Вся психология в одном университете

Реестр практик

Введение

Расстройства аутистического спектра – это клинически разнородная группа расстройств психологического развития, при которых общая картина и выраженность нарушений функционирования может значительно различаться. Системный характер нарушений требует комплексной диагностики и оценки развития для разработки маршрута сопровождения семьи. Недостаточная осведомленность специалистов о специфике и способах работы с РАС (в том числе с поведенческими, социально-коммуникативными нарушениями) снижает эффективность оказываемой помощи. В первую очередь, это происходит за счет недостаточно системной работы по компенсации проблем, что часто связано с отсутствием индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения, учитывающих семейную ситуацию и особые образовательные потребности каждого ребенка. Реализация пролонгированной консультативной помощи с учетом комплексного анализа показателей динамики развития позволит консолидировать усилия специалистов различного профиля и родителей в обеспечении максимально возможной адаптации ребенка.

Описание 

Практика основана на  модели сопровождения семей, воспитывающих детей с РАС. Начинается с общей характеристики модели и опыта ее применения  в целях оказания помощи семье и повышения родительских компетенций в вопросах обучения и воспитания ребенка с РАС, определения образовательного маршрута и специальных образовательных условий для ребенка. Даны рекомендации по осуществлению этапов диагностики РАС: скрининговых и стандартизированных диагностических методов. Специально обозначаются особенности диагностики интеллектуального и когнитивного развития у детей с РАС, методы оценки навыков при РАС с учетом возраста детей; составление плана для проведения диагностического обследования при реализации консультативно-диагностической модели. Рассматриваются особенности выбора образовательного маршрута и специальных условий обучения для ребенка с РАС; алгоритм разработки индивидуальной программы (плана) коррекционной работы с ребенком в соответствии с результатами диагностики; определение и применение подходов, методов и технологий сопровождения ребенка в соответствии с целями коррекционной работы; обучение родителей способам работы с ребенком для формирования навыков, включенных в индивидуальную программу (план) коррекционной работы.

Возможность использования практики в опыте работы образовательных организаций

Практика адресована специалистам организаций, оказывающих консультационную помощь семьям, воспитывающим детей с РАС, а также специалистам образовательных организаций, реализующих образовательные и коррекционные программы помощи детям с РАС.

Программа распространения практики

  1. Цикл онлайн-семинаров.
  2. Методические рекомендации и навигаторы:

Руководители практики

Сергей Николаевич Панцырь, канд.псих.наук, методист, руководитель консультативно-диагностической службы ФРЦ МГППУ;

Артур Валерьевич Хаустов, канд.пед.наук, директор ФРЦ МГППУ;

Елизавета Юрьевна Давыдова, канд.биол.наук, ведущий научный сотрудник научной лаборатории ФРЦ МГППУ;

Опыт реализации и доказательность эффективности практики

Программа реализуется с 2016 года на базе Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ в рамках консультативно-диагностической службы. 

За период с 2016 года по ноябрь 2021 года в центр обратились более 700 семей из 71 региона РФ, воспитывающих детей с РАС и с сопутствующими расстройствами развития.

В 2021 было проведено пилотное исследование в ходе которого было проанализировано 40 анкет обратной связи от родителей, прошедших консультативную программу. По результатам написана статья, в которой освещено современное состояние проблемы оказания консультативной помощи детям с РАС в РФ, описаны типичные ситуации обращения семей за помощью. Представлена трехкомпонентная структура программы консультативного психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с РАС “Кашенкин луг”, разработанной сотрудниками ФРЦ МГППУ. Показана методика и результаты оценки эффективности реализации программы. Зафиксированы изменения образовательных маршрутов, выявлена положительная динамика в формировании адаптивных навыков, а также подтверждена востребованность повторных консультаций. Дополнительно проанализированы типичные трудности, возникающие у родителей в процессе реализации полученных рекомендаций.

Статьи и публикации с описанием опыта реализации практики

  1. Манелис Н.Г., Панцырь С.Н., Хаустов А.В., Комарова О.П. «Консультативно-диагностическая работа с семьями, воспитывающими детей с РАС». Методические рекомендации / / Под общ. ред. А.В. Хаустова, Н.Г. Манелис. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. 85 с.
  2. Хаустов А.В., Богорад П.Л., Загуменная О.В., Козорез А.И., Панцырь С.Н., Никитина Ю.В., Стальмахович О.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 125с.
  3. Панцырь С.Н., Красносельская Е.Л., Данилина К.К., Давыдова Е.Ю., Хаустов А.В. Программа консультативного психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с РАС, «Кашенкин луг». Опыт оценки эффективности // Аутизм и нарушения развития. 2021. Том 19. № 4.

Контакты руководителей практики:
Хаустов Артур Валерьевич, канд.пед.наук, директор ФРЦ МГППУ, haustovav@mgppu.ru
Сергей Николаевич Панцырь, канд.псих.наук, руководитель консультативно-диагностической службы ФРЦ МГППУ, pancirsn@mgppu.ru 89264786400

Программа цикла обучающих семинаров

 Подать заявку на участие в цикле обучающих семинаров по практике

Введение

В настоящее время отмечается высокий спрос на квалифицированных специалистов, способных работать в системе дошкольного образования в группах компенсирующей направленности, в инклюзивных образовательных условиях, в системе ранней помощи, а также в организациях системы здравоохранения и социальной защиты. К учителям-дефектологам предъявляется ряд особых требований: владение технологиями коррекционно-развивающего обучения в условиях развития системы непрерывного дошкольного и начального школьного образования детей с особыми образовательными потребностями; способность к проектированию и реализации индивидуальных программ развития в вариативных условиях дошкольного образования детей с особыми образовательными потребностями. Выбор оптимальных методологических подходов и технологий в работе с различными категориями дошкольников с особыми образовательными потребностями, осуществление рациональной организации взаимодействия детей с нарушениями развития и их здоровых сверстников, обеспечат эффективность их совместной социализации и развития.

Описание 

Практика посвящена изучению основ коррекционно-педагогической работы в дошкольной образовательной организации и технологий педагогического воздействия, направленного на обучение, воспитание и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. Начинается с рассмотрения особенностей развития ребенка дошкольного возраста, имеющего ограниченные возможности здоровья, практике применения методов коррекционно-педагогического воздействия по устранению выявленных недостатков развития. Даны рекомендации по организации и содержании развивающего обучения детей с ОВЗ. 

Возможность использования практики в опыте работы образовательных организаций

Практика адресована специалистам службы психолого-педагогического сопровождения и специалистам образовательных организаций системы дошкольного образования.

Программа распространения практики

  1. Цикл онлайн-семинаров.
  2. Методические рекомендации и навигаторы:

Руководители практики

Тишина Людмила Александровна., кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой «Специальное (дефектологическое) образование» ФГБОУ ВО МГППУ.

