для лиц младше 18 лет)

Дети с отклонениями в поведении; Подростки с ненормативными кризисами взросления

5.

Моросанова В.И., Бондаренко И.Н., Фомина Т.Г. Русскоязычная версия опросника «Шкала проявлений психологического благополучия подростков (ППБП)» (на основе Шкалы измерений проявлений психологического благополучия (Massé et al.,1998).

Позволяет оценить психологическое благополучие по следующим шести шкалам: «Управление собственной личностью и событиями», «Общительность», «Счастье», «Вовлеченность в социальное взаимодействие», «Самооценка», «Душевное равновесие», а также интегральный уровень психологического благополучия.

Начальная школа, подростковый возраст

Результаты исследования на выборке российских младших подростков (N = 295) свидетельствуют о хороших психометрических свойствах опросника. Подтвердилась его шестифакторная структура. Оценена надежность шкал, конструктная и критериальная валидность. Представлен анализ взаимосвязей показателей ППБП, осознанной саморегуляции и личностных свойств.

1. Моросанова В.И., Бондаренко И. Н., Фомина Т. Г. Создание русскоязычной версии опросника проявлений психологического благополучия (ППБП) для обучающихся подросткового возраста // Вопросы психологии. 2018. № 4. С. 103—109. 2. Моросанова В.И., Бондаренко И. Н., Фомина Т. Г. Осознан ная саморегуляция и личностно-мотивационные особенности младших подростков с различной динамикой психологического благополучия // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 4. С. 5–21. doi:10.17759/pse.2019240401

2018, 2019

Основная

Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)

6.

MSCEIT–YRV (Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test–Youth Research Version) Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо

Эмоциональный интеллект

Подростковый возраст

Конфирматорный факторный анализ, Согласованность шкал Альфа-Кронбаха, Корреляционный анализ.

Сергиенко Е.А., Хлевная Е.А., Киселева Т.С. Тест эмоционального интеллекта подростков (MSCEIT–YRV): русскоязычная адаптация // Современная зарубежная психология 2021. № 4. С. 73–84

2021

Основная

Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)

7.

Шкала Р. Шварцера «Проактивные аттитюды»

Проактивные Аттитюды

Подростковый возраст и старше

Факторный анализ, Внутренняя согласованность Альфа-Кронбаха, корреляционный анализ, повторные замеры

Бехтер А.А. Первичная адаптация и валидизация шкалы Р. Шварцера «Проактивные аттитюды» на неклинической выборке: проверка внутренней согласованности и тест-ретестовой надежности // Экспериментальная психология 2022. № 2. С. 213–226

2022

Основная

Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)

8.

Тест школьной тревожности Филлипса

Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой

7–14 лет

На основании теоретического анализа и эксплораторного факторного анализа были выделены шкалы, конфирматорный факторный анализ показал удовлетворительное соответствие эмпирических данных структуре опросника. Подтверждена внутренняя надежность всех шкал, Шкалы коррелируют между собой на среднем уровне, направления связей соответствуют ожидаемым. Внешняя валидность подтверждена корреляциями соответствующих шкал со шкалами методики КИСС (косвенное измерение системы самооценок). Рассчитаны станайны.

1. Райгородский Д.Я. (редактор-составитель). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001.672 с.  2. Егоренко Т.А. Лобанова А.В. Чумаченко Д.В.  Результаты стандартизации теста "Школьной тревожности" Филлипса [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2023. Том 20. № 3.

2001, 2023 (9-14 лет)

Основная (3-8 классы, 9-14 лет) Условно рекомендуемая (7 – 8 лет)

Все категории

9.

Проективная методика для диагностики школьной тревожности, А.М. Прихожан (на основании методики Amen Е.W.,Renison N.)

Для диагностики школьной тревожности

6–9 лет

Сведения о валидности и надежности методики уточняются

Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Москва-Воронеж, 2000.

2000

Условно рекомендуемая

Все категории

10.

Шкала явной тревожности для детей (CMAS) (адаптация А.М. Прихожан)

Изучение тревожности как относительно устойчивого образования

7–12 лет

Сведения о валидности и надежности методики уточняются

Прихожан А.М. Детский вариант шкалы явной тревожности (CMAS) / Иностранная психология, 1995, № 8, С. 6467.

1994

Условно рекомендуемая

Все категории

11.

«Иерархия жизненных ценностей» Г.В. Резапкиной

Определение иерархиии жизненных ценностей, исследование ценностной сферы подростков.

10-18 лет

Результаты показали достаточно хорошую внутреннюю согласованность всех шкал методики (α Кронбаха = 0,75-0,84), при этом эксплораторный и конфирматорный факторные анализы подтверждают 8-факторную структуру опросника. Внешняя валидность подтверждается взаимосвязями со смысложизненными ориентациями, мотивацией и эмоциональным отношением к учению. Половозрастные различия невелики. Девочки ценят творчество и славу более, чем мальчики. С возрастом у подростков усиливается ценность карьеры и материальной обеспеченности, а ценность служения падает.

Борисенко Е.В., Радчикова Н.П., Хайрова З.Р. Стандартизация методики «Иерархия жизненных ценностей» Г.В. Резапкиной для подростков 10-18 лет // Социальная психология и общество. 2023. Том 14. № 3.

2023

Основная

Все категории

12.

