Методическое обеспечение программы сопровождения и реабилитации детей, находящихся на территориях, вовлеченных в последствия боевых действий
Перечень рекомендуемых программ в рамках реализации психологического просвещения
№ |
Наименование программы |
Авторы |
Аннотация |
Программы для работы в дошкольных образовательных организациях и на уровне начального общего образования |
|||
1 |
Кошелева О.А. |
Программа направлена на создание основы для гармоничного общения родителей (законных представителей) с детьми. |
|
2 |
Лимонцева Г.В., Сонцова А.И., Шовадаева М.И. |
Программа направлена на гармонизацию детско-родительских отношений, популяризацию семейных ценностей и традиций, актуализацию ресурсов семьи посредством оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста. |
|
3 |
Просветительская психолого-педагогическая программа «Азбука психологии» |
Виденеева Е.Н. |
Направлена на познавательно-личностное развитие младших школьников, а также формирование психологической культуры для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. |
4 |
Малинова Т.В. |
Программа направлена на обучение младших школьников социальным приемам и способам снижения уровня агрессивности средствами совместной игровой и изобразительной деятельности. |
|
Программы для работы на уровнях основного общего образования и среднего общего образования |
|||
6 |
Грибоедова О.И. |
Направлена на развитие психологической компетентности подростков:
|
|
7 |
Соболева М.Е., Загоскина Т.В., Силинская Ю.П., Брейдак Т.А., Шибаева Е.А., Галацан Ю.В., Чиркова А.А. |
Программа направлена на первичную позитивную профилактику социально-негативных явлений среди несовершеннолетних. |
|
8 |
Лилейкина О.В., Попова Т.Н. |
Программа направлена на формирование позитивных жизненных ценностей и развитие личностных и поведенческих характеристик, снижающих риск формирования разного рода зависимостей. |
|
Программы работы психолога с педагогическими работниками |
|||
10 |
Программа «Раннее выявление и грамотное реагирование» |
Афанасьева Н.В., Шубина Е.В., Коптяева О.Н, Малухина Н.В., Патракова В.Н. |
Программа направлена на совершенствование психолого-педагогических компетенций педагогических работников в использовании технологий выявления и предупреждения действия рискогенных факторов, способных привести к нарушениям позитивной социализации обучающихся. |
Перечень рекомендуемых программ в рамках реализации психологической профилактики
№ |
Наименование программы |
Авторы |
Аннотация |
||||
Программы для для работы с обучающимися дошкольных образовательных организаций и обучающимися по программам начального общего образования |
|||||||
1 |
Печатнова Н.Б. |
Программа направлена на формирование интеллектуальной готовности к обучению в школе, развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, речи) с учетом возрастных особенностей детей, формирование их интеллектуальных умений. |
|||||
2 |
Профилактическая психолого-педагогическая программа «Ура! Я - первоклассник!» |
Панина Е.В., Захарова И.Г., Зуева И.М. |
Программа направлена на предупреждение школьной дезадаптации у первоклассников, формирование положительного отношения к школе, развитие у детей социальных и коммуникативных умений. |
||||
3 |
Профилактическая программа сопровождения обучающихся «Каменные сказки». |
Визгина Е.Н., Дунаева Н.А., Ратманова С.А. |
Программа направлена на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, снижение уровня тревожности, агрессивности. |
||||
4 |
Южакова С.А. |
Программа направлена раннее выявление нарушений здоровья и ограничений жизнедеятельности ребёнка, адаптация семьи и ребенка в общество. |
|||||
Программы для для работы с обучающимися по программам основного общего образования и среднего общего образования |
|||||||
6 |
Профилактическая психолого-педагогическая программа “Все в твоих руках” |
Серякина А.В., Павленко В.Р. |
Программа направлена на профилактику рискованного поведения в молодежной среде; формирование ценностного отношения подростков к своему здоровью и здоровью окружающих, формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья. |
||||
7 |