Опыт реализации и доказательность эффективности практики

Практика была разработана и реализована по запросу для специалистов службы психолого-педагогического сопровождения, работающих в условиях удаленных северных территорий (Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым) в 2021 году. Все занятия (лекции и семинары) реализованы в формате вебинаров. 

Статьи и публикации с описанием опыта реализации практики

  1. Тишина Л.А., Данилова А.М. Проблемы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 3. С. 194-200. 

    Борякова Н.Ю. Особенности работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной среды детского досугового центра // Наука и школа. 2019. № 2. С. 183-189.

Контакты руководителей практики:

Тишина Людмила Александровна кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой "Специальное (дефектологическое) образование" ФГБОУ ВО МГППУ, tishinala@mgppu.ru +79165104573 

Программа цикла обучающих семинаров

 Подать заявку на участие в цикле обучающих семинаров по практике

Введение

Любому педагогу в практике хотя бы несколько раз встречался ребенок, про которого можно было сказать, что он «считает ворон», «ни минуты не может сидеть спокойно», «не знает элементарных правил поведения», «не слышит, что ему говорят» и тому подобное. Такие дети во время урока без конца чем-то шуршат, выкрикивают с места, отвлекаются на любой звук, качаются на стуле (и даже иногда падают со стула на пол), смеются без повода, болтают или дерутся с одноклассниками. Действительно, среди основных черт, присущих детям с СДВГ, специалисты обычно называют отвлекаемость, импульсивность, рискованное поведение, иррациональное мышление и гиперактивность. Некоторые учителя ошибочно рассматривают проблемы ребенка с СДВГ как недостаток воспитания со стороны родителей, следствие избыточного использования смартфонов, компьютера и телевизора. В частности, СДВГ – это синдром, часто приводящий к ухудшению учебного процесса и поведения по причине того, что педагоги и администрация образовательной организации могут считать такого ребенка недостаточно способным, невоспитанным, трудным и упрямым, что зачастую не соответствует действительности. Опираясь на это мнение, учитель начинает делать замечания ребенку по поводу его отрицательного поведения, не поддерживая желательное и успешное, что не приводит к улучшению поведения, а формирует негативное отношение ученика к педагогам, школе и самому себе, способствуя школьной, а затем и социальной дезадаптации.

Описание практики

В данной практике представлены рекомендации для руководителя образовательной организации, педагога, психолога, логопеда по созданию специальных образовательных условий организации образовательной среды для таких категорий обучающихся, как дети с СДВГ. Предложены советы для родителей. Рассматривается алгоритм деятельности педагога и специалистов психолого-педагогического сопровождения при выявлении проблем и планировании коррекционно-развивающей работы. Обсуждаются условия эффективности психолого-педагогического сопровождения детей с эмоционально-поведенческими нарушениями. Специально обозначаются средства достижения согласованности взаимодействия основных субъектов образовательного процесса.

Возможность использования практики в опыте работы образовательных организаций

Практика адресована учителям начальных классов, педагогам-психологам и специалистам образовательных организаций, осуществляющим коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими трудности в обучении.

Программа распространения практики

  1. Цикл онлайн-семинаров.
  2. Методические рекомендации и навигаторы:

Руководители практики

Калитько Елена Николаевна, заместитель директора, начальник Центра психологического сопровождения образовательной деятельности государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Калужский государственный институт развития образования».

Опыт реализации и доказательность эффективности практики 

Апробация данной практики включала экспертное обсуждение на протяжении трех семинаров, проведенных на базе Точки кипения Московского государственного психолого-педагогического университета в гибридном формате (очно и дистанционно) с участием более 550 экспертов системы образования и социальной сферы из 64 субъектов Российской Федерации.

По итогам апробации одобрена модель построения образовательной среды в образовательной организации с учетом индивидуальных особенностей детей разных групп для обеспечения эффективности образовательного процесса, отмечен высокий уровень практической ориентированности психодиагностического инструментария и программ психолого-педагогического сопровождения и коррекции, соответствие рекомендаций по включению родителей в образовательный процесс целям оптимизации формирования благоприятных психологических условий для целевых групп обучающихся. Участники апробации констатировали готовность Практики к внедрению в практику общеобразовательных организаций, организаций высшего и дополнительного профессионального образования, в деятельности методических служб, осуществляющих научно-методическое сопровождение педагогических работников.

Для реализации Практики важное значение имеет развитие профессиональных и межпрофессиональных компетенций педагогических работников, позволяющих создавать специальные образовательные условия организации образовательной среды в работе с детьми, имеющими повышенный риск уязвимости. Для детей с дислексией/дисграфией в школе необходим индивидуальный подход, учет их образовательных потребностей.

Статьи и публикации с описанием опыта реализации практики

Зарецкий В.К. Многовекторная модель зоны ближайшего развития как способ анализа динамики развития ребенка в учебной деятельности. Консультативная психология и психотерапия. – 2019. – Т. 27. № 2. С. 95–113.

Зарецкий В.К. Становление и сущность рефлексивно-деятельностного подхода в оказании консультативной психологической помощи. Консультативная психология и психотерапия. – 2013. – Т. 21, № 2. С. 8–37.

Контакты экспертов практики:

Леонова Олеся Игоревна, руководитель Научно-методического центра сопровождения педагогических работников на базе МГППУ, исполнительный директор общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России», тел. +7 (909) 966-55-37, leonovaoi@mgppu.ru;

Подать заявку на участие в цикле обучающих семинаров по практике

Программа цикла обучающих семинаров (уточняется, будет размещена дополнительно)

Введение

Начало школьного обучения является зоной риска в плане возникновения нарушений, связанных с определенными ограничениями или недостаточной способностью к овладению навыками письма и чтения. Предикторами таких нарушений являются нарушения устной речи у детей дошкольного возраста. 

При переходе к школьному обучению дети с нарушениями речевого развития часто встречаются с трудностями в овладении навыками чтения и письма, вследствие которых может наблюдаться хроническая неуспеваемость по учебным дисциплинам, где источником знания является письменное слово. 

Описание практики

Практика разработана с учетом психолингвистических, лингводидактических, психолого-педагогических научных исследований в области обучения начальным навыкам чтения и письма детей с особыми образовательными потребностями; коррекции нарушений письменной речи (дислексия, дисграфия, дизорфография). Начинается с рассмотрения особенностей организации коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речевого развития. Даны рекомендации по осуществлению коррекционно-педагогической работы в условиях дошкольного и школьного инклюзивного и специального образования. Специально обозначаются механизмы возникновения и проявления нарушений письменной речи; практические навыки проектирования современных программ и отбор технологий сопровождения лиц с ОВЗ.

Возможность использования практики в опыте работы образовательных организаций

Практика адресована педагогам-психологам и специалистам образовательных организаций, осуществляющим коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими трудности в обучении.