Опросник «Сильные стороны и трудности» (ССТ) Р. Гудмана

Скрининг психосоциальных и эмоциональных проблем у подростков

Подростки 10-17 лет

Все пять предполагаемых шкал ССТ (Просоциальное поведение, Гиперактивности, Эмоциональных симптомов, Проблем с поведением и Проблем со сверстниками) показали приемлемую надежность после удаления 2-х вопросов: альфа Кронбаха для полихорической матрицы равна 0.75, 0.74, 0.83, 0.74 и 0.83 соответственно. Конфирматорный факторный анализ подтверждает пятифакторную структуру опросника. Выявлено, что значения по всем шкалам ССТ, кроме шкалы просоциального поведения, уменьшаются с возрастом как для девочек, так и для мальчиков. У девочек-подростков любого возраста больше выражена шкала эмоциональных симптомов. Валидность ССТ подтверждается корреляциями шкал методики с показателями методик FPI и ШУИДЖИ

1. Семенова Н.Б., Раменская Т.П., Долгушина Е.Е., Мартынова Т. Ф. Диагностика эмоционального со стояния обучающихся в общеобразовательных учреждениях Республики Саха (Якутия) / Методические рекомендации. – Красноярск, 2013. 40 с.  2. Слободская Е.Р. Психическое здоровье детей и подростков: распространенность отклонений и факторы риска и защиты // Вопросы психического здоровья детей и подростков: научно- практический журнал психиатрии, психологии, психотерапии и смежных дисциплин. 2008. № 2 (8). С. 8–21.  3. Ульянина О.А., Сорокова М.Г., Радчикова Н.П., Федонкина А.А., Хайрова З.Р. Модификация опросника «Сильный стороны и трудности» (ССТ) Р. Гудмана для подростков // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2023 (в печати)

2008, 2013, 2023 (подростки)

Основная (подростки 10 – 17 лет)  

Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)

5. Коммуникативная сфера

1.

Опросник «Климат в классе», Н.Б.  Шумакова, Е.И. Щебланова, М.Г. Сорокова

Субъективная оценка учащимся значимых академических, социальных и эмоциональных взаимодействий между одноклассниками и между учащимися и учителями. Позволяет определить как индивидуальный профиль восприятия учеником климата в классе, так и характерную для класса доминанту в восприятии психологической атмосферы в классе.  Включает параметры, значимые для развития личности школьников, их одаренности и продуктивности.

учащиеся 5-х - 10-х классов

Структура опросника: шкалы «Поддерживающий учитель», «Сотрудничество с одноклассниками», «Организация работы в классе», «Соперничество с одноклассниками», «Давление школьной среды», «Вовлеченность одноклассников в учебу». Статистически доказана конструктная валидность опросника. Конфирматорный факторный анализ показал удовлетворительное соответствие эмпирических данных структуре опросника. Статистически подтверждена внутренняя надежность с помощью коэффициента Альфа Кронбаха. Доказана конвергентная и дифференциальная валидность. Рассчитаны станайны.

Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И., Сорокова М.Г. «Климат в классе» — стандартизация русскоязычной версии модифицированного опросника «Школьный климат» // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2023. Т. 20. № 2. С. 231–256. DOI: 10.17323/1813-8918-2023-2-231-256

2023

Основная

Все категории

2.

О.Е. Грибова. Технология организации логопедического обследования.

Коммуникативная сфера /речевая деятельность (отдельные компоненты языковой системы)

Начальная школа

Сведения о валидности и надежности методики уточняются

Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. – М.: Аркти, 2018. 80 с.

2018

Условно рекомендуемая

Дети с ОВЗ, в том числе дети-инвалиды

3.

А.В. Хаустов. Оценка коммуникативных навыков у детей с аутистическими нарушениями.

Коммуникативная сфера

Дошкольники/начальная школа

Сведения о валидности и надежности методики уточняются

Хаустов А. В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра. – М.: МГППУ. 2010. 87 с.

2010

Условно рекомендуемая

Дети с ОВЗ, в том числе дети-инвалиды

6. Поведенческая сфера

1.

Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Дорохов Е.А. Опросник отношения к технологиям у подростков и родителей

Отношения к технологиям

Подростковый возраст и старше

Корреляционный анализ, Эксплораторный факторный анализ, Конфирматорный факторный анализ

Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Дорохов Е.А. Психодиагностика технофобии и технофилии: разработка и апробация опросника отношения к технологиям для подростков и родителей // Социальная психология и общество 2021. № 4. С. 170–188

2021

Основная

Норма (подростки с нормативным кризисом взросления) и их родители

2.

Логвинова М.И. «Диагностика признаков молодежной субкультуры в малых социальных группах»

Субкультуры

Подростковый возраст и старше

Ретестовая надежность, Внутренняя согласованность Альфа-Кронбаха, Проверка конструктной валидности с помощью опросников «Диагностика социально-психологической адаптации» (К. Роджерс, Р. Даймонд) и «Карта-схема психолого-педагогической характеристики группы» (Л.И. Уманский, А.С. Чернышев и др.)

Логвинова М.И. Разработка и апробация методики «Диагностика признаков молодежной субкультуры в малых социальных группах» // Экспериментальная психология 2022. № 4. С. 216–230

2022

Основная

Норма (подростки с нормативным кризисом взросления)

3.

Опросник склонности к агрессии Басса-Перри «BPAQ», С.Н. Ениколопов, Н.П. Цибульский

Склонность к физической агрессии, враждебности и гневу

Подростковый возраст и старше

Устойчивость факторной структуры подтверждена на разных выборках испытуемых; произведена оценка конструктной валидности, ретестовой надежности и внутренней согласованности факторов. 