Чабуева Т.П., Гончарова Н.Г. |
Программа направлена на гармонизацию эмоционально-волевой сферы и профилактику отклоняющегося поведения обучающихся группы риска (подростков в период нахождения в трудной жизненной ситуации и подростков, склонных к отклоняющемуся поведению). |
|||||
8 |
Программа развития жизнестойкости у подростков, воспитывающихся в семьях группы риска. |
Личман Д.С. |
Программа направлена на расширение сознания и самосознания индивида в когнитивной, аффективной и поведенческой сферах. |
||||
9 |
Моисеенко Н.А. |
Программа направлена на профилактику суицидов и суицидальных попыток среди обучающихся, а также формирование у студентов позитивного отношения к жизни, сознательное построение обучающимися гармоничных отношений в обществе, стремление к достижению собственных социально-одобряемых целей, стремление к саморазвитию. |
Перечень рекомендуемых программ в рамках реализации психологической коррекции
№ |
Наименование программы |
Авторы |
Аннотация |
Программы для работы с обучающимися дошкольных образовательных организаций и с обучающимися по программам начального общего образования |
|||
1 |
Кудреватых А.Ю. |
Программа направлена на развитие представлений об эмоциях у детей, через расширение и обогащение способов и средств эмоционального взаимодействия с окружающей действительностью. Занятия по данной программе могут быть рекомендованы детям с незрелой эмоционально – волевой сферой, трудностями в общении со сверстниками и взрослыми. |
|
2 |
Комаревцева М.А. |
Направлена на развитие эмоционально-личностной сферы, коррекцию детских страхов и снижение тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. |
|
3 |
Букалова И.А. |
Программа направлена на коррекцию агрессивного поведения, снятие психоэмоционального напряжения, агрессивных импульсов, тревоги, а также формирование навыков конструктивного общения. |
|
4 |
Истратова О.Н. |
Программа направлена на снижение уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста. |
|
5 |
Комплексная программа психологической реабилитации несовершеннолетних «У страха глаза велики» |
Васильева Г.В. |
Программа направлена на снижение уровня тревожности детей путем снятия эмоционального и телесного напряжения у детей с высоким и средним уровнем тревожности. |
6 |
Лучникова В.Е. |
Программа направлена на развитие психических процессов у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с применением прогрессивных и эффективных нейропсихологических методик, и технологий. |
|
Программы для работы с обучающимися по программам основного общего образования и среднего общего образования |
|||
7 |
Чеботарева Н.А., Кольцова А.Г. |
Программа направлена на помощь воспитанникам, испытывающим трудности в развитии и социальной адаптации; развитие коммуникативных навыков, эмпатии, формирование новых жизненных установок и системы ценностных ориентаций; коррекцию и развитие эмоциональной сферы личности, обучение новым способам взаимодействия. |
|
8 |
Красильникова Ю.Д. |
Программа направлена на нивелирование состояний тревоги и страха у старших подростков, включает работу по снижению личной и ситуативной тревожности подростков; обучение подростков техникам и способам саморегуляции, конструктивным поведенческим реакциям. |
Реестр методов углубленной оценки состояния детей для дифференцированной психологической диагностики, сопровождения и реабилитации несовершеннолетних, находящихся на территориях, вовлеченных в последствия боевых действий
№ |
Название |
Автор |
Описание |
|
Раздел 1: ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СТРЕССА У РЕБЕНКА |
||||
1.1. Дошкольный возраст |
||||
1.1.1 |
А. М. Щетинина |
Цель: изучение уровня и характера оценки, сформированности образа "Я", степени осознания своих особенностей. |
||
1.1.2 |
Р. Тэмпл, М. Дорки, В. Амен. |
Цель: вычисление индекса тревожности ребенка, который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14). |
||
1.1.3 |
Диагностика эмоционально-ценностного отношения к себе (методика “Нарисуй себя”) |
А.М. Прихожан, З. Василяускайте |
Цель: изучение особенностей эмоционально-ценностного отношения к себе у детей 5-9 лет. |