Программа распространения практики

  1. Цикл онлайн-семинаров.
  2. Методические рекомендации и навигаторы:

Руководители практики

Тишина Людмила Александровна., кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой "Специальное (дефектологическое) образование" ФГБОУ ВО МГППУ.

Опыт реализации и доказательность эффективности практики 

Апробация данной практики включала экспертное обсуждение на протяжении трех семинаров, проведенных на базе Точки кипения Московского государственного психолого-педагогического университета в гибридном формате (очно и дистанционно) с участием более 550 экспертов системы образования и социальной сферы из 64 субъектов Российской Федерации.

По итогам апробации одобрена модель построения образовательной среды в образовательной организации с учетом индивидуальных особенностей детей разных групп для обеспечения эффективности образовательного процесса, отмечен высокий уровень практической ориентированности психодиагностического инструментария и программ психолого-педагогического сопровождения и коррекции, соответствие рекомендаций по включению родителей в образовательный процесс целям оптимизации формирования благоприятных психологических условий для целевых групп обучающихся. Участники апробации констатировали готовность Практики к внедрению в практику общеобразовательных организаций, организаций высшего и дополнительного профессионального образования, в деятельности методических служб, осуществляющих научно-методическое сопровождение педагогических работников.

Для реализации Практики важное значение имеет развитие профессиональных и межпрофессиональных компетенций педагогических работников, позволяющих создавать специальные образовательные условия организации образовательной среды в работе с детьми, имеющими повышенный риск уязвимости. Для детей с дислексией/дисграфией в школе необходим индивидуальный подход, учет их образовательных потребностей.

Статьи и публикации с описанием опыта реализации практики

  1. Тишина Л.А., Данилова А.М. Проблемы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 3. с. 194-200. 
  2. Андриашина А.И., Тишина Л.А. Специфика формирования операций вербально-логического мышления у младших школьников с трудностями в обучении // Специальное образование. 2023. № 1 (69). С. 81-89.

Контакты руководителей практики:

Тишина Людмила Александровна tishinala@mgppu.ru,  +7916510457 

Подать заявку на участие в цикле обучающих семинаров по практике

Программа цикла обучающих семинаров (уточняется, будет размещена дополнительно)

Введение

Проблема насилия в отношении детей актуальна во всем мире.

В 2020 году Всемирной организацией здравоохранения был выпущен «Доклад о положении дел в мире в сфере предупреждения насилия в отношении детей», в котором констатировалось, что ежегодно каждый второй ребенок, или 1 миллиард детей сталкивается с той или иной формой насилия. Три четверти детей в возрасте от 2 до 4 лет, или 300 миллионов, регулярно подвергаются физическому наказанию и/или психологическому насилию со стороны родителей и опекунов. За последний месяц каждый третий школьник в возрасте от 11 до 15 лет становился объектом травли со стороны сверстников.

Оказание профессиональной помощи требует участия квалифицированных специалистов, а для их подготовки – профильной системы образования и повышения квалификации, специальных программ, ориентированных на выработку компетенций в области профилактики насилия над детьми, коррекции его последствий и реабилитации несовершеннолетних потерпевших. Для решения этой задачи были созданы монография и соответствующий ей учебно-методический комплекс. С одной стороны, они направлены на совершенствование работы специалистов, профессионально занимающихся проблемами предупреждения насилия и его последствий, с другой – ориентированы на адресную подготовку психологов, клинических психологов, педагогов-психологов, социальных педагогов и социальных работников.

Основой индивидуальной работы психолога и социального работника с такими детьми служит знание медицинских, психологических и социальных последствий насилия, в том числе их специфики в зависимости от характера насилия и жестокого обращения. При этом ключевое значение для оказания помощи ребенку – жертве насилия имеет своевременное распознавание конкретных признаков таких последствий, включая психическую травму, и получение информации о ситуации насилия в целом.

Описание практики

В практике представлены различные эффективные формы и методы работы с детьми и семьями по предупреждению насилия и реабилитационной помощи по отношению к ребенку. Уделено внимание методам реабилитации и профилактики насилия в интернатных учреждениях и приемных семьях. Содержание разработано с опорой на работающие модели межведомственного взаимодействия, а также лучшие практики социальной, психологической, педагогической и реабилитационной помощи детям и семьям. Рассматриваются вопросы совершенствования компетенций умения работать в команде, а также оказывать адресную помощь детям и молодым людям, пережившим насилие.

Практика включает пять базовых модулей: «Феномен насилия и жестокого обращения с несовершеннолетними», «Российское и международное законодательство в сфере насилия и жестокого обращения к детям», «Система помощи детям, пострадавшим от насилия», «Особенности работы психолога с последствиями перенесенного ребенком насилия и жестокого обращения», «Отечественные и зарубежные подходы к оказанию психологической помощи детям, пережившим насилие».

Вариативные модули предполагают персонифицированный характер обучения с учетом выявленных у слушателей профессиональных запросов. (выбор трех модулей из четырех модулей: Технологии работы с ребенком, потерпевшим от криминального насилия, в судебно-следственной ситуации; Семейное насилие и технологии работы с семьей ребенка; Профилактика насилия и жестокого обращения по отношению к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в организациях и замещающих семьях. Мероприятия реабилитационной и иной помощи детям; Насилие в образовательных учреждениях. Буллинг и кибербуллинг. Профилактические и коррекционные подходы).

Возможность использования практики в опыте работы образовательных организаций

Практика адресована специалистам по работе с детьми и семьями: психологам, социальным педагогам образовательных организаций.

Программа распространения практики

  1. Онлайн-курс, который реализуется в заочной форме с применением электронного контента и дистанционных технологий (72 ч).
  2. Методические рекомендации и навигаторы:

Насилие в отношении детей. Работа с семьей и ребенком: монография (пособие для электронного учебно-методического комплекса). / Под ред. Дозорцевой Е.Г., Семья Г.В. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. – 421 с. 

Руководители практики

Дозорцева Елена Георгиевна, профессор кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии; главный научный сотрудник, и.о. руководителя лаборатории психологии детского и подросткового возраста ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России. Член Ученого совета МГППУ, член диссертационного совета МГППУ и Академии управления МВД, доктор психологических наук.

Семья Галина Владимировна, профессор кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования» федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет», доктор психологических наук

Опыт реализации и доказательность эффективности практики 

Апробация онлайн-курса «Насилие в отношении детей. Работа с семьей и ребенком»  в рамках реализации обучения слушателей по программе дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Предупреждение насилия в отношении детей: выявление и помощь»  в заочной форме с применением электронного обучения и  дистанционных технологий в объёме 72 академических часов (руководители доктор психологических наук - Дозорцева Е.Г., доктор психологических наук - Семья Г.В.) с 07 июля по 31 августа 2022 г. Цель: определение соответствия содержания онлайн-курса задачам совершенствования профессиональных компетенций в области профилактической работы, социальной, психологической, педагогической и реабилитационной помощи детям и молодым людям, пережившим насилие,  а также экстренной дистанционной помощи, работы с психической травмой, с семьей ребенка, в интернатных учреждениях и приемных семьях, в том числе в мультидисциплинарной команде. Срок освоения программы - 6 недель (не менее 12 часов в неделю, до 2-х часов в день).     