Ениколопов С.Н., Цибульский Н.П. Психометрический анализ русскоязычной версии Опросника диагностики агрессии А. Басса и М. Пери // Психологический журнал. 2007. № 1. С. 115–124.

2002– 2004

Основная. Экспериментальная (при использовании для лиц младше 18 лет)

Дети с отклонениями в поведении; Подростки с ненормативными кризисами взросления

4.

Русскоязычная версия опросника Ольвеуса «Роли жертвы и агрессора в ситуации школьного буллинга» (Breivik K., Olweus D.)

Буллинг

Подростковый возраст и старше

Конфирматорный факторный анализ, Согласованность шкал Альфа-Кронбаха

Бушина Е.В., Муминова А.М. Адаптация русскоязычной версии опросника Ольвеуса «Роли жертвы и агрессора в ситуации школьного буллинга» // Социальная психология и общество 2021. № 2. С. 197–216

2021

Основная

Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)

5.

Опросник «Поведенческие особенности антисоциальной креативности» (Русскоязычная версия опросника The Malevolent Creativity Behavior Scale, разработанного под руководством М. Ранко (с разрешения авторов оригинальной версии)

Антисоциальная креативность  

Подростки от 14 лет и взрослые

Устойчивость - факторной структуры опросника - подтверждена на разных выборках испытуемых, проведена оценка конструктной валидности и ретестовой надежности. Анализируются различия с оригинальной версией опросника. Выборка стандартизации: осужденные за корыстные, агрессивно-корыстные и агрессивно-насильственные преступления; сотрудники силовых ведомств, футбольные болельщики; обучающиеся образовательных учреждений разного профиля г..Москвы

Мешкова Н.В., Ениколопов С.Н., Митина О.В., Мешков И. А. Адаптация опросника «Поведенческие особенности антисоциальной креативности» // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 6. С. 25–40. doi:10.17759/ pse.2018230603

2018

Основная

1. Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления). 2 Подростки с ненормативными кризисами взросления. 3 Несовершеннолетние обучающиеся, признанные подозреваемыми, обвиняемы ми или подсудимыми по уголовному делу. 4.             Дети с отклонениями в поведении

6.

Опросник поведенческих характеристик младших школьников

Проявления СДВГ

Начальная школа

Проведены валидизационные исследования на выборке учащихся первых классов. Получены свидетельства конструктной валидности (на основе содержания, внутренней структуры теста, надежности, связей со схожими конструктами/тестами) инструмента. Представленный опросник может использоваться для массовой оценки. Предлагается к заполнению учителями. Не является основой для постановки диагноза.

1. Иванова А.Е. Валидизация опросника поведенческих характеристик младших школьников // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 3. С. 86-95.   2. Yulia Kuzmina, Alina Ivanova, Ilya Denisov. Academic Achievement of First Graders with Inattentiveness and Hyperactivity in Classes with Various Academic Compositions // Elementary School Journal. 2023. Vol. 123. No. 4. P. 538-562.

2018

Основная

Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления),  Дети с отклонениями в поведении

 7. Профессиональная направленность, мотивация, характерологические особенности

1.

Опросник «Тенденции в принятии решений» (русскоязычная Версия опросника The Decision Making Tendencies Inventory, авторы оригинальной версии Р. Мисурака с соавт.)

Измерение разных тенденций в принятии решений в разных жизненных областях. Содержание опросника основывается на трех тенденциях в принятии решений: максимизации, минимизации и сатисфизации, каждая из которых применялась в трех областях — при принятии профессиональных/учебных решений, в потребительском поведении (выбор товаров/услуг) и в обобщенном контексте.

Подростки и взрослые (15–35 лет)

Конфирматорный факторный анализ подтвердил теоретическую трехфакторную структуру опросника. Описаны связи шкал максимизации, минимизации и сатисфизации (стремления к удовлетворенности) с личностными шкалами принятия решений, возрастом и уровнем образования/сложностью обучения.

Разваляева А.Ю. Апробация опросника «Тенденции в принятии решений» на русскоязычной выборке // Консультативная психология и психо терапия. 2018. Том 26. № 3. С. 146– 163. doi:10.17759/cpp.2018260308

2018

Основная

Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)

2.

Т.О. Гордеева, О.А. Сычев, Е.Н. Осин «Шкалы академической мотивации школьников (ШАМШ)»

Методика включает 8 шкал: 3 шкалы внутренней мотивации (познания, достижения и саморазвития), 4 шкалы внешней мотивации (мотивация самоуважения, интроецированная мотивация, мотивация уважения родителей, экстернальная мотивация) и шкалу амотивации

Школьники и учащиеся колледжей

С помощью конфирматорного факторного анализа подтверждается структура опросника из 8 шкал, характеризующих три типа внутренней учебной мотивации, четыре характерных типа внешней учебной мотивации и амотивацию. Все шкалы опросника обладают приемлемой надежностью и демонстрируют ожидаемые связи с показателями успешности учебной деятельности, настойчивости в учебе и психологического благополучия. С учетом выявленных гендерных различий мотивации представлены нормативные данные для юношей и девушек.

1. Гордеева Т. О., Сычев О. А., Гижицкий В.В., Гавриченкова Т. К. Шкалы внутренней и внешней академической мотивации школьников // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 2. С. 65–74. doi:10.17759/pse.2017220206

2017, 2019

Основная

Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)

3.