|
1.1.4 |
Н. Артюхина, А.М. Щетинина |
Цель: выявить у ребенка уровни тревожности и агрессивности. |
||
1.1.5 |
А.М. Щетинина |
Цель: выявить особенности восприятия и понимания детьми 4-7 лет эмоционального состояния радости, печали, гнева, страха, удивления-интереса изображенных людей при разных условиях восприятия. |
||
1.1.6 |
М.З. Дукаревич |
Цель: диагностика эмоциональных особенностей личности, агрессивности, сферы общения. Возрастной диапазон: методика применяется, начиная со старшего дошкольного возраста. |
||
1.1.7 |
Дж. Бук |
Диагностика эмоциональной и личностной сферы ребенка. |
||
1.2. Младший школьный возраст |
||||
1.2.1 |
А.М. Щетинина |
Книга содержит разные по сложности использования и интерпретации методики, многие из которых являются общепринятыми и широко используются в психологических исследованиях. |
||
1.2.2 |
Н.Я. Cемаго, М.М. Семаго |
Дает возможность оценить сформированность уровневой системы аффективной регуляции как одной из базовых составляющих психического развития. Ориентирована на детей 1,5-12 лет. |
||
1.2.3 |
Д. Стотт |
Цель: оценить эмоциональное состояние ребенка насколько оно стабильно и не вызывает тревоги со стороны родителя. |
||
1.2.4 |
Д. Стотт |
Цель: оценить эмоциональное состояние ребенка насколько оно стабильно и не вызывает тревоги со стороны учителя. |
||
1.2.5 |
Г. П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко |
Цель: определить наличие тревожности у детей. |
||
1.2.6 |
Диагностическая методика «Определение уровня эмоционального стресса ребенка» |
П.П. Кучегаш |
Цель: выявить уровень тревожности у ребенка. |
|
1.2.7 |
Н.Ф. Гребень |
Экспресс-оценка самочувствия, активности и настроения состояния ребенка. |
||
1.2.8 |
С. Розенцвейг |
Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. |
||
1.3. Подростковый возраст |
||||
1.3.1 |
А.О. Прохоров |
Методика позволяет выявить особенности переживания стресса: степень самоконтроля и эмоциональной лабильности в стрессовых условиях. Методика предназначена для людей старше 18 лет без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам. |
||
1.3.2 |
Ф.Т. Готвальд, В. Ховальд |
Цель: выявление глубины наличия стресса. |
||
1.3.3 |
Методика оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности |
Л.А.Курганский, Т.А. Немчин |
Методика предназначена для определения особенностей психического состояния человека по показателям психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности. |
|
1.3.4 |
В.В. Бойко |
Цель: выявление ряда психоэмоциональных особенностей и состояния испытуемого, таких как склонность к дистимии, эйфории или дисфории, импульсивности, аффективному поведению, трудностей в установлении эмоциональных контактов, эмоционального «выгорания». |
||
1.3.5 |
Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз» |
Методика разработана в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии им. С.М. Кирова |
Цель: определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе |
|
1.3.6 |
Т.А. Немчин, Дж. Тейлор |
Цель: выявление уровня эмоционального стресса. |
||
1.3.7 |
А. Уэссман, Д. Рикс |
Цель: определение самооценки, самочувствия и эмоционального состояния человека на момент обследования. |
||
1.3.8 |
Н.В.Киршева, Н.В.Рябчикова |
Цель: определение уровня стрессоустойчивости личности. |
||
1.3.9 |
G. Taylor, D. Ryan, R. Bagby адаптирована в Психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева. |
Представляет собой опросник, предназначенный для диагностики уровня алекситимии. Алекситимия свойственна людям, которые по тем или иным причинам ограниченно перерабатывают эмоциональные впечатления, выраженная алекситимия обусловливает неадекватное отношение к партнеру и проблемы в межличностных отношениях. |
||
1.3.10 |
Н.Е. Водопьянова |
Цель: выявление уровня стресса. |
||
1.4. Юношеский возраст |
||||
1.4.1 |
Е.П. Ильин, П.А. Ковалев |
Цель: выявление склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик. |
||
1.4.2 |
Методика «Интегральная диагностика и коррекция профессионального стресса» (ИДИКС) |
А.Б. Леоновой |