Участники мероприятия: психологи, социальные работники, социальные педагоги,  представители региональных отделений общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России» - 50 человек.

По итогам мероприятия участники подтвердили соответствие содержания разделов программы, включая текстовые материалы, презентации, видео-лекции, видео-кейсы, контрольные задания задачам онлайн-курса задачам совершенствования профессиональных компетенций в области профилактической работы, социальной, психологической, педагогической и реабилитационной помощи детям и молодым людям, пережившим насилие,  а также экстренной дистанционной помощи, работы с психической травмой, с семьей ребенка, в интернатных учреждениях и приемных семьях, в том числе в мультидисциплинарной команде. Онлайн-курс позволяет совершенствовать компетенции: «Способен осуществлять практическую деятельность по социально-педагогической, правовой и психологической поддержке семьи, детей и подростков, защите их прав и интересов, социальному оздоровлению семьи», «Способен осуществлять психолого-педагогическую экспертизу личностного и социального развития детей и подростков, социальной среды, профилактических и коррекционно-реабилитационных программ и мер», «Способен разрабатывать программы комплексной реабилитации с учетом деятельности специалистов других учреждений и ведомств», «Способен реализовывать педагогические и психологические технологии, ориентированные на личностный рост детей и подростков, их гармоничное развитие, формирование установок в отношении здорового образа жизни, толерантности во взаимодействии с окружающим миром, продуктивного преодоления жизненных трудностей», «Способен реализовывать педагогические и психологические технологии, ориентированные на личностный рост детей и подростков, их гармоничное развитие, формирование установок в отношении здорового образа жизни, толерантности во взаимодействии с окружающим миром, продуктивного преодоления жизненных трудностей».

Информация о проведении мероприятия размещена на сайте МГППУ

Статьи и публикации с описанием опыта реализации практики

Насилие в отношении детей. Работа с семьей и ребенком: монография (пособие для электронного учебно-методического комплекса). / Под ред. Дозорцевой Е.Г., Семья Г.В. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. – 421 с.

Контакты экспертов практики:

Леонова Олеся Игоревна, руководитель Научно-методического центра сопровождения педагогических работников на базе МГППУ, исполнительный директор общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России», тел. +7 (909) 966-55-37, leonovaoi@mgppu.ru;

Подать заявку на обучение по практике в формате повышения квалификации в заочной форме с использованием дистанционных технологий

Введение

В последние несколько лет наблюдается постоянное возрастание миграционных потоков, увеличение числа семей мигрантов. Дети из семей иностранных граждан продолжают обучение в общеобразовательных школах. В связи с этим остро встает проблема языковой адаптации определенных категорий детей из семей иностранных граждан, в том числе детей-инофонов и детей-билингвов. Данные группы детей, а также педагоги и специалисты системы образования, работающие с ними, сталкиваются с трудностями в обучении, коммуникации, проблемами в социализации и адаптации, психологическими трудностями, формирующими негативное отношение к учебе. Зачастую дети по уровню освоения образовательной программы не соответствуют своим сверстникам, что вызывает множество проблем, связанных с успеваемостью и вхождением в коллектив.

Описание практики

Практика посвящена основным задачам психолого-педагогического сопровождения процессов обучения, социальной, языковой и культурной адаптации детей из семей иностранных граждан, обучающихся в общеобразовательных организациях. Начинается с рассмотрения психолого-педагогического сопровождения социо-культурной и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан. Даны рекомендации по разработке и апробации системы оценки особых (дополнительных) образовательных потребностей несовершеннолетних иностранных граждан. Специально обозначаются особенности работы с педагогами в рамках  психолого-педагогического  сопровождения социо-культурной и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан.

Возможность использования практики в опыте работы образовательных организаций

Практика адресована педагогам-психологам и педагогам образовательных организаций общего образования

Программа распространения практики

  1. Цикл онлайн-семинаров.
  2. Методические рекомендации и навигаторы:

Руководители практики

Павлова Ольга Сергеевна, канд.пед.наук, заведующая кафедрой этнопсихологии и проблем поликультурного образования факультета "Социальная психология";

Ткаченко Наталья Владимировна, канд.псих.наук, доцент кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования факультет социальной психологии;

Чибисова Марина Юрьевна, канд.псих.наук, доцент Московского педагогического государственного университета

Опыт реализации и доказательность эффективности практики 

Практика прошла экспериментальную апробацию в 12 регионах РФ в рамках реализации программы ДПО «Психолого-педагогическая оценка особых образовательных потребностей детей иностранных граждан в сферах психологического благополучия, социальных навыков и культурной адаптации» (формат онлайн-курса, 72 ч., участники: 130 педагогов-психологов). Разработана научно-методологическая концепция программы психолого-педагогического сопровождения процессов обучения, социальной, языковой и культурной адаптации детей иностранных граждан.

Практика рекомендована для тиражирования и распространения по итогам стратегической сессии по теме «О создании в образовательной организации благоприятных условий обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями» от 30 июня 2023 года, в которой приняло участие 2000 специалистов системы образования Российской Федерации (представителей педагогических вузов, организаций дополнительного профессионального образования, главных внештатных педагогов-психологов субъектов Российской Федерации, педагогов-психологов и социальных педагогов образовательных организаций общего и среднего профессионального образования, а также центров психолого-педагогического медицинского и социального сопровождения). Интернет-ресурс: https://mgppu.ru/project/475/news/12797.    

Статьи и публикации с описанием опыта реализации практики

  1. Хухлаев, О. Е. Исследования академической резильентности детей-мигрантов: анализ и перспективы / О. Е. Хухлаев, Э. Р. Хакимов, А. Е. Фомичева // Культурно-историческая психология. – 2021. – Т. 17, № 4. – С. 117-127. – DOI 10.17759/chp.2021170413. – EDN XUYOJY.   
  2.  Хухлаев, О. Е. Образовательные достижения учащихся в школах с высокой численностью детей-мигрантов / О. Е. Хухлаев, М. Ю. Чибисова // Психологическая наука и образование. – 2022. – Т. 27, № 5. – С. 46-56. – DOI 10.17759/pse.2022270504. – EDN WLYTQM.