Андреева А.Д., Прихожан А.М. «Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы»

Методика позволяет оценить следующие показатели, связанные с мотивационно-эмоциональным отношением к школе: «Познавательная активность», «Мотивация достижения», «Мотивация избегания неудач», «Тревога», «Гнев» и общий уровень отношения к учению.

              Подростки

Нет достаточных сведений о валидности и надежности методики. Коэффициенты надежности Альфа Кронбаха шкал методики для шкалы «Мотивация достижения» и для шкалы «Гнев».

1. Андреева А. Д., Прихожан А.М. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы // Психологическая диагностика. 2009. № 4. С. 6470.  2. Моросанова В.И., Бондаренко И. Н., Фомина Т. Г. Осознанная саморегуляция и личностно-мотивационные особенности младших подростков с различной динамикой психологического благополучия // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 4. С. 5–21. doi:10.17759/ pse.2019240401

2009, 2019

Экспериментальная

Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления) 

4.

Зарецкий Ю.В., Зарецкий В. К., Кулагина И. Ю. Опросник «Субъектная позиция»

Методика исследования субъектной позиции обучающихся. Под субъектной позицией учащегося понимается активное осознанное отношение учащегося к учебной деятельности.

Младшие школь ники, подростки, старшие школьники

Факторным анализом выявлено три шкалы, характеризующие раз личные типы отношения к учебной деятельности: субъектная позиция, объектная позиция, негативная позиция. Дополнительный анализ позволил выявить еще один тип – пассивную позицию обучающихся. Обнаружено, что выраженность субъектной позиции снижается от младшего школьного возраста к старшему, а выраженность негативной позиции возрастает.

Зарецкий Ю. В., Зарецкий В. К., Кулагина И. Ю. Методика исследования субъектной позиции обучающихся разных возрастов // Психологическая наука и образование. 2014. Том 19. № 1. С. 99–110.

2014

Условно рекомендуемая

Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления); подростки с девиантным поведением

5.

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра

Уровень развития вербального и невербального интеллекта

13–60 лет

Сведения о валидности и надежности методики уточняются

Ясюкова Л.А. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST). Методическое руководство. СПб., ГП «Иматон», 2002

2002

Условно рекомендуемая

Все категории

6.

Активизирующий опросник «Перекресток» Н.С. Пряжников

Формирование у консультируемого подростка интереса (мотивации) к рассмотрению своих проблем, вооружение его доступным и понятным средством для планирования, корректировки и реализации своих профессиональных перспектив

9– 11 кл.

Сведения о валидности и надежности методики уточняются

Пряжников Н.С. Активизирующий опрос ник «Перекресток» // Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8–11 классы). – Москва: Вако, 2005.

2005

Условно рекомендуемая

Все категории

7.

Опросник профессиональны предпочтений Дж. Холланда (Голланда)

Исследование профессиональных интересов и предпочтений человека

9–11 кл.

Сведения о валидности и надежности методики уточняются

Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. М., 2005

2005

Условно рекомендуемая

Все категории

8.

Малых C.Б., Тихомирова Т.Н., Васин Г. М. Русскоязычная версия опросника «Большая пятерка –детский вариант» («BigFive Questionnaire – Сhildren Version: BFQC»).

Опросник предназначен для измерения личностных черт у детей младшего и среднего школьного возраста. Оценивает основные черты личности: «Нейротизм», «Экстраверсия», «Открытость опыту», «Дружелюбность» и «Добросовестность».

Младший и средний школьный возраст

Подтверждена пяти факторная структура опросника. Выявлена удовлетворительная внутренняя согласованность шкал опросника. По результатам психометрического анализа делается вывод о возможности применения в исследовательских целях адаптированной русскоязычной версии опросника на выборках детей младшего и среднего школьного возраста.    

Малых C.Б., Тихомирова Т. Н., Васин Г. М. Адаптация русскоязычной версии опросника «Большая пятерка – детский вариант» // Теоретическая и экспериментальная психология. 2015. Т. 8. № 4.С. 6–12.

2015

Основная

Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)

9.

Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла

Диагностика особенностей личности человека

С 8 лет

Сведения о валидности и надежности методики уточняются

Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. – СПб.: Речь,2001.

2001

Условно рекомендуемая

Все категории

10.

Гуткина Н.И. Методика исследования мотивационной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Исследование мотивационной и ценностной сферы

6–10 лет

Сведения о валидности и надежности методики уточняются

Гуткина Н.И. Методика исследования мотивационной сферы детей старшего до школьного и младшего школьного возраста // Психологическая наука и образование. 2006. Том 11. № 3. С. 17–25.

2006

Условно рекомендуемая

Все категории

11.

Тест диагностики мотивации достижения у детей (МД-решетка Шмальта) (Афанасьева Н. В.)

Оценка выраженности мотивации достижения ребенка в различных сферах деятельности

9–11 лет

Сведения о валидности и надежности методики уточняются

Афанасьева, Н.В. Тест мотивации достижения детей 9–11 лет. МД-решетка Шмальта: практическое руководство / Н. В. Афанасьева. – [2е изд., испр.]. – Москва: Когито-Центр, 2008. – 37, [1] с.

2008

Условно рекомендуемая

Все категории

12.

Метод мотивационной индукции Ж. Нюттена

Изучение структуры мотивационно-смысловой сферы школьников, временную перспективу будущего

с 10 лет

Сведения о валидности и надежности методики уточняются

Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего /Под ред. Д. А. Леонтьева. – М.: Смысл,2004. 608 с.