Методика позволяют в едином формате интегрировать информацию о качественно разнородных проявлениях стресса и определить степень его развития. |
|
1.4.3 |
В.П. Казначеева |
Цель: определение типа адекватной реакции человека. |
||
1.4.4 |
М. Люшер |
Методика, использующая феномен цветопредпочтения для диагностики нервно-психических состояний и выявления внутриличностных конфликтов. |
||
1.4.5 |
К. Изард, адаптирована А.Леоновой |
Цель: выявление по нарастанию различной степени выраженности данного переживания |
||
1.4.6 |
Ч.Д. Спилбергер (в адаптации Ю.Л. Ханина) |
Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. |
||
1.4.7 |
Модификация Г.Ш. Габдреевой опросника Ж. Тейлор |
Цель: определение личностной тревожности студентов. |
||
Раздел 2: ДИАГНОСТИКА ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИХ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ |
||||
2.1. Дошкольный возраст |
||||
2.1.1 |
Анкета (скрининг) на выявление характера травматического события (для родителей) анкета TESI-C |
Перевод Т.Я Сафоновой. |
Анкета позволяет собрать сведения о насилии – физическом, сексуальном, эмоциональном, данные о разлуке, похищении, несчастном случае, смерти. |
|
2.1.2 |
По И.М. Сеченову |
Цель: Диагностика эмоциональных особенностей личности, агрессивности, сферы общения. Методика применяется, начиная со старшего дошкольного возраста. |
||
2.1.3 |
А.И. Захаров, М.А. Панфилова |
Цель: диагностика, выявление и уточнение преобладающих видов страхов у детей старше 3-х лет. |
||
2.2. Младший школьный возраст |
||||
2.2.1 |
Т.Я. Сафонова |
Цель: выявление эмоционального состояния ребенка. |
||
2.2.2 |
Дж. Аллан |
Методика предназначена для определения возможного жестокого обращения с ребенком с использованием стратегии розового куста. Помогает выявить эмоциональное неблагополучие у детей любого пола и возраста. |
||
2.2.3 |
С.А. Хусейн, В.Р. Холкомб |
Опросник направлен на выявление посттравматического стрессового состояния. Предназначается для обследования мальчиков и девочек любого возраста (если возраст не позволяет самостоятельно заполнять тест, это делает психолог). |
||
2.2.4 |
Дж. Бук |
Диагностика эмоциональной и личностной сферы. |
||
2.2.5 |
Э. Вагнер |
Проективная методика исследования личности, позволяющая прогнозировать склонность к «открытому агрессивному поведению», в том числе и сексуальному, составляет специфичную особенность теста. |
||
2.3. Подростковый возраст |
||||
2.3.1 |
Анкета (скрининг) на выявление характера травматического события (для ребенка) |
Т.Я. Сафонова |
Анкета позволяет собрать сведения о видах насилия – физическом, сексуальном, эмоциональном, данные о разлуке, похищении, несчастном случае, смерти. Предназначена для анкетирования мальчиков и девочек любого возраста. |
|
2.3.2 |
Психодиагностическая методика для многомерной оценки детской тревожности |
Пособие разработано в ГУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева» |
Предлагаемая методика может быть использована, как в целях экспресс-диагностики тревожных состояний и причин тревожности у детей и подростков. |
|
2.3.3 |
Адаптирована в Психоневрологическом научно-исследовательском институте им. В.М.Бехтерева. |
Методика предназначена для диагностики доминирующих копинг-стратегий личности. |
||
2.3.4 |
Е. Хейм |
Методика Е. Heim позволяет исследовать 26 ситуационно-специфических вариантов копинг-механизмов, распределенных в соответствии с тремя основными сферами психической деятельности — когнитивной, эмоциональной и поведенческой. |
||
2.3.5 |
Р.В. Кадыров, У. Стил, П.Дж. Кордас |
Симптоматика посттравматического стресса и травматических переживаний различается у детей разного возраста и должна учитываться при первичной диагностике факта травмы. |
||
2.4. Юношеский возраст |
||||
2.4.1 |
У. Кук, Д.Медлей |
Данная методика позволяет оценивать уровень выраженности по шкалам цинизма, агрессивности и враждебности. |
||
2.4.2 |
У. Фей |
Цель: выявление уровня принятия других людей, состояния активизации психологической защиты (враждебность, агрессия) по данной методике. Предназначена для 5-11 классов. |
||
2.4.3 |
А.Т. Бек |
Методика используется для диагностики уровня депрессии. |