Контакты руководителей практики:

Павлова Ольга Сергеевна, кад.псих.наук, заведующая кафедрой этнопсихологии и проблем поликультурного образования факультета "Социальная психология", ФГБОУ ВО МГППУ pavlovaos@mgppu.ru

Подать заявку на участие в цикле обучающих семинаров по практике

Программа цикла обучающих семинаров

Введение

Перед каждой школой стоит задача: сделать процесс перехода от «школьника» к «ученику» управляемым, – это предполагает включение ребенка в интересную, значимую для него деятельность:

  • Создание интеллектуального фона, который способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся. Ребенок осознает важность и значимость, понимает социальную ценность выполняемой им роли ученика. Должен чувствовать свой «рост».
  • Формирование субъектной позиции через развитие возможностей, задатков, функций, на основе которых происходит развитие. 
  • Свобода выбора деятельности, обеспечивающая возможность самоопределения в развитии.
  • Формирование опыта рефлексивного анализа.

Данный комплекс мер позволит исключить провоцирующие факторы отклоняющегося поведения, и расширить безопасное для ребенка пространство, активизировать механизмы саморазвития, саморегуляции, самовоспитания, где ему по-настоящему будет хорошо и интересно.

Описание 

Практика основана на модели профилактики эмоциональных и поведенческих проблем детей посредством освоения ими социальных навыков. Практика предполагает реализацию творческих технологий в обучении детей в целях преодоления эмоциональных и поведенческих трудностей в классе/группе. Специально обозначается особая форма организации отношений между одноклассниками, отношения учителя и родителей к проблемам детей в процессе коллективной игровой деятельности по формированию базовых общешкольных и индивидуальных социальных навыков у детей.

Возможность использования практики в опыте работы образовательных организаций

Практика адресована педагогам-психологам и учителям начальных классов образовательных организаций общего образования.

Программа распространения практики

  1. Цикл онлайн-семинаров.
  2. Методические рекомендации и навигаторы:

Методика «Умелый класс» и ее возможности в решении основных психолого-педагогических и образовательных задач в младшей школе

Руководители практики

Чиркина Римма Вячеславовна, зав.кафедрой юридической психологии и права МГППУ, канд.психол.н., доцент, руководитель магистерской программы "Доказательное проектирование и оценка программ в области управления социальными рисками в сфере детства" факультета юридической психологии МГППУ.

Опыт реализации и доказательность эффективности практики

Практика проходила апробацию и последующее исследование эффективности с 2019 по 2022 гг. На выборке порядка 1000 детей (включая экспериментальные и контрольные группы) были доказаны значимые статистические различия в измеряемых параметрах (уровень развития навыков, статус детей в классе. тревожность, агрессивность, наличие/отсутствие проявлений буллинга, удовлетворенность отношениями между детьми, учителями, родителями и др.). Отчет о доказательности был принят на НЭС МГППУ в ноябре 2022 г. и рекомендован в реестр практик с доказанной эффективностью. В МГППУ создана методическая площадка по передаче опыта и супервизии на базе МЭЛ им. Шнитке в г. Энгельсе, Саратовской области. В процессе апробации установлено, что исследуемые эффекты технологии достигают статистически значимых показателей сформированности и динамики ключевых параметров, значимых для снижения факторов риска девиантного поведения.

Статьи и публикации с описанием опыта реализации практики

Чиркина Р.В., Бойкина Е.Э., Койкова К.С., Бригадиренко Н.В., Стратийчук Е.В., Тишкова Ю.В., Чеботарев И.В. Оценка профилактического потенциала технологии «Умелый класс» в формировании социально значимых навыков у детей [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 4. С. 93–110. doi:10.17759/psylaw.2020100407 

Бойкина Е.Э. Остракизм и родственные феномены: обзор зарубежных исследований [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 3. С. 127–140. doi:10.17759/psylaw.2019090310 

Shuanghong Jenny Niua, Hannele Niemia (Faculty of Educational Sciences, University of Helsinki, Finland), Teachers Support of Students’ Social-Emotional and Self-Management Skills Using a Solution-Focused Skillful-Class Method / The European Journal of Social and Behavioural Sciences EJSBS Volume XXVII (eISSN: 2301-2218). © 2020 Published by Future Academy . https://doi.org/10.15405/ejsbs.269 (В статье представлены результаты исследования эффективности “Skilful class” с сопоставимыми результатами по Финляндии и Китаю )

«Мастерская «навыкового» подхода к профилактике девиантного поведения» с участием Б. Фурмана, российских, финских и китайских исследователей опыта реализации программы Skilful class. Коченовские чтения-2020

Барабанова В.В., Шурыкина С.А. Апробация программы «Умелый класс» в центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2021. Том 18. № 4. С. 52–58. doi:10.17759/bppe.2021180405

Ивашкова Д.В., Сагова Х.М. Роль студенческого сопровождения в реализации российско-финской программы «Умелый класс» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2021. Том 18. № 3. С. 42–49. doi:10.17759/bppe.2021180304

Назарова К.В., Кайдалова А.И., Сапрыкина Е.Н., Осадчая Н.Б. Опыт применения программы «Умелый класс» в условиях детского сада и практические рекомендации по ее адаптации для детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2021. Том 18. № 4. С. 59–68. doi:10.17759/bppe.2021180406

Контакты руководителей практики:

Чиркина Римма Вячеславовна, 8 926 1432639, chirkinarv@mgppu.ru

Программа цикла обучающих семинаров (уточняется, будет размещена дополнительно)

Подать заявку на участие в цикле обучающих семинаров по практике

Введение

Ситуация затруднения и ошибки у ребенка – это ситуация, в которой он может совершить шаг в развитии, если получит помощь. В этом процессе все зависит от решающей роли сотрудничества ребенка со взрослым и со сверстниками при учете активности детей с разными образовательными потребностями.

На базе МГППУ разработана типология трудностей в обучении у обучающихся, имеющих соответствующие риски неблагоприятных социальных условий, которая позволяет оказывать помощь в преодолении  трудностей в обучении исходя из типов причин их возникновения, особенностей их проявления на разных возрастных этапах у различных категорий обучающихся. Типология охватывает трудности, возникающие в коммуникативной сфере, в области общеучебных и универсальных учебных действий, в области социальной адаптации обучающихся. Типология охватывает: трудности по причине неготовности к школе и к школьному обучению; трудности, возникающие на переходе из начальной школы в основную школу; трудности по причинам дефицита социально-экономических, культурных и образовательных ресурсов семьи, ее социального неблагополучия, иноязычия (инокультурности); трудности по причине нахождения обучающегося в ситуации психоэмоционального неблагополучия.

 

Описание 

Практика основана на модели индивидуализации педагогической деятельности учителя начальных классов при работе с разными типами учебных трудностей младших школьников. Практика предполагает углубленный характер индивидуализации и интенсивности оказания помощи по мере выявления более сложного характера трудностей и недостаточности применявшихся ранее средств и методов. Рассматриваются особенности использования трех постепенно углубляющихся этапов индивидуализации обучения, включающих ряд обязательных форм организации такой работы: а) индивидуальное планирование в рамках основных занятий, б) дополнительные занятия в малых группах, в) индивидуальные занятия, психологическая коррекция выявленных психологических дефицитов, участие коррекционных и социальных педагогов при необходимости. 