2004

Условно рекомендуемая

Все категории

8. Диагностика профессиональных и личностных проблем взрослых участников образовательного процесса

1.

Опросник «Семейные эмоциональные коммуникации (СЭК)» Авторы: А.Б. Холмогорова, С.В. Воликова

Опросник выявляет дисфункции в родительских семьях взрослых пациентов и позволяет определить мишени как семейной, так и индивидуальной терапии, которая, как правило, связана с проработкой семейного контекста пациента

От 18 лет до 55 лет

Эксплораторный факторный анализ выделил в опроснике семь шкал. Для определения надежности опросника проведены конфирматорный анализ, проверка тест ретестовой надежности, подсчитан коэффициент альфа Кронбаха, проверка внутренней согласованности и конструктной валидности опросника. Опросник СЭК не зависит от пола, возраста и уровня образования испытуемых. Подтверждена дискриминантная валидность.

Холмогорова А. Б., Воликова С.В., Сорокова М.Г. Стандартизация опросника «Семейные эмоциональные коммуникации» // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Том 24. № 4. С. 97– 125. doi:10.17759/cpp.2016240405

2016

Основная

Родители (законные представители) обучающихся

2.

Опросник перфекционизма. Авторы: Гаранян Н.Г., Холмогорова А. Б., Юдеева Т.Ю.

Диагностика перфекционизма (чрезмерного стремления к совершенству) как дисфункциональной личностной черты

От 18 до 55 лет

Представлены результаты конфирматорного факторного анализа опросника перфекционизма. Установлена трехфакторная структура новой версии методики. Установлены статистически значимые положительные связи 1го и 3го факторов опросника с показателями симптомов психических расстройств. Для 2го фактора такие связи не зафиксированы. Доказана дифференциальная валидность для 1-го и 3-го факторов; для 2-го фактора такие различия не установлены.

Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Юдеева Т.Ю. Факторная структура и психометрические показатели опросника перфекционизма: разработка трехфакторной версии // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Том 26. № 3. С. 8–32. doi:10.17759/cpp.2018260302

2018

Основная

Родители (законные представители) обучающихся, педагоги

3.

Опросник проблемного использования социальных сетей (русскоязычная версия)

Методика позволяет изучать различные аспекты проблемного использования социальных сетей, к которым относят предпочтение онлайн общения в качестве ведущего, использование социальных сетей в качестве способа регуляции эмоций, постоянные размышления о социальных сетях, а также компульсивное посещение социальных сетей и негативные последствия частого обращения к социальным сетям.

20– 35 лет

Установлена хорошая внутренняя согласованность. Установлена пятифакторная структура опросника, его удовлетворительная надежность и валидность. Анализ значимости различий по когнитивным стратегиям регуляции эмоций, позитивному и негативному аффекту, личностной тревожности в выделенных группах подтверждает внешнюю валидность методики.

Сирота Н.А., Московченко Д. В., Ялтонский В.М., Ялтонская А.В. Разработка русскоязычной версии опросника проблемного использования социальных сетей // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Том 26. № 3. С. 33–55. doi:10.17759/cpp.2018260303

2018

Основная

Родители (законные представители) обучающихся, педагоги

4.

Русскоязычная версии опросника «Шкала взаимной адаптации в паре» – DAS (Dyadic Adjustment Scale) Г. Спаниера.

Оценка качества отношений в браке

Взрослые

Валидизация опросника проводилась на двух выборках, включающих супружеские пары и лиц, состоящих в браке. Эксплораторный факторный анализ установил трехфакторную структуру методики, подтвержденную методом конфирматорного факторного анализа. Выделенные шкалы и инструмент в целом обладают высокими показателями надежности: внутренней согласованностью и расщепленной надежностью. Установлена приемлемая конструктная и внешняя валидность методики.

Полякова Ю.М., Сорокова М.Г., Гаранян Н.Г. Факторная структура и надежность шкалы взаимной адаптации в паре (DAS) в российской выборке // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Том 26. № 3. С. 105– 126. doi:10.17759/cpp.2018260306

2018

Основная

Родители (законные представители) обучающихся, педагоги

5.

Александрова О.В., Дерманова И.Б. Методика «Семантический дифференциал жизненной ситуации» (СДЖС)

Методика ориентирована на изучение когнитивных и эмоциональных компонентов субъективного восприятия человеком своей жизненной ситуации.

Взрослые (18– 56 лет)

Методика разработана в русле психосемантического подхода. В качестве основных смысловых осей восприятия были выделены факторы: владение ситуацией, эмоциональное переживание ситуации, позитивные ожидания, обыденность и повседневность, разрешимость, личностная включенность и вера в преодолимость ситуации, энергетический заряд, уровень понимания. Выборка апробации: взрослые, находящиеся в условно нормальной (N=105) и трудной жизненной ситуации (N=35). Установлены значимые различия в их перцептивно-когнитивной картине жизненной ситуации, подтверждена критериальная валидность методики, обнаружена степень влияния на восприятие ситуации некоторых ее объективных характеристик.

Александрова О.В., Дерманова И.Б. Семантический дифференциал жизненной ситуации // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Том 26. № 3. С. 127– 145. doi:10.17759/cpp.2018260307

2018

Основная

Родители (законные представители) обучающихся, Педагоги

6.

Русскоязычная версия опросника «Здоровый образ жизни» (Health Promoting Lifestyle Profile, HPLPII, Авторы оригинального опросника Walker, et al., 1987, 1996)

Исследуется 3 конструкта наблюдаемого поведения (ответственность за здоровье, физическая активность и питание), и 3 конструкта (духовный рост, межличностные отношения и управление стрессом), относящиеся к когнитивным и эмоциональным компонентам благополучия (психосоциального благополучия)

17– 65 лет

Надежность HPLP II оценивалась путем подсчета коэффициента Кронбаха и показала высокую внутреннюю согласованность, как всего опросника, так и в половозрастных группах. Для проверки конвергентной валидности были использованы шкалы из анкеты здорового образа жизни, личностный опросник «Большая пятерка» (Big5), шкала психологического благополучия Рифф, опросник качества жизни SF36, опросник ТОБОЛ. Полученные корреляции подтверждают конвергентную валидность опросника. Анализ показал удовлетворительные психометрические свойства HPLP II.

Петраш М.Д., Стрижицкая О.Ю., Муртазина И.Р. Валидизация опросника «Профиль здорового образа жизни» на российской выборке // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Том 26. № 3. С. 164– 190. doi:10.17759/cpp.2018260309

2018

Основная

Родители (законные представители) обучающихся, педагоги

7.

Татарко А.Н., Лебедева Н. М. Сокращенная версия методики «Социальные аксиомы» М. Бонда и К. Леунга

Измерение социальных аксиом как «... генерализованных верований о себе, социальной и физической среде, духовном мире, высказанных в форме утверждений об отношениях между реально существующими фактами или идеями» [М. Бонд и К. Леунг, 22].

Взрослые

При обработке данных использовались конфирматорный факторный анализ и корреляционный анализ; надежность -согласованность оценивалась при по мощи коэффициента α Кронбаха. Авторам удалось разработать сокращенную версию методики, которая обладает высокой надежностью-согласованностью, подтверждает пятифакторную структуру модели социальных аксиом. Результаты сокращенной версии имеют высокую корреляцию с результатами, полученными с использованием полной версии данной методики, что подтверждает ее валидность. Опросник можно использовать в прикладной работе, например, в сфере организационной диагностики или профотбора

1. Татарко А.Н., Лебедева Н. М. Разработка и апробация сокращенной версии методики «Социальные аксиомы» М. Бонда и К. Леунга // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 1. С. 96– 110. doi:10.17759/chp.2020160110

2. Лебедева Н. М. Этнопсихология. Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2014.

2014, 2020

Основная

Родители (законные представители) обучающихся, педагоги

8.

Лепшокова З.Х., Татарко А.Н. Адаптированная и модифицированная методика аккультурационных ожиданий Джона Берри.

Измерение аккультурационных ожиданий. Д. Берри выделяет 4 аккультурационных ожидания: «интеграция» (ранее – «мультикультурализм»), «ассимиляция» (ранее – «плавильный котел»), «сегрегация», «исключение».

Взрослые

Авторы внесли модификации в методику, увеличив в два раза количество вопросов по дополнительным сферам повседневной жизни, измеряющих каждое из четырех аккультурационных ожиданий, что позволило значительно увеличить ее надежность–согласованность. С опорой на данные социально-психологического опроса, проведенного на выборке коренного русского населения Москвы (общий объем выборки 198 респондентов, из них 59 мужчин и 139 женщин, средний возраст респондентов 24 года), была продемонстрирована надежность адаптируемой методики, а также ее конструктная и конвергентная валидность.

1. Лепшокова З.Х., Татарко А.Н. Адаптация и модификация методики аккультурационных ожиданий Джона Берри // Социальная психология и общество. 2017. Том 8. № 3. С. 125– 146. doi:10.17759/sps.2017080310

2. Лебедева Н. М. Этнопсихология. Учеб ник и практикум.М.: Юрайт, 2014.

2014, 2020

Основная

Родители (законные представители) обучающихся, педагоги

9.

Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер (Методика АСВ)

Изучение влияния родителей в воспитании ребенка или подростка и поиска ошибок в родительском воспитании

Взрослые

Сведения о валидности и надежности методики уточняются

Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. – М., 1996. С. 6–19.

1996

Условно рекомендуемая

Родители (законные представители) обучающихся

10.

Тест «Семейная социограмма» Э.Г. Эйдемиллер

Выявление положения субъекта в системе межличностных отношений, определение характера коммуникаций в семье

Взрослые

Сведения о валидности и надежности методики уточняются

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 4е изд. – СПб.: Питер, 2008. 672 с.

2008

Условно рекомендуемая

Родители (законные представители) обучающихся

11.

Личностный дифференциал

Изучение определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений

Взрослые

Сведения о валидности и надежности методики уточняются

Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В. М. Бехтерева) / Фетискин Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.,2002. C. 20–21.

2002

Условно рекомендуемая

Родители (законные представители) обучающихся, педагоги

12.

Определение индекса групповой сплоченности (Сишора)

Определение групповой сплоченности

Взрослые

Сведения о валидности и надежности методики уточняются

Определение индекса групповой сплоченности Сишора / Фетискин Н.П., Козлов В. В.Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C. 179–180.

2002

Условно рекомендуемая

Родители (законные представители) обучающихся, педагоги

13.

Опросник родительского отношения (А. Я.Варга, В.В. Столин)

Диагностика родительского отношения у матерей, отцов, опекунов, обращающихся за психологической по мощью по вопросам воспитания детей и общения с ними

Взрослые

Сведения о валидности и надежности методики уточняются

Варга А. Я. Тест опросник родительского отношения / Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы // под ред. А. Я. Варги, В.В. Столина. М.: МГУ,1988. 128 с.