Возможность использования практики в опыте работы образовательных организаций

Практика адресована педагогам-психологам и учителям начальных классов образовательных организаций общего образования. 

Программа распространения практики

  1. Цикл онлайн-семинаров.
  2. Методические рекомендации и навигаторы:

Программа «Диагностика трудностей в обучении у обучающихся начальной школы»

Руководители практики

Егоренко Татьяна Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой "Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова факультета «Психология образования» ФГБОУ ВО МГППУ 

Опыт реализации и доказательность эффективности практики

Проведено экспериментальное обоснование и апробация программы диагностики трудностей в обучении у обучающихся начальной школы (в 4 классе) в коммуникативной сфере и социальной адаптации, в сфере общеучебных и универсальных действий, в пяти субъектах Российской Федерации: Волгоградская область, Липецкая область, Самарская область, Чувашская республика, Республика Татарстан. В ходе апробации была собрана выборка более 2500 обучающихся 4 класса. Экспериментальное обоснование программы было проведено на итоговой выборке, которую составил 2031 ученик 4 класса. Результаты экспериментальной апробации показали обоснованность исходных теоретических предположений о сферах и формах проявления трудностей в обучении у младших школьников и валидность методик диагностики конкретных проявлений трудностей в выделенных сферах. 

Статьи и публикации с описанием опыта реализации практики

Исаев Е.И. Деятельностный подход в педагогическом образовании: становление и реализация // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 5. С. 109–119. DOI: 10.17759/pse.2020250509

Марголис А.А. Зона ближайшего развития, скаффолдинг и деятельность учителя // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 3. С. 15–26. DOI: 10.17759/chp.2020160303

 

Контакты руководителей практики:

Расторгуева М.Д., преподаватель кафедры "Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова факультета «Психология образования» ФГБОУ ВО МГППУ tuhtinamd@mgppu.ru 

Программа цикла обучающих семинаров (уточняется, будет размещена дополнительно)

Подать заявку на участие в цикле обучающих семинаров по практике

Введение

Встреча с одаренным ребенком является для педагога и психолога своеобразным экзаменом в профессиональном, личностном и даже духовно-нравственном отношениях и становится «точкой роста» на пути профессионального и личностного становления. Учитель начальных классов и педагог-психолог с высоким уровнем развития профессионально-личностной готовности к работе с данной категорией учащихся может выступать организатором событийной общности, объединяющий всех субъектов образовательного процесса. Он может выступать инициатором, организатором и регулятором значимого жизненного проекта каждого ребенка, имеющего умственный и творческий потенциал.

Описание 

Практика основана на технологии творческого междисциплинарного обучения. Практика предполагает проведение мастер-класса по повышению мотивации на уроке-исследовании и развитию интеллектуально-творческих способностей одаренных детей. Специально обозначается ознакомление с особой формой обучения в малых группах как условие развития интеллектуально-творческих способностей и социальных умений одаренных детей.

Возможность использования практики в опыте работы образовательных организаций

Практика адресована педагогам начальных классов и дополнительного образования, а также педагогам-психологам образовательных организаций общего образования.

Программа распространения практики

  1. Цикл онлайн-семинаров.
  2. Методические рекомендации и навигаторы

Руководители практики

Шумакова Наталья Борисовна, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Психологический институт РАО", профессор кафедры "Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой" ФГБОУ ВО МГППУ  

Опыт реализации и доказательность эффективности практики

Программа "Одаренный ребенок" представлена в виде специальных междисциплинарных курсов и рассчитана на весь период обучения в начальной школе. Программа реализуется в школах г. Москвы и ряда регионов России. Авторский коллектив разработчиков программы и учебно-методических пособий к ней удостоен премии Президента РФ в области образования. 

Статьи и публикации с описанием опыта реализации практики

Шумакова Н.Б. Интеллектуально одаренные пятиклассники: нужна ли практика обогащенного обучения в начальной школе? Психолого-педагогические исследования. 2022. Том 14. № 3. С. 61–77. doi:10.17759/psyedu.2022140304 

Шумакова Н.Б. Технология творческого междисциплинарного обучения детей и подростков с разными видами и уровнями одаренности / Психология одаренности и творчества: монография /под ред. проф. Л.И.Ларионовой, проф. А.И. Савенкова. – М. ; СПб. : Нестор-История, 2017. С. 253-268. 

Одаренный ребенок: особенности обучения / Шумакова Н.Б., Авдеева Н.И., Щебланова Е.И. и др. М.: Просвещение. 2006. 239 с. 

Контакты руководителей практики:

Шумакова Наталья Борисовна, shumakovanb@mgppu.ru, leonovaoi@mgppu.ru   

Программа цикла обучающих семинаров 

Подать заявку на участие в цикле обучающих семинаров по практике

Введение

Нередко проблемы развития и социализации ребенка, сложности и трудности освоения им образовательной программы обусловлены недостаточным уровнем развития его познавательной сферы, познавательных способностей. Поэтому средства и методы, способствующие развитию восприятия, воображения, образного мышления дошкольника, чрезвычайно важны и заслуженно привлекают внимание педагогов и психологов дошкольного образования, родителей, воспитывающих детей от 3 до 7 лет. 

Один из подходов, который предлагает определенное понимание способностей, описывает закономерности и особенности развития общих умственных способностей в дошкольном детстве, представляется в детской и общей психологии концепцией Л. А. Венгера. 

Концепция развития познавательных способностей в дошкольном детстве (Л.А. Венгер) является основанием довольно большого числа методических разработок, которые используются в  практике дошкольного образования в двух аспектах. Первый – организация комплексной образовательной работы с детьми от 3 до 7 лет по различным направлениям развития ребенка в этот возрастной период. В дошкольной образовательной программе «Развитие» содержание построено на основе логики развития детских деятельностей и логике развития познавательных способностей. Второй аспект – осуществление коррекционно-развивающей работы с детьми, у которых отмечаются трудности в познавательном развитии.

Использование технологии, основанной на концепции развития познавательных способностей (Л.А. Венгер), «вооружает» детей ценными средствами познания и позволяет стать каждому ребенку быть более успешным в решении широкого круга познавательных задач и не только в дошкольном детстве, но и в школьной и взрослой жизни.

Описание 

Практика представляет собой технологию развития общих умственных способностей у детей дошкольного возраста и обеспечения коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с проблемами и трудностями в познавательном развитии. Она основана на концепции развития познавательных способностей в дошкольном детстве (автор Л.А. Венгер). Практика предполагает, что в процессе работы дети осваивают культурные средства и способы решения познавательных задач как репродуктивного, так и продуктивного характера на разном содержании, доступном детям дошкольного возраста. Специально обозначаются возможности использования разработок на основе концепции в развивающей работе с дошкольниками с проблемами и трудностями в познавательном развитии.