1988

Условно рекомендуемая

Родители (законные представители) обучающихся

14.

Гордеева Т.О., Сычев О.А. Методика «Ситуации в школе»

Стиль взаимодействия учителя с учениками

Взрослые

Конфирматорный факторный анализ, корреляционный анализ

Гордеева Т.О., Сычев О.А. Диагностика мотивирующего и демотивирующего стилей учителей: методика «Ситуации в школе» // Психологическая наука и образование 2021. № 1. С. 51–65

2021

Основная

Педагоги

15.

Денисенкова Н.С., Тарунтаев П.И., Федоров В.В. Опросник родительского посредничества детской медиа-активности

Родительские стратегии посредничества детской медиа-активности

Взрослые

Статистически доказана структурная и конвергентная валидность методики. Проверена тест-ретестовая надёжность и внутренняя согласованность шкал методики. Подсчитаны статистические нормы.

Денисенкова Н.С., Тарунтаев П.И., Федоров В.В. Адаптация опросника родительского посредничества детской медиаактивности Г. Нимрод, Д. Лемиш, Н. Элиас на российской выборке родителей старших дошкольников // Психолого-педагогические исследования. 2023. (в печати)

2023

Основная

Родители старших дошкольников 5-7 лет

16.

Чистопольская К.А., Колачев Н.И., Ениколопов С.Н., Николаев Е.Л., Дровосеков С.Э. Опросник М. Линехан «Причины для жизни»

Чувство авторства собственной жизни, или субъектность

Взрослые

Конфирматорный факторный анализ и одна из широко используемых IRT-моделей — Partial Credit Model. Проверка на внутреннюю согласованность (Альфа-Кронбаха)

Чистопольская К.А., Колачев Н.И., Ениколопов С.Н., Николаев Е.Л., Дровосеков С.Э. Суицидальность и чувство авторства собственной жизни: опросник М. Линехан «Причины для жизни» // Психологическая наука и образование 2022. № 3. С. 65–88

2022

Основная

Родители (законные представители) обучающихся, педагоги

17.

Самойлик Н. А., Методика «Дифференциальная шкала актуальных ценностей»

Ценности

Взрослые

Дисперсионный, эксплораторный, корреляционный и факторный анализ

Самойлик Н.А. Стандартизация методики «Дифференциальная шкала актуальных ценностей» //Экспериментальная психология 2022. № 1. С. 187–203

2022

Основная

Родители (законные представители) обучающихся, педагоги

18.

Стратклайдский опросник (SI-22)

Развитие личности, выгорание

Взрослые

Внутренняя согласованность Альфа-Кронбаха, Факторный анализ, Корреляционный анализ, Проверка конструктной валидности с помощью опросника «Опросник ЛК(в)» Е.Г. Ксенофонтовой

Жигулина М.А., Ладнева Н.И. Адаптация Стратклайдского опросника (SI-22) на российской выборке // Экспериментальная психология 2021. № 2. С. 209–223

2021

Основная

Родители (законные представители) обучающихся, педагоги

19.

Опросник благополучия PERMA-Profiler (Дж. Батлер, М. Керн, 2016)

Благополучие

Взрослые

Проверка конструктной валидности с помощью опросников «Шкала психологического благополучия» К. Рифф, «Самочувствие, активность, настроение», Шкала субъективного ощущения одиночества Д. Расселла, Л. Пепло, М. Фергюсона, Шкала удовлетворенности жизнью Э. Динера, Внутренняя согласованность Альфа-Кронбаха, Альфа-Гуттмана, Конфирматорный факторный анализ, Ретестовая надежность

Исаева О.М., Акимова А.Ю., Волкова Е.Н. Опросник благополучия PERMA-Profiler: апробация русскоязычной версии // Социальная психология и общество 2022. № 3. С. 116–133

2022

Основная

Родители (законные представители) обучающихся, педагоги

20.

Сергиенко Е.А., Виленская Г.А., Ветрова И.И., Опросник «Контроль поведения»

Регуляция поведения

Взрослые

Проверка на внутреннюю согласованность (Альфа-Кронбаха), Конфирматорный факторный анализ, проверка нормальности распределения шкал

Сергиенко Е.А., Виленская Г.А., Ветрова И.И. Новый метод оценки психической регуляции — опросник «Контроль поведения» // Экспериментальная психология 2023. № 1. С. 182–200

2023

Основная

Родители (законные представители) обучающихся, педагоги

21.

Методика «Выявление представлений о доверии в организации» (Разработка)

Доверие

Взрослые

Эксплораторный факторный анализ, Внутренняя согласованность Альфа-Кронбаха, Метод Манна-Уитни для проверки валидности по полу

Базаров Т.Ю., Кариева Н.Т. Методика выявления представлений о доверии в организации // Социальная психология и общество 2022. № 3. С. 134–162

2022

Основная

Педагоги

22.

Шкала организационного цинизма (the Organizational Cynicism scale) в адаптации Д. Беллини, Т. Рамачи и М. Бонаиуто

Организационный цинизм

Взрослые

Эксплораторный факторный анализ, Конфирматорный факторный анализы, Анализ надежности Альфа-Кронбаха, Корреляционный анализ

Павлова М.В., Дзюбенко М.М., Нартова-Бочавер С.К. Шкала организационного цинизма: адаптация русскоязычной версии // Социальная психология и общество 2022. № 3. С. 184–200

2022

Основная

Педагоги

23.