Возможность использования практики в опыте работы образовательных организаций

Практика адресована воспитателям, педагогам дошкольного образования, педагогам-психологам, работающим в дошкольных образовательных организациях.

Программа распространения практики

  1. Цикл онлайн-семинаров.
  2. Методические рекомендации и навигаторы

Руководители практики

Бурлакова Ирина Анатольевна, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой «Дошкольная психология и педагогика» факультета «Психология образования» МГППУ 

Опыт реализации и доказательность эффективности практики

На основе концепции развития познавательных способностей в дошкольном детстве (Л.А. Венгер) разработаны и реализуются комплексные федеральные образовательные программы «Развитие» и «Одаренный ребенок».

Статьи и публикации с описанием опыта реализации практики

Бурлакова И.А. Развитие логического мышления у дошкольников // Современное дошкольное образование. 2008, №2, С. 33-37.

365 развивающих игр и занятий для детей: для детей от 3 до 6 лет : (по уникальной методике Л. А. Венгера). - М.: Гелеос. - 2008. - 267, [1]с.: ил.

Одаренный ребенок : учебное пособие / ред. О.М. Дьяченко. – Москва : Международный образовательный и психологический колледж, 1997. – 140 с.

Контакты руководителей практики:

Бурлакова Ирина Анатольевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, заведующий кафедрой "Дошкольная педагогика и психология" факультета "Психология образования" ФГБОУ ВО МГППУ, burlakovaia@mgppu.ru

Описание практики

Модель оказания экстренной и кризисной психологической помощи в системе образования создана в ответ на вызовы современного общества и все чаще возникающие чрезвычайные и кризисные ситуации, где пострадавшими и участниками становятся дети, их родители, педагогические работники. Экстренная и кризисная психологическая помощь оказывается, как в очном формате (выезды для оказания психологической помощи населению), так и в дистанционном формате (дистанционное консультирование «Детский телефон доверия»). Такая комплексная всесторонняя модель оказания экстренной и кризисной психологической помощи в системе образования будет являться качественной и доступной для населения.

Модель оказания экстренной и кризисной психологической помощи в системе образования включает следующие направления деятельности:

  1. Ситуационный центр

Описание деятельности: сбор информации о происшествиях в образовательных организациях всей страны, разработка плана помощи пострадавшим, организация выезда специалистов на места происшествия. 

  1. Сектор экстренного реагирования и психологического консультирования

Описание деятельности: оказание экстренной психологической помощи участникам образовательных отношений: детям, родителям, педагогам, администрации образовательной организации в чрезвычайных и кризисных ситуациях, а также организация реабилитации пострадавших. Осуществление методической работы, обучение и подготовка психологов и педагогов в области экстремальной психологии.

  1. Сектор дистанционного консультирования «Детский телефон доверия»

Описание деятельности: оказание экстренной психологической помощи педагогам, психологам, родителям и детям средствами телефонного консультирования в ежедневном круглосуточном режиме на условиях анонимности.

  1. Антикризисные подразделения

Описание деятельности: оказание экстренной психологической, социальной и правовой помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, создают мобильные бригады специалистов (врачей, психологов, социальных педагогов) для решения вопросов оказания помощи детскому населению и семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию или пострадавшим в результате несчастных случаев, катастроф, терактов. Реализует свою деятельность в двух форматах: очное оказание экстренной и кризисной психологической помощи (подразделение экстренной и кризисной психологической помощи) и дистанционное оказание кризисной психологической помощи (телефон доверия), но на территории своего муниципального образования или региона.

  1. Федеральный реестр кризисных психологов в системе образования

Описание деятельности: формируется из числа психологов, прошедших процедуру оценки и отбора и обладающие компетенциями оказания кризисной и экстренной психологической помощи. Специалисты данного реестра привлекаются к оказанию кризисной и экстренной помощи в случай масштабных чрезвычайных ситуаций.  

  

Возможность использования практики в опыте работы образовательных организаций

Приглашаются руководители органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования; руководители психологических центров и служб образовательных организаций; специалисты образовательных организаций; специалисты, оказывающие экстренную и кризисную психологическую помощь; антикризисные подразделения в вопросах оказания экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений, пострадавшим в результате чрезвычайный ситуаций, происшествий, боевых действий; организационного и экспертно-методического сопровождения, супервизорской поддержки психологов в целях повышения эффективности деятельности антикризисных служб системы образования.

Опыт реализации и доказательность эффективности практики 

За 2022 и 2023 г. осуществлены: 

48 выездов в пункты временного размещения вынужденных переселенцев с территорий боевых действий на территории Российской Федерации (Ростовская, Белгородская, Калужская, Курская области, Краснодарский край, Республика Крым). 

Психологическая помощь оказана более 1500 участникам образовательных отношений.

14 выездов на территории проведения СВО (ЛНР, ДНР, Запорожская, Херсонская области Российской Федерации, Харьковская область Украины). Психологическая помощь оказана более 2500 участникам образовательных отношений.

15 выездов с целью оказания психологической помощи несовершеннолетним вынужденным переселенцам из зон боевых действий на Ближнем Востоке и их законным представителям (г. Москва, Республика Башкортостан). 

Психологическая помощь оказана более 200 несовершеннолетним и их законным представителям.

За 2021 - 2023 г. осуществлено 5 выездов с целью оказания экстренной и кризисной психологической помощи в результате чрезвычайных и кризисных ситуаций в образовательных организациях (Республика Татарстан, Удмуртская республика, Ульяновская и Калужская области). 

Психологическая помощь оказана более 600 участникам образовательных отношений

Программа распространения практики

  1. Организация деятельности Ситуационного центра, включая алгоритмы психологического сопровождения экстренных и кризисных ситуаций. Формы аналитических справок и отчетов, бланки фиксации информации, полученной в процессе оказания экстренной и кризисной психологической помощи (включая защиту персональных данных и кодировки). Методические рекомендации по созданию и обеспечению системы оказания экстренной и кризисной помощи в системе образования страны. Информация о деятельности отдела экстренной психологической помощи ФКЦ МГППУ
  2. Организация деятельности сектора экстренного реагирования и психологического консультирования. Информация о деятельности сектора экстренного реагирования и психологического консультирования ФКЦ МГППУ.
  3. Организация деятельности сектора дистанционного консультирования «Детский телефон доверия». Информация о деятельности сектора дистанционного консультирования «Детский телефон доверия» ФКЦ МГППУсайт Детского телефона доверия ФКЦ МГППУ.
  4. Создание и организация деятельности антикризисных подразделений. Методические рекомендации по формированию антикризисных подразделений на базе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в субъектах Российской Федерации – ссылка на страницу с методическими рекомендациями.
  5. Формирование Федерального реестра кризисных психологов в системе образования. Процедура оценки (самооценки) профессиональных компетенций и личностных качеств специалистов по оказанию экстренной и кризисной психологической помощи.

 

Руководители практики

Ульянина О.А., д-р. психол. н., к. соц. н., доцент, член-корреспондент РАО, руководитель Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации МГППУ

 

Статьи и публикации с описанием опыта реализации практики

Ульянина О.А., Гаязова Л.А., Ермолаева А.В., Файзуллина К.А. Экстренная психологическая помощь в системе образования: современное состояние // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 4. С. 88-99. DOI:10.17759/pse.2022270409

Ермолаева А.В. Рабочая тетрадь консультанта детского телефона доверия: основные алгоритмы работы. Информационно-методический сборник. Часть 3. Москва: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации – М: АО «Первая образцовая типография», 2022. – 52 с. ISBN: 978-5-7164-1199-9

Ермолаева А.В. Профилактика аутоагрессивного поведения детей и подростков с помощью дистанционных методов психологического консультирования / Приверженность вопросам психического здоровья: материалы III Международной научно-практической конференции. Москва, РУДН, 5–7 октября 2022 г. / под ред. О. Б. Михайловой, Е. Б. Башкина. – Москва: РУДН, 2022. – 798 с.

Комолова О.С., Скрябин Ю.С., Чуканова А.В. Методы психологической работы с тревожностью у детей вынужденных переселенцев из ЛНР, ДНР и Украины в условиях неопределенности // Психологические проблемы. 2022. № 1(1). С. 292-298

Любимова О.А., Хайрова З.Р., Минаев В.Р., Краснобаев П.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей вынужденных переселенцев: на примере опыта работы пункта временного пребывания на базе ЧОУ «Православный центр образования им. Преподобного Сергия» // Психологические проблемы. 2022. № 1(1). С. 299-303

Ульянина О.А., Гаязова Л.А., Файзуллина К.А., Никифорова Е.А., Семенова К.Г. Отечественный и зарубежный опыт оказания экстренной психологической помощи населению  // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. № 3. C. 114—126. 

Прокопишин Р.А., Скрябин Ю.С., Чуканова А.В. Основные этапы оказания кризисной и экстренной психологической помощи вынужденным переселенцам из зон боевых действий в пунктах временного размещения // Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Севастополь, 20 – 21 апреля 2023 г.) / Под редакцией А.В. Гришиной, А.В. Маричева, Е.В. Кирейчевой. — Севастопольский экономико – гуманитарного институт (филиала) ФГАОУ ВО «Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского», 2023. — Севастополь. — с. Текст: электронный.

Ульянина О.А. Профилактика распространения идеологии экстремизма и терроризма в образовательных организациях // Теология и образование 2021. Ежегодник Научно-образовательной теологической ассоциации (сборник). М.: Изд-во РАНХиГС, 2022. С. 183-187.

Ульянина О.А., Ермолаева А.В., Тимур О.Ю.  Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации // Психологические проблемы. Социально-психологические последствия войны: материалы международной конференции (Ереван, 21-22 октября 2022 г.). С. 109-116.

Контакты экспертов:

Ульянина Ольга Александровна, д-р. психол. н., к. соц. н., доцент, член-корреспондент РАО, руководитель Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации МГППУ ulyaninaoa@mgppu.ru

Описание практики

Служба «Детский телефон доверия» реализует свою работу на базе Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации ФГБОУ ВО МГППУ (далее – ФКЦ). Деятельность службы «Детский телефон доверия» направлена на оказание психологической помощи в дистанционном формате всем субъектам образовательного процесса: обучающимся, их родителям (законным представителям) и педагогам, в том числе в экстренных и кризисных ситуациях. 

  1. Общероссийский детский телефон доверия

Работает под федеральным номером 8-800-2000-122 и городским номером 8-495-624-60-01. Оказывает психологическую помощь обучающимся, а также их родителям (законным представителям), педагогам и другим взрослым по вопросам обучения, воспитания и взаимодействия с несовершеннолетними. Помимо этого, в службе работает юрист, который отвечает на запросы абонентов, касающихся юридической проблематики. Ежегодно на эту линию поступает более 35 тысяч обращений. 

  1. Горячая кризисная линия по оказанию психологической помощи несовершеннолетним и их родителям (законным представителям) Министерства просвещения РФ

Данная линия работает с 24 февраля 2022 года и оказывает психологическую помощь абонентам в кризисных ситуациях. За время работы на линию поступило более 30 тысяч обращений. 

  1. Оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) детей.

Консультирование в рамках данного проекта осуществляется как по телефону, так и посредством ответов на письменные обращения. В год консультанты обрабатывают более 20 тысяч обращений по различным тематикам, связанным с обучением и воспитанием детей. 

  1. Горячая линия проекта «Верное направление».

Работа данной линии ориентирована на помощь родителям детей, имеющих различные хронические заболевания, а также имеющим инвалидность. 

  1. Горячая линия проекта #МЫВМЕСТЕ

Возможность использования практики в опыте работы образовательных организаций

Приглашаются руководители органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования; руководители психологических центров и служб образовательных организаций; специалисты образовательных организаций; специалисты, оказывающие экстренную и кризисную психологическую помощь (в том числе в дистанционном формате), супервизоры служб психологической помощи. 

Опыт реализации и доказательность эффективности практики 

За 2022 и 2023 г.: 

  • Принято более 80 тысяч обращений абонентов по различным категориям запросов (включая кризисные обращения). 
  • Проведено обучение более 240 специалистов из всех субъектов Российской Федерации по программам дополнительного профессионального образования для консультантов и супервизоров служб Общероссийского детского телефона доверия.
  • Проведены дистанционные групповые супервизии для более 400 специалистов служб Общероссийского детского телефона доверия.

Программа распространения практики

  1. Организация деятельности сектора дистанционного консультирования «Детский телефон доверия». Информация о деятельности сектора дистанционного консультирования «Детский телефон доверия» ФКЦ МГППУ
  2. Сайт Детского телефона доверия ФКЦ МГППУ
  3. Информационно-методический портал для специалистов Общероссийского Детского телефона доверия

Руководители практики

Ульянина О.А., д-р. психол. н., к. соц. н., доцент, член-корреспондент РАО, руководитель Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации МГППУ 


Контакты

Подробную информацию о Проекте можно получить у представителей МГППУ:

по вопросам содержания участия в Проекте – Леонова Олеся Игоревна, руководитель Научно-методического центра сопровождения педагогических работников на базе МГППУ, исполнительный директор общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России», тел. +7 (909) 966-55-37, leonovaoi@mgppu.ru;