Проективная методика «Пространство дерева и света» К. Адамс

Семейная коммуникация

Взрослые

Проверка конструктной валидности с помощью методик опросник «Семейные эмоциональные коммуникации» А.Б. Холмогоровой, С.В. Воликовой, М.Г. Сороковой; опросник «Опыт близких отношений» К.А. Чистопольской и соавторов

Одинцова М.А., Лубовский Д.В., Гусарова Е.С., Иванова П.А. Проективная методика «Пространство дерева и света» как навигатор по детскому опыту отношений в родительской семье у взрослых // Консультативная психология и психотерапия 2022 №3 С. 68-91

2022

Основная

Родители (законные представители) обучающихся

24.

Методики диагностики совладающего поведения COPE (Основная и специальная для пандемии COVID-19)

Модели поведения

Взрослые

Согласованность шкал Альфа-Кронбаха, Корреляционный анализ, t-критерий Стьюдента для сравнения основной шкалы со специальной

Рассказова Е.И. Возможности диспозиционной и ситуативной оценки копинг-стратегий (на примере применения общей и специфичной для пандемии версий методики COPE) // Экспериментальная психология 2022. № 1. С. 204–219

2022

Основная

Родители (законные представители) обучающихся, Педагоги

25.

Сокращенная версия русскоязычной методики оценки копинг-стратегий (СОРЕ-30)

Совладание как когнитивные, эмоциональные и поведенческие усилия, направленные на предотвращение угроз и снижение стресса

18-76 лет

Психометрические показатели говорят о хорошей внутренней согласованности шкал СОРЕ-30. Результаты конфирматорного факторного анализа подтверждают соответствие 15-факторной модели СОРЕ-30 полученным данным на разных выборках и при разных инструкциях. Три фактора второго порядка коррелируют со всеми характеристиками трудной жизненной ситуации (ТЖС), самоактивацией и жизнестойкостью. Женщины чаще используют копинг-стратегии «Концентрация на эмоциях и их активное выражение», «Обращение к религии» и «Использование эмоциональной социальной поддержки», а мужчины — «Юмор», даже при контроле уровня трудности ситуации.

Одинцова М.А., Радчикова Н.П., Александрова Л.А. СОРЕ-30: психометрические свойства краткой версии русскоязычной методики оценки копинг-стратегий // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2022. № 4. С. 247–275. doi: 10.11621/ vsp.2022.04.11

2022

Основная

Родители, работники сферы образования, старшеклассники

26.

Методика самоактивации личности

Самоактивация как личностный ресурс, базирующегося на: 1) самостоятельности при решении жизненно важных задач (автономия, независимость, свобода выбора, самоорганизация и т.п.); 2) психологической активности (жажда деятельности, инициативность, стремление к достижению целей, интерес к жизни и т.п.); 3) физической активации как стремлении к сохранению оптимального функционального и эмоционального состояний

От 18 лет и старше

Достаточно высокая внутренняя согласованность методики на четырех выборках и ретестовая надежность для выборок условно здоровых и лиц с инвалидностью говорят о релевантности методики.

1. Одинцова М.А., Радчикова Н.П. Разработка методики самоактивации личности // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 58. С. 12. (http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n58/1558-odintsova58.html)

2. Одинцова М.А., Радчикова Н.П., Александрова Л.А. Адаптация методики самоактива­ции личности для лиц с инвалидностью и без инвалидности разного возраста // Моде­лирование и анализ данных. 2022. Том 12. № 3. C. 25–39. DOI: https://doi.org/10.17759/ mda.2022120302

2022

Основная

Родители, работники сферы образования, старшеклассники, условно здоровые и люди с инвалидностью

27.

Опросник «Родительское рефлексивное функционирование» (ОРРФ)

Рефлексивное функционирование (Reflective Functioning) как способность человека распознавать и интерпретировать собственное психическое состояние, психическое состояние других людей для понимания смысла поведения

Взрослые, родители

Эксплораторный факторный анализ подтвердил трехфакторную структуру ОРРФ. Конфирматорный факторный анализ показал хорошее соответствие данным: SRMR=0.068; CMIN/df=1.70; GFI=0.90; IFI=0.92; CFI=0.92; RMSEA=0.056. Внутренняя согласованность шкал опросника довольно высока: стандартизированная альфа Кронбаха = 0.68, 0.78 и 0.81 для шкал Предрефлексия (Pre-Mentalizing Modes), Интерес и любопытство (Interest and Curiosity in Mental States) и Уверенность (Certainty about Mental States) соответственно. Корреляции между шкалами ОРРФ и эмоциональным отношением к ребенку, родительским отношением и родительской тревожностью подтверждают внешнюю валидность ОРРФ.

Камская О.А., Одинцова М.А., Радчикова Н.П., Гурова Е.В. Опросник «Родительское рефлексивное функционирование»: адаптация на русскоязычной выборке. [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2023. Том 12. № 3.

2023

Основная

Родители



Описание открытого реестра психодиагностических методик, вызывающих доверие профессионального сообщества с описанием минимально необходимых условий и требований их использования и реализации в дошкольном, общем и среднем профессиональном образовании


Контакты

Адрес: г. Москва, ул. Зорге, д.18, корп.3.

График работы: пн.-пт., 10:00-18:00